Найти в Дзене

Автомобили первых лиц: со времен СССР до современной России

Роскошные и надежные автомобили всегда были частью имиджа политических лидеров. В СССР правители тоже не отставали — их гаражи могли соперничать с коллекциями самых богатых автолюбителей. Давайте вспомним, на чем ездили руководители Советского Союза и на чем сейчас ездят представители современной России. Первым автомобилем Владимира Ленина стал Rolls-Royce Silver Ghost, с которым он познакомился еще до революции — во Франции его сбил именно такой автомобиль. Позже, уже в СССР, Ленину достался кабриолет Rolls-Royce 1914 года, ранее принадлежавший великому князю Михаилу Романову. Машина оснащалась мощным 7,0-литровым двигателем. Помимо этого, для Ленина создали аэросани на базе Rolls-Royce, на которых он ездил зимой. Иосиф Сталин предпочитал американские автомобили. Его любимцем был Packard Twelve — подарок от президента США Франклина Рузвельта. Этот бронированный лимузин с 12-цилиндровым двигателем развивал 155 л.с. и весил 6 тонн. На нем Сталин ездил на ключевые международные встречи,
Оглавление

Роскошные и надежные автомобили всегда были частью имиджа политических лидеров. В СССР правители тоже не отставали — их гаражи могли соперничать с коллекциями самых богатых автолюбителей. Давайте вспомним, на чем ездили руководители Советского Союза и на чем сейчас ездят представители современной России.

Ленин и его Rolls-Royce

Первым автомобилем Владимира Ленина стал Rolls-Royce Silver Ghost, с которым он познакомился еще до революции — во Франции его сбил именно такой автомобиль. Позже, уже в СССР, Ленину достался кабриолет Rolls-Royce 1914 года, ранее принадлежавший великому князю Михаилу Романову. Машина оснащалась мощным 7,0-литровым двигателем. Помимо этого, для Ленина создали аэросани на базе Rolls-Royce, на которых он ездил зимой.

Сталин и американский автопром

Иосиф Сталин предпочитал американские автомобили. Его любимцем был Packard Twelve — подарок от президента США Франклина Рузвельта. Этот бронированный лимузин с 12-цилиндровым двигателем развивал 155 л.с. и весил 6 тонн. На нем Сталин ездил на ключевые международные встречи, включая Тегеранскую и Ялтинскую конференции.

Packard Twelve
Packard Twelve

Маленков и советский ЗИС-110

Георгий Маленков чаще всего передвигался на ЗИС-110 — первом советском представительском лимузине. Машина создавалась под влиянием американского Packard и оснащалась 8-цилиндровым мотором (140 л.с.). В салоне были кожаные диваны, радиоприемник и даже электрогидравлические стеклоподъемники.

ЗИС-110
ЗИС-110

Хрущев и его спортивные автомобили

Никита Хрущев обожал автомобили и привозил из-за границы редкие модели, включая Rolls-Royce Silver Cloud и Cadillac Fleetwood. Но самым необычным его приобретением стал Mercedes-Benz 300 SL «Крыло чайки» — один из первых спорткаров с инжекторным двигателем. Правда, Хрущев не использовал его лично, а передал для изучения инженерам.

Леонид Брежнев

Брежнев был настоящим автолюбителем. В его коллекции были Cadillac Eldorado, Lincoln Continental, Mercedes-Benz 600 Pullman и даже Maserati Quattroporte — подарок итальянских коммунистов. Для поездок на охоту ему сделали специальную версию «Волги» ГАЗ-24 с внедорожной трансмиссией от УАЗ-469.

Андропов и Черненко

Юрий Андропов не увлекался автомобилями, но при нем появился новый бронированный ЗИЛ-41045 с 7,7-литровым двигателем. Константин Черненко, правивший недолго, использовал ту же модель.

ЗИЛ-41045
ЗИЛ-41045

Горбачев и последний советский ЗИЛ

Михаил Горбачев ездил на бронированном ЗИЛ-41052 — одном из 22 экземпляров, выпущенных вручную. Машина весила 5,5 тонн и разгонялась до 100 км/ч за 13 секунд.

ЗИЛ-41052
ЗИЛ-41052

Борис Ельцин

В первые годы президентства Ельцин передвигался на ЗИЛ-41047 — бронированном лимузине. К середине 1990-х годов кортежи российских чиновников массово перешли на Mercedes-Benz S-класса (W140). Ельцин тоже стал использовать этот автомобиль — сначала Mercedes-Benz S600 Guard (бронированная версия), а позже и другие модификации.

Владимир Путин

Владимир Путин за годы своего пребывания у власти сменил несколько поколений служебных автомобилей.

В начале своего президентского срока (2000-е годы) Путин, как и большинство высокопоставленных российских чиновников того времени, передвигался на бронированных Mercedes-Benz S-класса. Основной машиной кортежа тогда был Mercedes-Benz S600 Guard (W140) - 6,0-литров V12 мощностью 408 л.с.

Позже, в 2008-2018 годах, основной машиной президентского кортежа стал Mercedes-Benz Pullman на базе W221. Этот лимузин длиной более 6 метров имел увеличенную бронезащиту и усовершенствованные системы безопасности.

С 2018 года Путин пересел на российский Aurus Senat, разработанный в рамках проекта "Кортеж". Этот автомобиль оснащён гибридной силовой установкой (4,4-литровый V8 + электромотор) суммарной мощностью 590 л.с, имеет уникальную систему полного привода и обладает бронезащитой уровня VR9.

Aurus разрабатывался совместно с НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный институт) и частично использует технологии Porsche.

Дмитрий Медведев

В период своего президентства (2008-2012) Дмитрий Медведев использовал аналогичные Путину автомобили: Mercedes-Benz S600 Guard (W221) и Mercedes-Maybach S62.

После перехода на пост премьер-министра Медведев одним из первых начал использовать Aurus Senat в рамках программы перехода госаппарата на отечественные автомобили.

Заключение

История служебных автомобилей российских лидеров представляет собой яркую иллюстрацию трансформации страны за последние три десятилетия. От роскошных иностранных Mercedes и BMW 1990-х годов до современных отечественных Aurus – этот путь отражает ключевые этапы развития российской государственности и промышленности.

Советское наследие в виде громоздких ЗИЛов в 1990-е годы быстро уступило место немецким лимузинам, что символизировало открытость новой России западным технологиям и стандартам. Однако уже в 2010-е годы начался обратный процесс – осознанный переход на отечественные разработки. Проект "Кортеж" и создание бренда Aurus стали не просто импортозамещением, а амбициозной заявкой на технологический суверенитет.