Начался сезон отпусков, а значит, тысячи россиян пакуют чемоданы и устремляются на отдых. Но радужные мечты сталкиваются с суровой реальностью: цены на авиабилеты в этом году кусаются, так что самый бюджетный способ улететь — взять только ручную кладь. Вот только с ней не всё так просто. О том, на какие уловки идут экономные пассажиры и почему их за это ненавидят все остальные — в материале 78.ru.
Ручная кладь — это вещи, которые пассажир может взять с собой в самолёт: не сдать в багаж, а разместить в салоне, например, под сиденье или на полку. Главное условие: никаких запрещённых предметов — ножей, ножниц с лезвием длиннее 6 см и прочих «режущих» неожиданностей. Звучит просто, но только на первый взгляд.
На деле ручная кладь давно превратилась в причину бесконечной битвы между пассажирами и авиакомпаниями. Одни всеми силами стараются утащить с собой в салон половину гардероба, другие — не менее изобретательно уменьшают габариты, вводят миллиметровые лимиты и с ювелирной точностью взвешивают чемоданы.
Чемпионы этой экономии, конечно же, лоукостеры: бюджетные авиакомпании печально известны тем, что требуют доплат за каждый лишний грамм, выступающую молнию и тень от рюкзака. При этом ещё и требования у каждого перевозчика свои, что добавляет забот путешественникам. Расскажем о них чуть подробнее.
Российские авиакомпании
Победа
- Бесплатно: один предмет ручной клади до 36×30×27 см, без указания веса.
- Дополнительно: возможность провоза багажа до 10 кг за отдельную плату.
Азимут
- Бесплатно: один предмет ручной клади габаритами не более 55×40×20 см.
- Вес: до 5 кг в тарифах "Лёгкий" и "Гибкий", до 10 кг в тарифах "Нормальный", "Базовый", и "Свободный".
Smartavia
- Бесплатно: один предмет ручной клади габаритами не более 40×30×20 см.
- Вес: до 10 кг. Дополнительно: пассажир может провозить одну личную вещь (например, дамскую сумку, рюкзак или портфель) размерами до 30×25×7 см и весом до 3 кг.
Зарубежные лоукостеры
Ryanair
- Бесплатно: одна сумка до 40×20×25 см, размещаемая под сиденьем. За превышение — штраф до €70.
- Priority & 2 Cabin Bags (за доплату): дополнительно разрешается одна сумка до 55×40×20 см, весом до 10 кг, размещаемая в багажном отсеке салона.
Wizz Air
- Бесплатно: одна сумка до 40×30×20 см, весом до 10 кг.
- Wizz Priority (за доплату): дополнительно разрешается одна сумка до 55×40×23 см, весом до 10 кг.
easyJet
- Бесплатно: одна сумка до 45×36×20 см, весом до 15 кг.
- Дополнительно: при покупке услуги "Large Cabin Bag" разрешается одна сумка до 56×45×25 см. Примечание: размеры включают колёса и ручки.
Vueling
- Бесплатно: одна сумка до 40×30×20 см без ограничения по весу.
- Дополнительно: при покупке специальной услуги разрешается одна сумка до 55×40×20 см, весом до 10 кг.
Pegasus Airlines (Турция)
- Light (базовый тариф): одна сумка, размещаемая под сиденьем, размерами до 40×30×15 си и весом до 3 кг.
- Тарифы Saver, Saver Plus, Comfort Flex: одна сумка под сиденье до 40×30×15 см, весом до 3 кг, а также одна ручная кладь в багажные полки до 55×40×20 см, весом до 8 кг.
Калибратор у стойки регистрации: унизительный ритуал или законное требование?
Лоукостеры используют специальные приспособления для проверки размеров ручной клади - калибраторы. У каждой авиакомпании свой калибратор, соответствующий требуемым габаритам. Во время регистрации на рейс пассажир помещает сумку или чемодан в корзину или конструкцию. Если параметры вещи совпадают с требованиями авиакомпании, её называют ручной кладью и везут бесплатно. Если нет, приходится или перепаковать чемодан, или доплатить за багаж.
К проверке ручной клади авиакомпании — по крайней мере, российские — относятся крайне серьёзно. Каждый, кто хоть раз летал, например, «Победой», наверняка вспомнит всю гамму своих эмоций от этого унизительного ритуала с судорожным запихиванием ручной клади в издевательски крохотный железный ящик.
