Найти в Дзене
Фильм на вечер

Фильмы нашего детства: 7 веских причин почему современным детям они кажутся скучными

Оглавление

Недавно решил показать своей племяннице «Приключения Электроника» — помните этот шедевр? Думал, будет восторг, а получилось... Через полчаса она зевала и спрашивала: «Дядя Костя, а когда начнется что-то интересное?» И тут меня осенило: неужели те фильмы, которые когда-то заставляли нас прилипать к экрану телевизора, действительно стали скучными для нового поколения? Я решил разобраться в этом вопросе и нашел 7 веских причин, почему детские фильмы 80-90-х кажутся современным детям неинтересными. Каждую причину покажу на примере конкретного фильма.

1. Медленный темп повествования

Приключения Электроника (1979)

Приключения Электроника (1979)
Приключения Электроника (1979)

Жанр: Детский, фантастика, музыкальный
Режиссер:
Константин Бромберг
В главных ролях:
Юрий Торсуев, Владимир Торсуев, Юрий Чернов
Страна:
СССР
Оценки
КП/IMDb: 8.1/7.6

Первая и главная причина — темп повествования в старых фильмах. «Электроник» мог позволить себе долгие сцены, где герой просто учится быть человеком, размышляет, наблюдает. Помню, как мы с братом могли часами смотреть на то, как робот изучает человеческие эмоции — это казалось завораживающим! В советских детских фильмах режиссеры не боялись делать паузы, давать зрителю время подумать и прочувствовать происходящее. Современные дети, живущие в эпоху клипового мышления, теряют интерес уже через 8-10 секунд без динамичного действия. Исследования показывают, что внимание к экрану у современных детей формируется под воздействием коротких роликов и быстрых переключений сцен.

2. Простые спецэффекты против современной графики

Тайна третьей планеты (1981)

Тайна третьей планеты (1981)
Тайна третьей планеты (1981)

Жанр: Анимация, детский, фантастика
Режиссер: Роман Качанов
В главных ролях: Ольга Громова, Всеволод Ларионов, Юрий Волынцев
Страна: СССР
Оценки КП/IMDb: 8.1/7.5

Эволюция спецэффектов в детском кино — вторая причина. Каждый кадр этого мультфильма рисовался вручную, аниматоры вкладывали душу в каждое движение персонажа. Помню, как завораживала эта анимация — всё двигалось плавно, естественно, хотя и были нарисованы от руки. Современные дети, избалованные компьютерной графикой Marvel и Pixar, воспринимают рисованную анимацию как «старомодную». Им нужны яркие 3D-эффекты и фотореалистичные персонажи, а не душевная теплота классической анимации. Диснеевская анимация разных эпох тоже прошла этот путь — от теплой рисованной классики к цифровому совершенству.

3. Отсутствие постоянного экшена

Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные (1984)

Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные (1984)
Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные (1984)

Жанр: Детский, комедия, семейный
Режиссер: Владимир Алеников
В главных ролях: Егор Дружинин, Дмитрий Барков, Ингрид Олеринская
Страна: СССР
Оценки КП/IMDb: 7.8/7.2

Третья причина — обычные школьные приключения без супергероев и взрывов. В этом фильме дети просто дружат, влюбляются, попадают в смешные ситуации, решают обычные школьные проблемы. Для нас это было захватывающе — ведь мы узнавали себя в героях! Сегодняшним детям такой сюжет кажется «слишком простым» — где драки, погони, спасение мира каждые десять минут? Они привыкли к постоянному адреналину в современном кино, где герои сражаются с монстрами или обладают сверхспособностями. Обычная детская дружба и школьные переживания кажутся им скучными.

