Найти в Дзене
Не хлебом единым

Писание и Предание. Что важнее для Церкви?

Добрый вечер, уважаемые читатели канала "Не хлебом единым"! Эта статья появилась как результат наблюдений за рассуждениями современных православных христиан о значении Священного Писания и Предания. И если с тем, что такое Писание, все более-менее ясно, то, что такое Предание, многие попросту не знают. Попытаюсь ответить на этот вопрос и объяснить, в чем принципиальное отличие понимания Писания и Предания у православных, католиков и протестантов. Что есть Священное Предание? Священное Предание — это общая форма сохранения и распространения Церковью Божественного Откровения. - При сотворении Адама и Евы. Они составили первую Церковь. После грехопадения Адам как первый священник стал приносить Богу жертвы и научил этому своих сыновей Каина, Авеля, Сифа. Разумеется, до появления письменности предание было только устным. Многих это смущает, ведь за века могло скопиться много не то что неточностей, а прямых ошибок. - В Церкви прочность носителя информации (будь то базальтовый столб, глиняна
Оглавление

Добрый вечер, уважаемые читатели канала "Не хлебом единым"! Эта статья появилась как результат наблюдений за рассуждениями современных православных христиан о значении Священного Писания и Предания. И если с тем, что такое Писание, все более-менее ясно, то, что такое Предание, многие попросту не знают. Попытаюсь ответить на этот вопрос и объяснить, в чем принципиальное отличие понимания Писания и Предания у православных, католиков и протестантов.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Что есть Священное Предание?

Священное Предание — это общая форма сохранения и распространения Церковью Божественного Откровения.

· Когда появилась Церковь на земле?

- При сотворении Адама и Евы. Они составили первую Церковь. После грехопадения Адам как первый священник стал приносить Богу жертвы и научил этому своих сыновей Каина, Авеля, Сифа.

Разумеется, до появления письменности предание было только устным. Многих это смущает, ведь за века могло скопиться много не то что неточностей, а прямых ошибок.

· Почему Церковь утверждает, что она сохранила чистое Откровение Бога, если предание передавалось устно?

- В Церкви прочность носителя информации (будь то базальтовый столб, глиняная табличка, папирус или пергамент) не является гарантом сохранности смысла текста. Этим гарантом является только Дух Святой. Живая вера в Живого Бога: покаяние, послушание Богу в заповедях, ожидание Искупителя – все это позволяло праведникам сохранить неповрежденное учение о Боге.

Священное Предание Церкви являет удивительное единомыслие: мы ощущаем единство с ветхозаветными праотцами, пророками, мучениками первых веков христианства – никаких разночтений веры нет. Вспомните, что Иисус Христос нигде не учился Писанию, но книжники дивились Его премудрости. Отмечу, что это нельзя списать на Его божественность. Господь нигде не обнажает ее, если бы Он это сделал, всем «пришлось» бы уверовать.

Священное Предание начало приобретать письменную форму во времена Моисея, то есть во времена рождения Израиля как народа (примерно XV – XIII вв. до н. э.).

Итак, мы подходим к очень важному моменту в понимании того, что есть Священное Писание и Предание:

«...Предание объемлет всю жизнь церкви настолько, что и само Священное Писание является лишь одною из форм его. <...> форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения его и по удобству пользования ею; но изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями» (Лосский В. Н. Предание и предания).
Не ищите Его во гробе. Он воскрес! Фото Сергея Михеева
Не ищите Его во гробе. Он воскрес! Фото Сергея Михеева

Это подтверждает известную мысль о том, что Библия есть книга Церкви. Людям, чуждым ее Духа, понять ее невозможно. Для того, чтобы приступить к изучению физики, математики, нужно освоить их язык: понятия, теоремы (своеобразные догматы науки), формулы, условные обозначения. Для того, чтобы познать Библию, нужно войти в Церковь, принять ее теоремы (догматы), приобщиться ее знаниям.

Поскольку Священное Писание в современном мире стало фактически самостоятельной частью Предания, то, когда мы говорим собственно о Предании, подразумеваем следующее.

