«Девушка с татуировкой дракоона» — фильм 2011 года режиссера Дэвида Финчера снятый по одноимённому роману шведского писателя Стига Ларссона.
Лисбет Саландер - девушка, которой по закону нужен опекун. Она не может быть самостоятельной, принимать жизненно важные решения, даже распоряжаться своими деньгами. Особенности психиатрической системы Швеции... Да, конечно, Элизабет - очень травмированная девушка, но в её психике очень большая здоровая часть. Именно она регулирует её жизнь. Удивительно, что, несмотря на все ужасные события в её жизни, она смогла сохранить себя как весьма здоровую, оно раненую личность.
Лисбет и ее агрессия
Первое, что это доказывает — это умение Лисбет обращаться со своей агрессией. На протяжении всего фильма она ни разу не стала инициатором агрессивных действий. Её жестокость всегда является ответной реакцией. Она постоянно готова к агрессивным действиям, но это последствие жизненных испытаний, которые сформировали определенные представления о мире. Её жизненный опыт заставил думать о мире как о чем-то очень опасном. Мир в её понимании— это жестокое и безжалостное место, где ее никто не может защитить. Лисбет всегда в полной готовности отразить нападение. Быть сильной и агрессивной — это важное условие ее выживания. Посттравматическое стрессовое расстройство заставляет её всегда быть в состоянии возбуждения, в постоянной готовности отразить атаку на нее. Саландер не обращается в полицию, когда сталкивается с насилием со стороны опекуна Нильса Бьюрмана, она уверена, что не найдет там защиты и понимания.
Несмотря на свою агрессивность, Лисбет вполне способна контролировать свой гнев. Она прекращает агрессивные действия, когда опасность миновала. В метро главная героиня отбирает свои вещи и убегает, останавливая свой гнев. Лисбет Саландер умеет планировать свои агрессивные действия и не впадает в безудержную ярость. Наказывая своего опекуна, она не выходит за границы своего плана. Ворвавшись в подвал, Лисбет ударом клюшки сбивает Мартина с ног, но останавливает свой гнев, так как нужна помощь Блумквисту. Кроме того, она спрашивает его о том, может ли она убить преступника. Все это говорит о том, что ее здоровая часть психики способна управлять агрессией. Лисбет не действует как психопат.
Эмпатия и Лисбет
Второе важное доказательство её психического здоровья — это наличие у Лисбет эмпатии. Она переживает болезнь своего опекуна Хольгера Пальмгрена. Лисбет по-настоящему к нему привязалась. Испытывая очень глубокие чувства печали и отчаяния, девушка не просто переживает за себя, она сочувствует своему опекуну, заботиться о нём.
Яркое проявление эмпатии мы видим в ситуации, когда ей Блумквист предлагает сотрудничество. Главная героиня не хочет с ним общаться, но узнав о том, что дело касается убийства девушек, соглашается. Это очень важно!
Расследование убийств девушек — это возможность для главной героини восстановить справедливость, а может быть и спасти девушек. Защищая жертв насильника, она пытается спасти и в себе свою израненную слабую женскую часть. Это доказывает, что в её внутреннем мире не потеряна связь с её слабой и униженной частью. У неё не случилось идентификация с агрессором. Она сохранила в своей душе уязвимость, её чувствующая часть не вытеснена окончательно в бессознательное. Она способна чувствовать, сопереживать, защищать и заботиться. Травмирующие события в жизни оставила в её психике огромную рану, но не убило в ней способность сопереживать и сочувствовать. Она умеет проявлять это к другим людям, но ей очень трудно быть чувствовать свою боль.
Страх чувствовать себя
У Лисбет телесность отделена от её личности. Тело — это её средство выживать. Контакт между телом и чувствами нарушен. У неё вообще уровень чувствительности снижен. Она не боится физической боли. Что такое физическая боль по сравнению с душевной!
Она легко входит в сексуальные отношения. Для неё секс не является проявлением эмоциональной близости. Это такой своеобразный способ убежать от близости, возможность быть на эмоциональной дистанции.
Люди для нее опасны, поэтому она комфортно чувствует себя в интеллектуальном мире, где нет отношений, близости и, значит, боли.
Важно, что Лисбет сближается, если человек для неё не опасен. Её опекун стар и поэтому изначально был безопасен. А любой мужчина для неё потенциально опасен и ужасен. Но с Блумквистом она почувствовала безопасность. Он в общении с ней удерживал дистанцию, обращался с ней как с коллегой. Лисбет привязалась к нему, даже влюбилась в него. Но возможно ли была у них любовь?
Лисбет и Блумквист. Возможна ли любовь?
Их отношения — это такой перевёртыш отношений между мужчиной и женщиной. В этой романтической истории Лисбет — герой. Это она спасает Блумквиста. Он оказался наивным и эмоциональным. Она — более интеллектуальной и сообразительной. Затем главная героиня спасает его второй раз, когда так красиво и отважно возрождает «Миллениум» и уничтожает Веннерстрёма, в результате чего репутация Блумквиста становится восстановленной. И, наконец, она покупает ему дорогую куртку в качестве рождественского подарка. Ну и кто в этих отношениях мужчина?
Блумквист видит в Лисбет ее сильную часть, ее неуязвимость, надежность, стойкость, рациональность. Он опасается ее силы. Но еще больше он боится прикоснуться к ее слабости. Там много боли, и это пугает его. Приближаясь к Лисбет, придется прикоснуться и к своей боли и к своей уязвимости.
Язык любви Лисбет — это спасение и забота. Она делает то, что хотела бы бессознательно, чтобы сделали для неё. Она говорит своему старому опекуну, что у неё появился друг. Но она влюблена в Блумквиста! И совсем неслучайно Лисбет влюбилась именно в главного героя.
Блумквист развёлся, так как изменял жене с замужней женщиной. При этом он продолжает отношения с любовницей, не требуя от неё развода. Блумквист не готов к настоящей близости. Ему очень важно быть в отношениях на дистанции. А у Лисбет слишком много бессознательных опасений по-настоящему приблизиться к человеку. Сознательно она уже готова к отношениям, но бессознательные защиты делают всё, чтобы близости не случилось в её жизни. Близость для неё — это не просто страшно и больно, это опасно для жизни. Позволить близость с другим человеком — это стать уязвимой, сбросить свои защиты, а это для нее совершенно пока непозволительно!
Лисбет как героиня
В жизни Лисбет главная травма — это травма брошенности. Она магическим образом повторяется в её жизни. Лисбет привязалась к опекуну, а он заболел и почти умирает. Лизбет влюбляется в Блумквиста, а он выбирает другую женщину.
Лисбет нужен надежный любящий внутренний объект, а он может сформироваться через опыт общения с внешним объектом. Замкнутый круг... И все же...
Лисбет научилась выживать в жестоком мире. Ее татуировка дракона как защита от внешнего мира, который на нее нападает и пытается уничтожить. Она научилась отражать нападения. И теперь ей важно научиться жить. Найти место, где безопасно и надежно. Это место важно найти во внешнем мире и, главное, во внутреннем мире. Она спасла Блумквиста и спасла девушек, потенциальных жертв Мартина Вангера. Возможно, этим она спасла и оживила в своей психики какие-то части, которые теперь могут проявлять себя, не боясь боли и отвержения. Этот процесс не быстрый, но вполне возможный.
Спасибо за то, что дочитали статью. Данная статья написана по просьбе читателя. Предлагайте, разбор каких фильмов или героев фильмов Вы бы хотели прочитать на моем канале.
Другие мои статьи про фильмы: