Полярная арт-резиденция PolArt представила кураторский проект Антона Вальковского – выставку-исследование о потенциале этнографического собрания Музея Норильска с позиций индигенной музеологии
В Музее Норильска (Красноярский край) прошла выставка-презентация кураторского проекта «Два мыса, объятых туманом» независимого куратора выставочных проектов и исследователя Антона Вальковского из Владикавказа, сообщает пресс-служба музея. Антон Вальковский больше месяца был резидентом Полярной арт-резиденции PolArt в Норильске и представил результат своей работы: размышление о потенциале этнографического собрания Музея Норильска с позиций индигенной музеологии. Это направление музейной работы, предполагающего вовлечение в неё представителей индигенных (коренных) народов: в процессы описания, исследования, интерпретации и экспонирования культурно-антропологических коллекций.
В течение месяца резидентства Антон Вальковский работал в фондах Музея Норильска, общался с искусствоведами, музейщиками, представителями коренных таймырских этносов. Записал несколько больших видеоинтервью, которые стали частью его презентации – зрители на больших экранах в ходе выставки (она будет работать до конца июня) могут увидеть и послушать её героев.
В постоянной экспозиции на первом этаже Музея Норильска представлена национальная одежда коренных народов Таймыра, предметы их культуры и быта (небольшая часть того, что есть в фондах). Как эти предметы попадают в музей? Что о них известно и что могут рассказать о них представители коренных этнических сообществ? Как надо хранить это наследие и предъявлять его на всеобщее обозрение? На эти вопросы отвечает своей выставкой-размышлением Антон Вальковский.
Название «Два мыса, объятых туманом» символично, поясняет автор проекта концепцию выставки: «С описания местности обычно начинаются нганасанские ситабы – эпические сказания. Ландшафт задает драматургию, диспозицию в привязке к героям: два мыса могут символизировать двух людей, два рода, два племени, два сообщества.
В исследовании, в пространстве экспозиции, одним «мысом» – от сообщества коренных народов – выступают председатель семейно-родовой общины «Ня танса» («Нганасанская семья») Валерия Болгова и долганская мастерица, преподаватель Норильского колледжа искусств Виктория Попова. Другой «мыс» – это музейные сотрудники. Соединяет два «мыса» фигура дарителя – того, благодаря кому предметы попадают в музей. Таким образом, через истории конкретных персоналий зрители могут видеть, как предметы мигрируют от сообществ происхождения в музейные собрания. При этом музей предстаёт не хранилищем вышедших из употребления вещей, а – площадкой поддержки коренных сообществ, и той институцией, которая помогает предметам соединяться с историями, в том числе – семейными.
“Два мыса, объятых туманом” – пространство некой неопределённости, которое требует взаимных усилий по поиску путей навстречу друг другу. Выставка – жест почтения и уважения тем людям, которые совершают эти движения, прикладывают усилия к установлению дружбы, взаимопонимания и доверия между музеем и сообществами».
Автор уточнил, что принципиально важно было снять видео с живыми рассказами героев. Обычно этнографические собрания анонимны, лишены личных историй А рассказанные истории – самое ценное, что стоит за музейными предметами.
Все, что вошло в экспозицию «Два мыса, объятых туманом», – примеры музейного сотрудничества с носителями индигенной культуры. А исследование создало новые подробности, – новую жизнь музейных предметов. Так, благодаря исследованию безымянного фотоснимка, «из тумана и пустоты» выступил фрагмент истории. У коренных народов практически нет старых семейных фотографий. Тем ценнее фотоархивы и восстановление через них исторических семейных связей.
В собрании Музея Норильска находились две фотографии, о которых было известно только то, что они сделаны в мае 1985 года в поселке Новорыбная Хатангского района. Одна называлась «Портрет долганского мальчика с долганскими шахматами», другая – «Дедушкины шахматы». А из Новорыбной родом и упомянутая выше долганская мастерица Виктория Попова, которой, благодаря помощи земляков, удалось узнать имя мальчика – Николай Портнягин. И для выставки мастерица воссоздала одну из резных фигур долганской игры дуобат, изображённой на этих фотографиях. (По другой информации, правила игры в дуобат больше напоминали игру в шашки. Вместо черных и белых фигур – вырезанные из бивня мамонта «женские» и «мужские» фигурки: «женские» – в виде резных пластин, а «мужские» – в виде резных башенок или пирамидок).
Так фотография – виртуальный носитель – была трансформирована в материальный объект. И Антон Вальковский отмечает в своей работе, что музей может становиться ещё и основой для воспроизведения утерянных материальных объектов из практик прошлого.
Отдельная тема для музейщиков и представителей индигенных сообществ – как хранить и показывать сакральные объекты. К примеру, в нганасанской культуре есть идолы – койко, – материальные воплощения духовной сущности, покровители семьи и рода. Для нганасан они – одушевлённые и могущественные существа, которые требуют уважительного обращения: если вы разбудили идола, надо провести ритуал кормления, если о чем-то его попросили – отблагодарить. Койко даже перевозят в специальных нартах, запряженных священными оленями.
«Индигенная музеология предполагает соединение очень жестких стандартов музейного хранения, зафиксированных в инструкциях, с индигенными протоколами, – отметил Антон Вальковский. – На эту тему в мире накоплен достаточно большой опыт, свою систему разработал и научный сотрудник Музея Норильска Владимир Ларин, ставший первым хранителем нескольких идолов койко, переданных когда-то музею. Особое отношение к ним было одним из условий дарителей. После ухода Владимира Владимировича из жизни в 2018 году протоколы заботы о койко продолжил поддерживать его коллега Дмитрий Шебалков. А если бы понадобилось экспонировать эти предметы, как это можно было бы сделать? На выставке мы с Дмитрием Алексеевичем представили одно из возможных решений – в виде инсталляции».
Заведующий отделом хранения Музея Норильска Дмитрий Шебалков рассказал, что инсталляция представляет собой три бокса с «глазками», через которые можно заглянуть внутрь – и увидеть койко. Но и то – не настоящих койко, а их изображения. Настоящих идолов не беспокоили.
В музеологии такой метод называется «демонстрированное утаивание» – когда предмет показан в экспозиции, но между ним и зрителем сохраняется дистанция. А инсталляция-секретик еще и подразумевает, что человек находится будто один на один с этими идолами (Фотография койко-секретика – заглавная к материалу).
Директор Музея Норильска Наталья Федянина призналась, что выставка-исследование Антона Вальковского – первый за почти десять лет работы Полярной арт-резиденции профессиональный кураторский проект в области музейной деятельности. Поэтому проект «Два мыса, объятых туманом» презентован не в арт-резиденции, а в основном здании Музея Норильска, – чтобы его смогли увидеть и осмыслить как можно больше норильчан. А у музея останется экспозиция.