Наблюдала однажды на регистрации, как женщине удалось запихнуть сумку в калибратор Победы. Только вот назад вытащить не получалось. Дама уже ногой держала тот ящик, а руками тянула сумку. Я думала, что в самолёт она понесет сумку прямо в калибраторе, - поведала в соцсетях одна из пассажирок.
Но даже если ваша сумка влезла в калибратор, выдыхать рано — сотрудники обязательно попросят плотно закрыть крышку: она должна закрываться без усилий. Если не закрывается — будьте готовы доплатить или расстаться с чем-то из содержимого сумки.
Не меньше придираются и к весу ручной клади: если в требованиях оговорено не более 5 кг., то за каждые 100 грамм перевеса вам придётся заплатить втридорога, а перелёт «налегке» в итоге обойдётся в ту же сумму, как и с багажом.
Как провезти с собой полгардероба и не переплатить? Популярные и неочевидные лайфхаки
Именно эти моменты с проверкой ручной клади на регистрации — источник наибольшего стресса и волнений для большинства пассажиров. Ведь всегда хочется взять с собой побольше вещей, но при этом не переплачивать. А потому в ход идут самые невероятные и остроумные лайфхаки, позволяющие «обхитрить» и калибратор, и весы, и дотошного сотрудника у стойки.
Лишнее — в пакет и в сторону
Самое простое, что можно сделать на чек-ине, если сомневаетесь в своей ручной клади — убрать несколько вещей из сумки в пакет и поставить его где-то недалеко от стоек регистрации. Взвесили, отошли от стойки, переложили вещи обратно из пакета в рюкзак и можно спокойно отправляться на паспортный контроль и досмотр.
Впрочем, не стоит забывать, что нередко сотрудники аэропорта заставляют ставить ручную кладь в калибратор не только перед регистрацией, но и перед выходом на посадку. Многие пассажиры в такой ситуации начинают возмущаться и скандалить, но совершенно без оснований: требования авиакомпании вполне законны.
Перед посадкой на самолет, сотрудница Победы вытягивала всех с ручной кладью из очереди и заставляла второй раз класть сумки в калибратор (первый раз был при регистрации, как я писала). Когда калибратор не закрывался у некоторых пассажиров — она со сверкающими от радости глазами отправляла их платить за ручную кладь, — поделилась автор одного из отзывов о компании.
При помощи калибратора проверяют, выполняет ли пассажир правила перевозки. Если человеку тяжело поставить ручную кладь в устройство, он может просить помощи у других пассажиров или представителей авиакомпании, - объясняет сотрудник международного аэропорта Сергей Немчинов.
Вакуумные пакеты
Этот способ подойдёт в том случае, если ручная кладь ограничена только размерами, а не весом — как, например, при перелёте той же «Победой». Благодаря вакуумным пакетам можно максимально эффективно использовать всё внутреннее пространство сумки или рюкзака.
Как-то летела из Лондона и в ручной клади я умудрилась завакуумировать аж 15 кг. Сумка на вид была не большая, но такая тяжелая, что я с трудом изображала ее никчемность. На весы конечно же не ставила, а объем легко умещался в отсеке для ручной клади, - делится российская туристка.
«Принцип капусты»
Если ручная кладь неожиданно оказалась на пару килограммов тяжелее нормы или не лезет в калибратор, самое быстрое решение — надеть на себя несколько футболок, а сверху свитер, худи или другие тёплые вещи. Это моментально уменьшит вес сумки.
Но наши люди не ограничиваются полумерами — так, одна туристка умудрилась провести на себе из Турции... настоящий шерстяной ковёр:
Она сняла куртку и обмоталась мягким ковриком. Сверху своеобразный кокон пришлось подпоясать бельевой веревкой, которой как раз и был завязан ковёр, - рассказывает мать находчивой пассажирки. - На вопрос работников аэропорта, почему она так странно одета, хрупкая женщина ответила: "Я очень худая и все время мерзну в полете. Этот коврик спасает мое здоровье".
Карманы — самый надёжный способ
То, что пассажир везёт в карманах, багажом не считается, как и верхняя одежда. Поэтому грех не воспользоваться этим лайфхаком — в карманы можно положить небольшие, но увесистые предметы: ключи, косметику, пауэрбанк, сувениры, продукты и так далее.
Летала в Штаты, норма багажа была 10, перевес полтора кг, - рассказывает одна из пассажирок. — Девушка на регистрации сама посоветовала распихать по карманам, благо, у нас уже снег выпал, куртка объёмная была. Одна вазочка из самоцветов (в подарок везла) 800 г потянула, а заняла не весь карман.
