Известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Григорий Потёмкин решил приобрести одно из изделий Джеймса Кокса для Эрмитажа государыни. Это был знаменитый автомат из позолоченной меди, первоначально позолота была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудный, а его туловище местами покрывали цветные лаки.
Павлин- часы действительно изготовлены в Лондоне - английским ювелиром и часовых дел мастером Дж. Коксом, но не для государыни Екатерины Алексеевны , а для знаменитого коллекционера и британского посла в Тосканском герцогстве 4-ого графа Клаверинг- Купер и он был давним клиентом Дж. Кокса.
Потемкин решил сразить императрицу невероятно красивым и сложным подарком. «Это обязательно должен быть павлин», — сказал князь английскому послу Гаррису, рассеянно листая старинное издание «Эмблематики», настольной книги придворных XVIII века. «Почему?» — удивился Гаррис. «Она раньше называла меня павлином», — вздохнул князь.
Имя ювелира Джеймса Кокса было хорошо известно в Лондоне. Он создавал чрезвычайно хитроумные часы, инкрустированные золотом, серебром и драгоценными камнями. Лучшие свои работы Кокс выставлял в собственном музее, где их сразу расхватывали богатые европейские аристократы.
Кокса знали и далеко за пределами Старого Света. Англичанин поставлял золотых механических животных самым капризным клиентам — индийским махараджам и китайским императорам. Азиатские монархи ласково именовали роскошные механизмы sing-songs, то есть «песенки».
В 1772 году Кокс изготовил для парижской выставки изумительного лебедя, которого спустя сотню лет описал Марк Твен в книге «Простаки за границей»: «Я любовался серебряным лебедем, который двигался и поглядывал вокруг, совсем как живой, — я любовался, как он плавает уверенно и грациозно, словно родился в болоте, а не в ювелирной мастерской; любовался тем, как он выхватил из воды серебряную рыбку, закинул голову и проделал все обычные сложные движения, чтобы проглотить ее…»
Лебедь исправен и по сей день; а вот пятиметровый серебряный водопад позади него утрачен.
А в 1774 году Кокс представил в Дублине двух громадных павлинов. Каждый павлин сидел на дубовом пне, в основании которого пряталась змейка. Когда механизм приводился в действие, змейка начинала ползти по пню вверх, а павлин поворачивался на 180 градусов и распускал хвост.
Итак, гениальный мастер был найден. Теперь нужно было дать ему задание.
В бумагах канцелярии Зимнего дворца, относящихся к приобретениям императрицы Екатерины II в 1781 году, указаны выплаты (30 сентября и 14 декабря) часовых дел мастеру Юри, за доставленные из Англии часы в сумме 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов). Выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.
При перевозке части механизма подверглись повреждениям и нуждались в ремонте. Собрал эти часы в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало.
Потёмкин не увидел механизма в сборе, так как скончался в 1791 году. После смерти князя императрица Екатерина II забрала в казну дом Потёмкина — Таврический дворец, в нём диковинные часы стояли несколько лет, а затем в 1797 году были доставлены в Эрмитаж.
Интересно отметить движение фигуры павлина: птица медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв, а затем, повернувшись к зрителям спиной, на несколько секунд замирает, после чего возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста.
По одной из версий, Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное фуэте, тем самым демонстрируя своё отношение к царскому двору, для которого птичка и предназначалась.
Есть версия, что над созданием часов также трудился английский мастер-часовщик Фредерик Юри, так как в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J (Jury). Но был ли Фредерик Юри автором всей композиции или же только принимал участие в её изготовлении — неизвестно. Однако именно Юри доставил этот шедевр в Петербург.
В автомате используются четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры совы, павлина и петуха. Порядок работы: первой просыпается сова — символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс.
Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост — символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста — посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.
А где всё-таки можно узнать, который час? Эта деталь открывается зрителю уже после знакомства со всем механизмом. Циферблат спрятан… в небольшом грибочке в самом низу.
Римские цифры указывают час, арабские — минуты, а секундной стрелкой является мельтешащий хвостик стрекозы.
Первоначально павлин был наделен голосом. Несохранившийся механизм приводил в действие трещотку, имитировавшую крик птицы. Павлин начинал «звучать» в тот момент, когда распускался его хвост. Петуха, криком которого завершалось представление, озвучивает крошечный органчик с мехом и одной языковой трубочкой. Особое устройство быстро изменяет высоту тона и прерывает поступление воздуха в органчик.
----------------------------------------------------------------------------------------------
фото Яндекс картинки
источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлин_(часы) , https://dzen.ru/a/ZxI7hiT-kmJ6iyqV, https://dzen.ru/a/ZEXfFdtUs0xRYlki
---------------------------------------------