Найти в Дзене
АВТОДОК

Первый автомобильный навигатор: как Honda в 1981 году сделала революцию до эры GPS

Оглавление

Навигаторы в наших машинах — сегодня это привычный и незаменимый гаджет. Но ещё в начале 80-х годов прошлого века представить себе такое было сложно. В то время автомобильная навигация только зарождалась. И именно Honda первой сделала шаг, который навсегда изменил представление о том, как можно ориентироваться на дороге.

Electro Gyrocator — навигатор без спутников

В 1981 году японский автопроизводитель Honda представил Electro Gyrocator — первый в мире коммерческий автомобильный навигатор. Но что интересно — это устройство работало без GPS (который начал развиваться только в 90-х) и даже без спутников.

Как это было возможно? В основе навигатора лежала система инерциальной навигации: в приборе использовался гироскоп и датчики, которые измеряли угловое движение и пройденное расстояние автомобиля. Положение машины рассчитывалось с помощью вычислительного блока, который считывал данные с датчиков.

Как выглядел и работал Electro Gyrocator?

Внешне устройство напоминало небольшой экран с подсветкой, на котором отображалась карта маршрута. Карта представляла собой прозрачную пластиковую плёнку с нанесённым маршрутом, которая механически прокручивалась в зависимости от движения автомобиля. Таким образом водитель видел своё примерное местоположение и направление движения.

Плюс, навигатор делал отметки о пройденных участках, позволяя следить за прогрессом.

Интересные факты:

  • Electro Gyrocator стоил примерно как подержанная машина среднего класса в то время — около 2000 долларов. Для большинства автомобилистов устройство было слишком дорогим.
  • Система была достаточно точной, но имела погрешности, так как инерциальная навигация склонна к накоплению ошибок со временем.
  • Навигатор работал автономно и не требовал подключения к каким-либо внешним сетям — инновация, которая предвосхитила современный уровень автономности.

Почему это было важно?

Electro Gyrocator стал прародителем всех современных навигационных систем. Благодаря ему автопроизводители и инженеры получили первый опыт создания электронных помощников для водителей. Это дало толчок развитию технологий, которые спустя десятилетия переросли в GPS-навигаторы и комплексные мультимедийные системы.

Как развивалась навигация после Electro Gyrocator?

  • В конце 80-х и 90-х появились первые GPS-навигаторы, основанные на спутниковой системе, изначально разработанной для военных нужд США.
  • Появились портативные устройства, а затем и встроенные мультимедийные комплексы с навигацией.
  • Современные навигаторы и приложения используют данные со спутников, дорожных камер, пробок в реальном времени, голосовое управление и многое другое.

Итог: первый автомобильный навигатор — это пример того, как инновации и нестандартные инженерные решения формируют будущее автомобильной индустрии. Сегодня мы путешествуем по дорогам с помощью спутников и интернета, а 40 лет назад всё начиналось с гироскопа и плёнки.