Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Рыть или не рыть — вот в чем вопрос. Какие перспективы развития метро в Подмосковье?

Московское метро в эти дни отмечает 90-летий юбилей. Несмотря на то что столичная подземка остается одной из самых динамично развивающихся транспортных систем в мире, метростроевцам предстоит еще много работы. Где сильнее всего ждут открытия новых станций — в материале «НИ».

Историческая реконструкция открытия метро в рамках празднования 90-летия Московского метрополитена. Фото: Сергей Булкин, ТАСС
Историческая реконструкция открытия метро в рамках празднования 90-летия Московского метрополитена. Фото: Сергей Булкин, ТАСС

Ольга Сипуха

На сегодняшний день Московский метрополитен включает в себя 15 линий и 271 станцию, которые связали между собой все районы российской столицы и ближнего Подмосковья. Однако на карте Московской области до сих пор остаются «белые пятна». Наиболее остро проблема отсутствия самого быстрого и безопасного вида транспорта ощущается в Балашихе и Мытищах.

Впервые о создании метро в Балашихе заговорили в 1960 году. В середине 1990-х эти обсуждения перешли в практическую плоскость и спустя 30 лет обрели конкретную форму. Как отмечают специалисты, старт станции в городе может быть дан сразу после того, как местные власти договорятся со столичными.

«В перспективе закладывается возможность строительства участка метро и до Балашихи через районы Перово и Гольяново. Последняя станция на этом радиусе будет уже фактически в Балашихе», — сообщил в конце прошлого года руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев.
Московская подземка одна из самых крупных в мире, но москвичам все равно не хватает станций. Фото: Олег Елков. ТАСС
Московская подземка одна из самых крупных в мире, но москвичам все равно не хватает станций. Фото: Олег Елков. ТАСС

В свою очередь, глава г. о. Балашиха Сергей Юров посетовал, что руководители Москвы и Московской области не могут достичь договоренностей, из-за чего существующие проекты остаются нереализованными.

«Москва обосновывает цифрами, графиками, схемами, что построить к нам метро от станции „Щелковская“ невозможно. Нужно строить либо от БКЛ, либо от кольцевой. Такой вариант тоже прорабатывается», — рассказал он на встрече с жителями города.

Эта ситуация приводит к дальнейшему сдвиганию сроков создания метро в Балашихе. Согласно оценкам Максима Васильева, станция может появиться здесь не раньше 2030 года.

Еще одним подмосковным городом, в котором строительства метро в ближайшем будущем ждать не стоит, стали Мытищи. Несмотря на то что этот город, который в последние годы активно застраивается, был в списке кандидатов на получение собственной станции подземки, в настоящее время данный вопрос также отложен.

Подготовка поездов Московского метрополитена к запуску МЦД. Фото: Гавриил Григоров. ТАСС
Подготовка поездов Московского метрополитена к запуску МЦД. Фото: Гавриил Григоров. ТАСС

По состоянию на конец 2024 года проектирование станции «Челобитьево», которая должна была стать частью Калужско-Рижской линии, приостановлено. Столичные власти сообщили, что развивать пропускную способность метрополитена на этом направлении невозможно.

Альтернативой для Мытищ может стать проект Московского центрального диаметра МЦД-5. Как отметил губернатор Московской области Андрей Воробьев, это наиболее выгодное решение.

Однако сроки реализации планов по строительству МЦД-5 также постоянно уходят «вправо». Первоначально запуск был намечен на 2028-й, но в прошлом году проект заморозили на неопределенное время.

Вместе с тем глава Московской области отметил, что сооружение метро в Мытищах остается одной из актуальных тем, прорабатываемых властями региона на встречах со столичным руководством. Поэтому ставить окончательный крест на Мытищинской подземке рано.

Политолог, политический и общественный деятель Эрнест Макаренко. Фото: Из личного архива Эрнеста Макаренко
Политолог, политический и общественный деятель Эрнест Макаренко. Фото: Из личного архива Эрнеста Макаренко

Как отметил политолог, политический и общественный деятель Эрнест Макаренко, автобусы, пригородные поезда и МЦД не способны обеспечить удобное и быстрое ежедневное передвижение столь большого населения Балашихи и Мытищ в столицу и обратно. Он напомнил, что примерно в таком же положении находился 30 лет и район Ново-Переделкино.

«Там также действовало автобусное сообщение, была станция пригородных электропоездов. Затем открыли еще дополнительную станцию экспресса до Киевского вокзала, но это не решало транспортной проблемы.
Без строительства метро район оказывался очень сильно отрезан в транспортном отношении от всего остального города. И это сильно осложняло жизнь более 130 тысяч населения, их работу, досуг, посещение культурных мероприятий. Примерно такая же картина в перенаселенных Мытищах и Балашихе, где никакие МЦД не спасут положения», — отметил эксперт.

По словам Макаренко, к сожалению, очень часто вопросы транспортного строительства решаются не столько специалистами Института Генплана Москвы, сколько интересами крупного бизнеса: частных транспортных компаний и застройщиков.

«Ведь если будет удобный и доступный вид транспорта в виде метро, то владельцы многочисленных автобусов и маршрутных такси, которые обеспечивают передвижение жителей этих городов, останутся без огромных доходов. Причем полагаю, что эти транспортные компании в основном функционируют „вчерную“, с оплатой на банковскую карту водителя маршрутки», — добавил политолог.

То есть они работают на свой карман, в обход государства, и заинтересованы в сохранении своего положения, пояснил Макаренко. Поэтому, по его мнению, они всегда будут выступать лоббистами против строительства метро.

«А различные крупные застройщики сражаются за участки земли, которые могут быть переданы для строительства метро. Здесь они также вступают в противоречие с интересами жителей», — говорит политолог Эрнест Макаренко.

Очень важно, чтобы исполнительная власть и депутаты никогда не шли на поводу у различного бизнеса, а сами диктовали бизнесу условия в интересах государства. Ответственная власть должна решать все градостроительные проекты исключительно исходя из интересов граждан и интересов развития города, резюмировал Эрнест Макаренко.

---