Найти в Дзене
Учитель Сун

Что такое КПЭК и почему он тревожит Индию

карта КПЭК
карта КПЭК

Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК) - один из крупнейших проектов в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Он стартовал в 2015 году и включает более 60 миллиардов долларов инвестиций в инфраструктуру, энергетику, логистику и коммуникации. Маршрут тянется от китайского города Кашгар до пакистанского порта Гвадар, предоставляя Китаю прямой выход к Аравийскому морю и обход традиционно уязвимого Малаккского пролива.

Для Пакистана КПЭК - шанс на масштабную модернизацию. В рамках проекта строятся автомагистрали, гидроэлектростанции, нефтепроводы и оптоволоконные линии. Создаются специальные экономические зоны, такие как Рашакай (в Хайбер-Пахтунхве) и Аллама Икбал (в Пенджабе). Порт Гвадар позиционируется как будущий логистический хаб Юго-Западной Азии.

Си Цзиньпин провел переговоры с президентом Пакистана Асифом Али Зардари
Си Цзиньпин провел переговоры с президентом Пакистана Асифом Али Зардари

Однако стратегическая важность проекта делает его не только экономическим, но и политическим инструментом. Один из ключевых участков коридора проходит через Гилгит-Балтистан - территорию, которую Индия считает частью спорного региона Джамму и Кашмир. В ответ Нью-Дели называет КПЭК нарушением своего суверенитета и отказывается признавать любые договорённости, касающиеся этого маршрута.

Истребитель J-10C
Истребитель J-10C

Помимо правового аспекта, Индию беспокоит практическая сторона: углубляющееся военное и экономическое сотрудничество между Пекином и Исламабадом усиливает позицию Пакистана в регионе. В 2022 году Пакистан стал первым иностранным покупателем китайских истребителей J-10C, оснащённых ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности. Совместные учения, поставки вооружений и участие Китая в инфраструктуре на спорных территориях воспринимаются в Индии как попытка стратегического окружения.

На этом фоне США и ряд других стран выражают обеспокоенность ростом китайского влияния в Южной Азии. С расширением КПЭК в сторону Афганистана и потенциальной интеграцией с иранским портом Чабахар проект выходит за рамки двустороннего сотрудничества и становится элементом новой региональной архитектуры.

Нападение на микроавтобус Института Конфуция в Пакистане
Нападение на микроавтобус Института Конфуция в Пакистане

Тем не менее КПЭК сталкивается и с внутренними трудностями. В ряде районов Белуджистана и Хайбер-Пахтунхвы фиксируются нападения на объекты, связанные с проектом. Местные жители выражают недовольство непрозрачным распределением выгод и отсутствием участия в принятии решений. В сочетании с бюрократическими задержками и финансовыми разногласиями это тормозит реализацию отдельных участков коридора.

Таким образом, КПЭК - это не просто транспортный проект. Это сложный политико-экономический механизм, где каждый километр дороги несёт в себе политическое значение. Пока Китай продвигает свой глобальный проект, Пакистан надеется на развитие, а Индия укрепляет оборону, этот коридор остаётся не только путём для грузов, но и линией напряжённости в одном из самых чувствительных регионов мира.