Искупительный храм Святого Семейства (Templo de la Sagrada Familia), известный просто как Саграда Фамилия, – католическая базилика в Барселоне (Испания), спроектированная архитектором Антонио Гауди. Это самое известное за пределами Каталонии творение Гауди, величайший образец каталонской модернистской архитектуры и самый посещаемый туристический объект в Испании. Три монументальных фасада открывают вход внутрь храма. Восточный посвящён Рождеству, западный – Страстям Христовым, южный, самый внушительный – Славе Божьей (Воскресенью Христову).
Фасад Рождества – единственный фасад, который был завершён при жизни Антонио Гауди. Фасад Страстей (исп. Fachada de la Pasion) был спроектирован Гауди ещё в 1911 году, а окончательный эскиз был нарисован в 1917 году, но грандиозные планы мастера начали воплощаться лишь спустя много лет после его смерти.
Посвящённый Страстям Христовым, он призван отразить события последних дней и часов земной жизни Иисуса из Назарета, которые завершились его распятием и воскресением. По этой причине Гауди задумал более строгий, скупой на детали и упрощённый фасад без украшений, с большим количеством голого камня. Он вырезан грубыми прямыми линиями, фигуры выполнены схематично, как будто вырублены из дерева, а колонны напоминают кости скелета.
Сам Гауди так описывал свою концепцию фасада Страстей: “Кому-то этот вход покажется слишком экстравагантным, но я хотел бы, чтобы он наводил страх. Желая добиться этого, я бы поиграл светом и тенью, выступающими частями и пазами – всем, что обычно даёт самый мрачный эффект. Более того, я готов сломать арки и разрезать колонны, чтобы дать представление о мучительности жертвы.”
Фасад Страстей начал строиться в 1954 году по чертежам и пояснениям, оставленным Гауди. В 1976 году фасад Страстей и четыре его башни были завершены.
В 1986 году начались работы по скульптурному оформлению фасада Страстей, которые доверили архитектору Жозепу Марии Субираксу (Josep Maria Subirachs), родившемуся в 1927 году в Барселоне. Именно Субиракс стал современным автором аскетичного фасада и разработал угловатый стиль скульптурных групп на фасаде Страстей. Жёсткие угловатые очертания человеческих фигур и лиц наглядно передают тяжкие страдания Иисуса и усиливают драматический эффект.
Работы по скульптурному оформлению фасада завершились в 2018 г. установкой триумфального креста и скульптурной группы “Пустой гроб”.
Также, как и фасад Рождества, фасад Страстей имеет три портала, посвящённых Вере, Надежде и Милосердию, среди которых выделяются бронзовые двери, созданные Субираксом.
Центральный портал – Милосердия (El Portal de la Caridad) – имеет две двери, испещрённые текстами из Евангелия, повествующими о последних днях жизни Христа. Дверной проём разделяет каменный средник с греческими буквами Альфа и Омега, символизирующими начало и конец. Двери имеют высоту 5,28 м., ширину 2,82 м. и вес 6500 кг.
Дверь слева содержит отрывки из Евангелия от Матфея, дверь справа – от Иоанна. Всего на дверях около 10 000 букв, некоторые из которых выделены позолоченной бронзой, как, например, фразы “I que es la veritat?” (И что есть истина?) и “Jesus de Natzaret, Rei dels Jueus” (Иисус из Назарета, царь Иудейский).
Перед вратами Евангелия (La Puerta del Evangelio) находится колонна Бичевания, которая заменяет крест, первоначально запланированный Гауди.
Портал Веры, или Гефсиманские врата (La Puerta de Getsemani), высотой 4,41 м. и шириной 2,40 м., посвящены молитве Иисуса в оливковом саду непосредственно перед его арестом.
Мы видим изображение молящегося Иисуса, пока его ученики спят. В верхней левой части появляется ночное небо с полной луной, как предвестник смерти. Внизу – многогранник с гравюры Альбрехта Дюрера “Меланхолия”.