4. Скрытая мораль вместо прямых посланий

Новогодние приключения Маши и Вити (1975)

Новогодние приключения Маши и Вити (1975)
Новогодние приключения Маши и Вити (1975)

Жанр: Детский, фэнтези, музыкальный
Режиссер: Игорь Усов, Геннадий Казанский
В главных ролях: Наталья Симонова, Юра Клепиков, Игорь Ефимов
Страна: СССР
Оценки КП/IMDb: 7.5/6.8

Четвертая причина — воспитательный элемент в детском кино подавался через сказку, а не прямые нравоучения. Фильм учил дружбе и смелости ненавязчиво, через приключения в сказочном мире. Современные дети привыкли к более прямолинейным посланиям и иногда просто не улавливают эти тонкие моральные уроки. Кстати, после просмотра этого фильма я неделю напевал «Три белых коня» — вот что значит настоящее воздействие на детскую душу!

5. Психологическая глубина против простых развлечений

Мэри Поппинс, до свидания (1983)

Мэри Поппинс, до свидания (1983)
Мэри Поппинс, до свидания (1983)

Жанр: Детский, мюзикл, фэнтези
Режиссер: Леонид Квинихидзе
В главных ролях: Наталья Андрейченко, Альберт Филозов, Лариса Удовиченко
Страна: СССР
Оценки КП/IMDb: 7.7/7.1

Пятая причина — психологическая сложность. Советская версия Мэри Поппинс была глубже многих современных детских фильмов. Здесь не было простых ответов на сложные вопросы, дети должны были думать, анализировать. Сегодняшние дети предпочитают готовые решения и четкое разделение на «хороших» и «плохих» героев.

6. Научная фантастика без современных технологий

Москва — Кассиопея (1973)

Москва — Кассиопея (1973)
Москва — Кассиопея (1973)

Жанр: Детский, фантастика, приключения
Режиссер: Ричард Викторов
В главных ролях: Мила Берлинская, Сергей Образцов, Василий Меркурьев
Страна: СССР
Оценки КП/IMDb: 7.1/6.5

Шестая причина — устаревшие представления о будущем. Этот космический фильм был революционным для своего времени, показывал невероятные для 70-х годов технологии и идеи. Но современный ребенок, видевший «Звездные войны» последних лет или «Стражей галактики», не впечатлится космическими кораблями из картона и фольги. Хотя идеи межзвездных путешествий и характеры персонажей остаются актуальными, визуальная составляющая безнадежно проигрывает современным блокбастерам с их компьютерной графикой за миллионы долларов.

7. Сложные сюжеты требуют концентрации внимания

Д'Артаньян и три мушкетера (1978)

Д'Артаньян и три мушкетера (1978)
Д'Артаньян и три мушкетера (1978)

Жанр: Приключения, исторический, детский
Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич
В главных ролях: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин
Страна: СССР
Оценки КП/IMDb: 8.7/8.2

Седьмая причина — сложность сюжета. Хотя формально это не детский фильм, но многие из нас выросли на приключениях отважного гасконца. Политические интриги XVII века, сложные характеры персонажей, многоплановый сюжет — всё это требует концентрации внимания. Современным детям с их клиповым мышлением сложно следить за запутанными отношениями между героями, когда они привыкли к линейным историям.

Выводы

Дело не в том, что советские и российские детские фильмы стали хуже, а в том, что кардинально изменилось восприятие. Мы живем в эпоху мгновенного удовольствия и быстрых решений, когда все должно происходить здесь и сейчас. Ностальгия по детским фильмам 80-90-х — это не просто тоска по прошлому, а понимание того, что тогда кино учило терпению, вниманию к деталям, способности видеть красоту в простых вещах. Современные дети не виноваты в том, что их мир устроен по-другому. Но знаете что? Иногда стоит притормозить, сесть рядом с ребенком и объяснить, почему стоит потерпеть медленное начало — ради настоящих эмоций и глубоких смыслов, которые дают эти фильмы. Может быть, тогда «старые» картины снова обретут свою магию.

А какой детский фильм из вашего детства до сих пор остается любимым?
Делитесь в комментариях! 👇 Ставьте лайки! 👍