Важнейшие формы Священного Предания:

1. Древние символы и исповедания веры

2. Древние правила (Апостольские правила) и каноны

3. Правила и определения Вселенских соборов, и тех поместных соборов, которые нашли подтверждение у всей Церкви

4. Литургическая практика, церковное искусство: гимнография, иконопись, архитектура

5. Мученические акты и жития святых

6. Труды церковных историков: например, Евсевия Кесарийского, Феодорита Киррского

7. Творения святых отцов и учителей Церкви

8. Благочестивые правила, традиции, узаконения, распространенные во всей Церкви

У этих источников Предания есть определенная градация: первые три в списке самые важные.

Три уровня Священного Предания:

  • Передача знания, традиций (катехизация);
  • Передача опыта духовной жизни (духовничество, наставничество, старчество);
  • Передача благодатного освящения (Таинства Церкви).
Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Что произошло с Преданием у католиков?

Если посмотреть на структуру Предания католической церкви, она будет такой же.

Но после раскола 1054 г. Римская Церковь провела немало своих соборов, которые приравняла по статусу ко Вселенским. По сути это преступление, поскольку Вселенские соборы представляли полноту Церкви. На соборах католической церкви закрепились неподсудность папы даже Вселенскому собору, обязательное безбрачие духовенства, Filioque (исхождение Святого Духа и от Сына), учение о чистилище, о предочищении Девы Марии и т. д. То есть у католиков сформировалось свое предание. Кроме того, в католицизме предание признается постоянно развивающимся предметом веры. В Православной Церкви дополняться могут мученические акты и жития святых, труды святых отцов (поскольку появляются новые святые), историков, благочестивые обычаи, однако они должны быть в строгом согласии с Писанием, учением Церкви, закрепленном на Вселенских соборах и в Правилах Апостолов.

Куда делось Предание у протестантов?

Искажение предания католиками привело к трагедии реформации. Всевластие папы, индульгенции, учение о сверх заслугах святых – все это не могло не вызывать отторжения у верующих. Первые из тех, кого назовут протестантами поднялись против искажения предания католической церкви. Разумеется, что единственным авторитетным источником, который сформировался задолго до появления римской церкви было Священное Писание, его-то Мартин Лютер и провозгласил единственным авторитетом веры: «Sola Scriptura!» («Только Писание!»).

· Неужели у протестантов нет предания?

- Разумеется, есть! Отвергнув предание католической церкви, протестанты сформировали свое. Поскольку протестантизм – явление неоднородное, то у каждой протестантской церкви свой «набор». Обычно в него входят труды протестантских учителей (М. Лютера, Ж. Кальвина, Д. Нокса и т. д.), протестантские исповедания веры, труды протестантских историков, традиции богослужения, архитектуры, правила благочестия. При этом сами протестанты утверждают, как правило, что предания у них нет.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

В чем опасность стать «беспреданниками»?

Итак, у католиков и протестантов мы видим два крайних отношения к Преданию: у первых границы Предания постоянно расширяются, что позволяет вносить все новые изменения; у вторых по причине отвержения Предания произошел полный разрыв с Церковью.

Отвергая Предание, протестанты утверждают авторитет конкретной церкви (а протестантских церквей в современном мире насчитывается более 2000!!!) и конкретного верующего в вопросах толкования. Умножая предание, католики находят все больше оправданий своим нововведениям.

Кто, когда и где сформировал тот канон Священного Писания (то есть утвердил именно этот список книг в него входящих)?

- Его сформировала Церковь! Единая, святая, соборная и апостольская.

Канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г. Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393 г. и Карфагенском Соборе 397 г. Хотя список священных книг в привычном нам виде употреблялся уже во II в., что видно по цитатам ранних святых отцов. Однако, в первые века христианства далеко не каждая община имела полный список книг Священного Писания, а Библии в привычном нам виде (толстой книги, вмещающей Ветхий и Новый Завет), вообще не существовало!

При этом Церковь I –го века веровала так же, как Церковь XXI века, потому что Дух Святой является в ней главным действующим Лицом. И даже если бы Священно Писание по всей земле было в одночасье уничтожено, Церковь быстро восстановила бы его по трудам святых отцов и богослужебным текстам.

Друзья, была ли эта статья полезна? О каких видах Предания вы узнали впервые?