Найти в Дзене
Знания без границ

Как манго привозят в Россию: жизнь фрукта до полки супермаркета

Представьте: вы заходите в супермаркет, идёте к отделу с фруктами и видите — манго. Жёлтое, румяное, как будто только с пляжа. Лежит и манит: купи меня, я почти как отпуск на Бали. И мы покупаем. А потом дома — надкусываем и… что это? Кисло. Твёрдо. Неуловимо напоминает картошку с намёком на экзотику. Но погодите. Это не обман, не заговор сетей и точно не проклятие заморских плодов. Это просто манго. Вернее, манго после его большого гастролейного тура из далёких стран в наши торговые центры. Хотите знать, как именно он сюда попадает и почему по пути иногда теряет часть своей манговости? Тогда пристегните ремни — у нас фруктовый рейс. Давайте честно: в средней полосе России манго не растёт. Ни в Подмосковье, ни под Тулой. Этот фрукт — дитя тропиков. Индия, Таиланд, Вьетнам, Перу, Эквадор, Египет — у него, знаете ли, размах географии такой, что завидует любой тревел-блогер. И вот там, под солнышком, на плантациях с названиями, которые вы не выговорите с первого раза, манго растёт. Много.
Оглавление

Представьте: вы заходите в супермаркет, идёте к отделу с фруктами и видите — манго. Жёлтое, румяное, как будто только с пляжа. Лежит и манит: купи меня, я почти как отпуск на Бали. И мы покупаем. А потом дома — надкусываем и… что это? Кисло. Твёрдо. Неуловимо напоминает картошку с намёком на экзотику.

Но погодите. Это не обман, не заговор сетей и точно не проклятие заморских плодов. Это просто манго. Вернее, манго после его большого гастролейного тура из далёких стран в наши торговые центры. Хотите знать, как именно он сюда попадает и почему по пути иногда теряет часть своей манговости? Тогда пристегните ремни — у нас фруктовый рейс.

Сцена первая: где манго вообще растёт?

Давайте честно: в средней полосе России манго не растёт. Ни в Подмосковье, ни под Тулой. Этот фрукт — дитя тропиков. Индия, Таиланд, Вьетнам, Перу, Эквадор, Египет — у него, знаете ли, размах географии такой, что завидует любой тревел-блогер.

-2

И вот там, под солнышком, на плантациях с названиями, которые вы не выговорите с первого раза, манго растёт. Много. Красиво. Разных сортов — от маслянистого "альфонсо" до зелёного "кеп кео". Их там лелеют, как детей, а потом — без слёз не расскажешь — срывают чуть раньше срока.

Почему? А вот тут начинается магия логистики и немного грусти.

Сцена вторая: манго снимают зелёным. Нет, не из жадности.

Дело вот в чём. Если сорвать манго спелым — оно не доживёт до границы. А если зелёным — у него есть шанс дотянуть до нашего холодильника, хоть и с потерями в характере.

Именно поэтому манго в Россию чаще всего едут недозрелыми. Не потому что поставщики жадные или не уважают наш вкус. Просто логистика — штука суровая.

-3

Сцена третья: путешествие длиной в континенты.

Теперь внимание: манго, в зависимости от страны происхождения, может провести в дороге от 5 до 25 дней. Всё зависит от того, как его везут.

1. Самолётом — вариант дорогой, но быстрый. Используется, если речь идёт о премиум-сортах или о "вот прямо спелом" манго. Но будьте готовы: такое удовольствие будет стоить почти как авиабилет туда-обратно.

2. Морем — вариант бюджетный, но медленный. Контейнеры с фруктами (включая манго) грузят на корабли, где они плывут как в отпуск, только в рефрижераторе и без коктейлей. Температура — строго 10–13°C, вентиляция — обязательна, чтобы не задохнулись, как в пробке на МКАДе.

3. Комбо-вариант — сначала морем, потом по железной дороге или на грузовиках. Удачное сочетание для фруктов, не страдающих от длительного путешествия.

-4

Сцена четвёртая: растаможка и российская реальность.

Приехал, значит, манго в порт. А дальше — бюрократическая часть спектакля. Его проверяют: на наличие вредителей, гнили, радиоактивности (на всякий случай), соответствие стандартам и другим фруктовым требованиям.

Если всё хорошо, плод получает визу, штамп, и его пускают в страну. Если нет — досвидания, и манго возвращается на родину (в лучшем случае) или отправляется в утиль (в худшем).

И только после этого начинается внутрироссийское турне: от порта — на склады, оттуда — в распределительные центры, а потом уже в супермаркеты и на рынки. Где вы его и встречаете. Всё ещё слегка зелёного. Но уже на русском прилавке.

Почему он не такой, как "там"?

Ах, это вечное "там манго был вкуснее". Конечно, был. Потому что вы ели его, возможно, прямо под деревом. Или хотя бы на местном рынке, где он только утром сорван и уже успел понежиться на солнце. У него было время дозреть естественно, как положено по манговым канонам.

У нас же — холодильники, логистика и сроки годности. И да, часто манго, который доехал, надо ещё и дозревать дома. В бумажный пакет с яблоком, например — так он быстрее впитает этилен и станет мягким, ароматным и, наконец, тем самым.

-5

Но ведь бывает вкусный! Бывает же!

Бывает! Особенно если вы нашли хороший сорт (например, "Кент" или "Палмер"), если его правильно привезли, и если он успел отдохнуть пару дней после долгой дороги. Да и рынок — не последнее дело. Часто манго на рынках более спелый и вкусный, чем в супермаркетах. Почему? Потому что там меньше логистических танцев с бубном, и плоды могут дозреть уже на складе, а не на борту. В общем, манго — это не просто фрукт. Это путешественник, гость, у которого за плечами тысячи километров, холодильники, таможни

Так что в следующий раз, когда вы надкусываете манго и он "не очень" — вспомните его длинный путь. А потом дайте ему полежать денёк. И, кто знает, может, завтра он окажется именно тем самым — солнечным, сочным, и пахнущим отпуском.

-6