Навигаторы в наших машинах — сегодня это привычный и незаменимый гаджет. Но ещё в начале 80-х годов прошлого века представить себе такое было сложно. В то время автомобильная навигация только зарождалась. И именно Honda первой сделала шаг, который навсегда изменил представление о том, как можно ориентироваться на дороге.
Electro Gyrocator — навигатор без спутников
В 1981 году японский автопроизводитель Honda представил Electro Gyrocator — первый в мире коммерческий автомобильный навигатор. Но что интересно — это устройство работало без GPS (который начал развиваться только в 90-х) и даже без спутников.
Как это было возможно? В основе навигатора лежала система инерциальной навигации: в приборе использовался гироскоп и датчики, которые измеряли угловое движение и пройденное расстояние автомобиля. Положение машины рассчитывалось с помощью вычислительного блока, который считывал данные с датчиков.
Как выглядел и работал Electro Gyrocator?
Внешне устройство напоминало небольшой экран с подсветкой, на котором отображалась карта маршрута. Карта представляла собой прозрачную пластиковую плёнку с нанесённым маршрутом, которая механически прокручивалась в зависимости от движения автомобиля. Таким образом водитель видел своё примерное местоположение и направление движения.
Плюс, навигатор делал отметки о пройденных участках, позволяя следить за прогрессом.
Интересные факты:
- Electro Gyrocator стоил примерно как подержанная машина среднего класса в то время — около 2000 долларов. Для большинства автомобилистов устройство было слишком дорогим.
- Система была достаточно точной, но имела погрешности, так как инерциальная навигация склонна к накоплению ошибок со временем.
- Навигатор работал автономно и не требовал подключения к каким-либо внешним сетям — инновация, которая предвосхитила современный уровень автономности.
Почему это было важно?
Electro Gyrocator стал прародителем всех современных навигационных систем. Благодаря ему автопроизводители и инженеры получили первый опыт создания электронных помощников для водителей. Это дало толчок развитию технологий, которые спустя десятилетия переросли в GPS-навигаторы и комплексные мультимедийные системы.
Как развивалась навигация после Electro Gyrocator?
- В конце 80-х и 90-х появились первые GPS-навигаторы, основанные на спутниковой системе, изначально разработанной для военных нужд США.
- Появились портативные устройства, а затем и встроенные мультимедийные комплексы с навигацией.
- Современные навигаторы и приложения используют данные со спутников, дорожных камер, пробок в реальном времени, голосовое управление и многое другое.
Итог: первый автомобильный навигатор — это пример того, как инновации и нестандартные инженерные решения формируют будущее автомобильной индустрии. Сегодня мы путешествуем по дорогам с помощью спутников и интернета, а 40 лет назад всё начиналось с гироскопа и плёнки.