Подушка под шею
Подушка под шею — вещь крайне удобная в полёте: она позволяет не только комфортно поспать во время полёта, но и провезти дополнительные вещи. Внутрь подушки можно положить любые мягкие предметы: футболки, носки, купальники, нижнее бельё. Вы удивитесь, увидев, сколько всего помещается в такую подушку, при этом она не считается ручной кладью и оплачивать её не нужно. Да и своей функциональности она не потеряет — останется такой же мягкой и уютной.
Зашиваем в пуховик
Некоторые умельцы умудряются спрятать в зимней одежде и пронести на борт чуть ли не слона. Правда, для этого нужно несколько заморочиться, но на что только не пойдёшь, чтобы не переплачивать жадным авиакомпаниям.
В зимний пуховик можно внутрь через дырку во внутреннем кармане (я её аккуратно распарываю по шву, потом можно зашить и не видно) положить много носочков и трусиков, - поделилась одна из путешественниц. — Распределить равномерно и выглядит естественно, не мешает. Ещё можно изнутри пуховика к спинке вручную крупными стежками пришить 2–3 футболки. Футболки доедут не помятыми.
Жаль, что летом этот совет не очень актуален, а впрочем, никто не может вам запретить лететь в пуховике даже в июне.
Лайфхак с пакетом Duty Free
Некоторые бывалые путешественники советуют перекладывать лишние вещи в пакет из магазина Duty Free.
Покупаете пакеты в Duty free, ну, или какую-нибудь мелочёвку вроде шоколадки и обязательно пакет. На человека можно пронести 2 пакета из дютика. И в него складываете все что не помещается. Эти пакеты не считаются ручной кладью. Всегда срабатывает.
Увы, этот способ работает не везде: во-первых, с недавних пор пакеты из Duty free стали герметично запечатывать, а во-вторых, многие авиакомпании начали включать все покупки из магазинов беспошлинной торговли в ручную кладь. И если вас решат вторично проверить перед вылетом, мнимая экономия может выйти боком.
Кроме того, бутики Duty free находятся в чистой зоне, куда пассажиры попадают уже после всех проверок. Так что не совсем понятно, как использовать этот лайфхак перед самой первой проверкой на стойке регистрации.
«Из-за таких одежду положить некуда»: как хитрые пассажиры превращают салон самолёта в склад?
Конечно, от наших советов у будущих и потенциальных пассажиров может сложиться двоякое впечатление. С одной стороны, переплачивать за лишние сто граммов или два сантиметра действительно никому не хочется. Но с другой стороны, если бы эти смекалистые пассажиры не превращали салон самолёта в склад. Сколько раз вы пытались уместить свою аккуратную сумку на полке, куда уже напихано: куртка, рюкзак, пакет, ещё одна сумка и странный тубус, «который не считается»? Вот и получается, что война за экономию плавно превращается в борьбу за место над головой, которая зачастую приводит к конфликтам и даже к кровопролитию.
А потом, из-за таких хитро**пых, в салоне верхнюю одежду положить некуда. Все "чемоданчиками" и "сумочками" заняли,
Я считаю, что авиакомпании должны такие вещи контролировать. Это никакая не ручная кладь, а багаж внаглую размещенный в салоне,
- пишут разгневанные пользователи соцсетей.
Впрочем, проблема перевеса в ручной клади, как бы она ни бесила общество, кажется ничтожной по сравнению с другой проблемой: лишним весом или ростом у некоторых пассажиров. Ведь даже с точки зрения обычной бытовой логики на перевозку человека весом в 100 кг затрачивается больше ресурсов, чем на 50-килограммовую стройняшку, однако за билет они платят одинаково. На этом фоне придирки лоукостеров к каждому сверхнормативному сантиметру кажутся смешными.
Иногда попадаются сосед/соседка, которые в кресло входят на выдохе. У них самих перевес 100 кг. И борьба «Победы» за 5кг перевеса у стандартного по весу пассажира — издевательство над здравым смыслом, — резюмирует один из комментаторов в соцсетях.
И, пожалуй, он прав: если уж бороться за порядок на борту, то по-честному — измеряйте не только сумки, но и пассажиров. А пока этого не происходит — охота на «сверхнормативную» ручную кладь выглядит скорее не как забота о безопасности, а как способ стрясти лишнее с обычных граждан.