Портал Надежды представляет собой Врата Тернового Венца (исп. Portal de la Coronacion de Espinas) высотой 5 м. и шириной 2,40 м. Здесь Иисус появляется высмеянный терновым венцом, плащом и тростью, как насмешка над его статусом царя. В другой сцене Иисус предстаёт перед Иродом и Пилатом, которые появляются симметрично лицом друг к другу, как будто в зеркале.
Портал украшают 12 скульптурных групп, организованных в три яруса. На первом повествуется о последней ночи Христа и бичевании, чуть выше изображены Христовы муки, а завершают рассказ сцены распятия, смерти и похорон Христа.
Субиракс изобразил на фасаде и магический квадрат из 16 чисел. Сумма четырёх из них в любом направлении (по горизонтали, вертикали, диагонали) даёт в итоге значение 33, возраст смерти Христа.
Перед порталами вырастают шесть наклонных колонн, поддерживающих огромный фронтон над порталами.
Фронтон включает 18 белых колонн в виде костей. Сверху расположен карниз из шестиугольных призм с надписью на латыни: “Iesus Nazarenus-Rex Iudaeorum” (Иисус Назаретянин – царь Иудейский). Венчает фронтон белый латинский крест высотой 7,5м. и шириной 4, 25 м.
Четыре веретенообразные башни, поднимающиеся над фасадом, посвящены четырём апостолам: Иакову, Варфоломею, Фоме и Филиппу. Шпили башен увенчаны вершинами из полихромной мозаики, символизирующими епископские атрибуты: крест, митру, посох и кольцо. Также на вершинах башен имеется начальная буква имени каждого апостола.
От шпилей лучами расходятся надписи Hosanna (спасение) и Excelsis (Вышние),ещё ниже видны слова Sanctus, Sanctus, Sanctus (“Свят, свят, свят”), которые повторяются три раза во славу святой троицы. Бог – Отец представлен жёлтым цветом, Сын – красным, а Святой дух – оранжевым, единением красного и жёлтого.
На каждой башне, ближе к основанию, написано латинское название и слово “Апостол”, а также видна скульптура апостола, которого она представляет. Фигуры апостолов на башнях – тоже работа Субиракса. Они были размещены в период с февраля по октябрь 2000 года.
Фасад Страстей отчётливо выделяется на общем фоне храма Саграда Фамилия, подтверждая своеобразие манеры Жозепа Марии Субиракса.
Скульптурная композиция этого каталонского скульптора вызвала немало критики за угловатую, “рубленую” манеру исполнения, лишающую фигуры человеческих черт. Жители Барселоны в шутку назвали их “звёздными воинами”.
Тем не менее его творение восхищает и покоряет как чистотой линий и детальностью скульптуры, так и совершенством гармонии объёмов общего целого и, представленной без излишнего пафоса, сценой, обрамляющей западный вход в храм.
✔ Ещё статьи по этой теме:
✔ Возможно, Вам будет интересно:
ИСТОЧНИКИ:
1. https://es.wikipedia.org/wiki/Templo_Expiatorio_de_la_Sagrada_Familia
2. Топчий И. Гауди. Москва: Издательство «Директ-Медиа», 2014
3. Ипатова М.В. Прогулки по Барселоне. Москва: Издательство «АСТ», 2020
4. Москвин А.Г. Барселона и вся Каталония. Москва: Издательство «Вече», 2016
5. Весь Гауди. Барселона: Издательство«EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2009
6. Вся Барселона. Барселона: Издательство «EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2001
7. Лучшее из Барселоны. Барселона: Издательство «Ediciones A. CAMPAÑA»
8. Путеводитель Барселона. Москва: Издательство «АЯКС-ПРЕСС», 2019
#оливияортиз #оливияортизпутешествия #путешествия #путешествиесоливией #oliviaortiztravel #саградафамилия #храмсвятогосемейства #барселонасаградафамилия #барселона #антониогауди #достопримечательностибарселоны #архитектурагауди #гаудисаградафамилия #искупительныйхрам #фасадстрастей #sagradafamilia