Найти в Дзене

Естественность в практике: почему путь к легкости лежит через усилия

На тему этой заметки меня натолкнули вопросы на первом занятии начавшегося на этой неделе практикума по Дыханию.

"По горячим следам" хочу поделиться с вами, потому что эти размышления, как мне кажется, актуальны не только для духовных и физических практик, но и для разного рода деятельности, где можно говорить о мастерстве.

Искусство, спорт, практики — во всех сферах истинное мастерство часто выглядит непринуждённым. Однако за этой кажущейся простотой скрывается долгий путь изучения и освоения техник и принципов этой деятельности, отработка требований и преодоления сложностей. Искомые состояния естественности и лёгкости не даются изначально — к ним приходят как к результату за долгое время постепенного овладения навыком, внимательного повторения и глубокого погружения в процесс. Через дисциплину в отработке и следовании требованиям, может прийти к безусильности, которая сделает доступным другой уровень практики.

То, что в искусстве каллиграфии может выглядеть как красивая небрежность - результат долгого Пути практики
То, что в искусстве каллиграфии может выглядеть как красивая небрежность - результат долгого Пути практики

Для примера - пару слов о том, как это работает в живописи и музыке. Винсент Ван Гог, чьи работы сегодня восхищают экспрессией и свободой мазка, начинал с бесконечных этюдов и изучения анатомии. Его ранние рисунки были жесткими, а композиции — неуверенными. Лишь через годы практики, через тысячи набросков и экспериментов с цветом, он обрёл ту спонтанность, которая создала его стиль.

То же и с музыкой. Скажем, пианист, не освоивший гаммы, не сыграет сложное произведение так, чтобы быть достаточно расслабленным, чтобы пальцы сами легко скользили по клавишам, но при этом достаточно внимательным, чтобы проникнуться смыслом музыкальной композиции и удерживая всю "ткань" приведения расставить нужные акценты.

Почему нельзя обойти сложное?

Попытки сократить путь, избегая порой «скучных» этапов, может привести к недостатку понимания. Детали, из которых позднее складывается объемное видение, будут ускользать, что может привести к поверхностной легкости.

Очевидная во многих упражнениях цигун и некоторых стилях внутренних школ (особенно тайцзицюань Ян) внешняя мягкость, плавность и даже "скрытость" движений, в совокупности с принципами естественности и расслабления могут привести к обманчивому восприятию. Будто и выполняться эти техники мы изначально должны в легкости и естественности, в то время как любая форма для понимания и освоения требует разбора на элементы, каждый из которых долго и внимательно отрабатывается. Иначе велика вероятность, что мы просто будем делать то, что привыкли - эти отпечатки сильны и в теле, буквально, как мышечная память, и наработанный паттерн, и в уме, для изменения привычек которого необходимы сознательные усилия.

Путь легкого движения кисти мастера каллиграфии невозможен без владения базой - написания черт, их последовательности и значения
Путь легкого движения кисти мастера каллиграфии невозможен без владения базой - написания черт, их последовательности и значения

Сложные техники — как алфавит: без знания букв не сложить поэзию. Но, конечно, правы будут и те, кто скажет, что само по себе знание букв не рождает поэзию. Жизнь любым техникам, навыкам и знаниям придает способность расслабиться в них. Расслабиться на всех уровнях, от тела до ума, чтобы внимание стало просторным, и в то же время тонко присутствующим. Так, чтобы при необходимости за движением мысли свободно следовало ци и тело.

Поэтому, избыточная концентрация тоже не пойдет на благо, вслед за большим напряжением и "сжиганием" всех сил зачастую вызывая отторжение к процессу.

Так что ответ как всегда в поиске баланса.

О балансе этих двух полюсов:

- точного следования техникам и требованиям, которое взращивает и целостные связи и паттерны в теле и движении, и развивает саму способность к удержанию, успокоению и направлению внимания

- и расслабления, освобождения от избытка контроля и как следствие - естественности,

хорошо написано в статье "Живая и мёртвая вода" в методике цигун и тайцзи" Андрея Михайловича Усолова.

Вот мысль из этой публикации (рекомендую к прочтению целиком)):

Мёртвая вода соединяет разрозненные части мёртвого тела, как бы склеивает их в единую, целостную структуру. Важный нюанс, который также отражён в некоторых сказках – сложить надо правильно (анатомически верно)! И только после того, как тело физически, геометрически восстановлено, на него льют «живую воду».
Естественную подвижность, непринуждённость, свободу и Расслабление можно сравнить с «живой водой». Само «движение Ци» всегда сопряжено с Расслаблением тела и Покоем ума, это вообще необходимое условие для существования Ци. Ци ещё сравнивают с водичкой, способной всегда найти новое русло, а потому не знающее преград.
Но что будет, если разрозненные, разрубленные части тела полить сразу же «живой водой»? – Будет ужас пострашнее фильмов Хичхока - они начнут расползаться каждая в свою сторону. [...]
Именно поэтому в методике следует придерживаться меры и Последовательности. Защищённая Последовательность это когда «сначала правильно, потом естественно». Причём поначалу «правильно» может быть и не естественным, ибо во многих из нас естественным стало длительное искривление.

А что в практике дыхания и медитации?

Здесь тоже есть свой путь от контроля к спонтанности.

Для примера возьмём буддийские техники осознанности: невозможно достичь состояния так называемого открытого присутствия, где внимание свободно охватывает всё без цепляния, не освоив сначала однонаправленную концентрацию. Эту же однонаправленность, или собирание внимания развивает выполнение форм тайцзи, дыхательные техники, требующие именно сознательной регуляции.

Начинающий, который пытается сразу «отпустить ум», чаще всего обнаруживает, что мысли скачут, как испуганная обезьяна. Только через месяцы (или годы) тренировки фокуса на объекте — движении, дыхании — ум становится устойчивым.

То, что становится сбалансированной легкостью - результат внимательной точности
То, что становится сбалансированной легкостью - результат внимательной точности

То же с дыханием. И в традиционных и в современных системах ключевой этап — освоение полного дыхания. Часто люди, не уделявшие специального внимания дыханию, дышат поверхностно, а в процессе полного дыхания мы учимся сознательно и детально вовлекать живот, рёбра, ключицы. Постепенно это словно увеличивает "разрешающую способность" этого процесса, мы начинаем видеть и регулировать мельчайшие детали и изменения, и далее обнаруживаем всё более тонкие движения, сопровождающие каждый вдох и выдох. Поначалу это требует усилий: кажется, что тело сопротивляется, а ум путается в ритме. Но именно через такие «неудобные» этапы формируется новый паттерн. Если же сразу пытаться дышать «безусильно», не закрепив навык, мы бессознательно вернёмся к привычному режиму — например, грудному дыханию (которое, кстати, в теле ассоциировано с тревогой), или слабым вдохам и коротким, словно падающим выдохам.

Мозг и тело учатся через повторение. Когда мы много раз осознанно направляем внимание к дыханию или удерживаем непривычный ритм вдоха-выдоха, нейронные связи перестраиваются, и затем тело и ум начинают поддерживать оптимальные паттерны сами, без напряжения.

Так что даже в таких, казалось бы, «естественных» практиках, как медитация и дыхательные упражнения, лёгкость — результат долгого осознанного труда, который трансформирует усилия в навык тонкой регуляции ума и тела.

-4

Буду рада вашим мыслями и вопросам по теме)