Вот если бы меня в детстве спросили: «Миша, кем бы ты выбрал стать: чемпионом СССР по хоккею или футболу в составе «Спартака», но именно чемпионом страны, не более? Или полноценным Олимпийским чемпионом, но не в футболе и не в хоккее, а в чем-нибудь более интеллектуальном, скажем, в беге с барьерами на 400 метров? Что круче?»
Вопрос, как говорится, не праздный. В детстве было бы над чем призадуматься! «Спартак» есть «Спартак», но Олимпийский чемпион, даже в барьерном беге – это как бы уровень уровня «ваще!»
Это личное, на самом деле. Просто для нашего поколения (1973 года рождения +/-) время прихода в более-менее сознание, то есть возраст 5-6 лет – этот как раз эпичное время подготовки к Московской Олимпиаде-1980. Олимпиада, Олимпиада, «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» - из каждого утюга, без преувеличения. Плюс, как еще помнят ветераны движа, помимо спортивной составляющей имелась еще и общеполитическая. В магазинах, например, появилась «Пепси-кола», пусть и не «Кока-», и отечественного разлива – но натурально Вкус Свободы!
Или вот еще по всей Москве понастроили таких типовых павильонов-кафе. А в тех павильонах – легендарный «Хрустящий картофель», слово «чипсы» тогда еще не было придумано. Но такая вкуснятина, да-да, она самая, с девочкой на пакетике. 10 копеек всё удовольствие – но раньше ее редко продавали, а вот к Олимпиаде – пожалуйста!
Так что и Олимпийские чемпионы – это чемпионы особенные. Тем паче, что они, как мы знаем, бывшими не бывают. Даже самые великие и многократные чемпионы мира, все без исключения, однажды получают приставку «экс-». А вот Олимпийский чемпион – это навсегда.
И это на самом деле – такое лирическое вступление. Потому что однажды выпало мне счастье познакомиться, и даже подружиться с ним самым – с настоящим Олимпийским Чемпионом.
С глубочайшим почтением представляю вам – Александр Викторович. Олимпийский чемпион Монреаля-1976 по академической гребле, а остальных титулов – у него без счета, в самом лучшем смысле.
Люди, несколько далекие от спорта, увидев А.В. впервые, наверняка воскликнут: «Да какой он чемпион, тем более в гребле! Он и на спортсмена-то, если начистоту, не очень похож, «маленький такой как пацан», если только на физкультурника…»
Поясняю. В академической гребле самая важная позиция – это рулевой. Без хорошего рулевого даже самый лучший состав непосредственно гребцов поедет как прогулочная лодка, качаясь по волнам и поднимая брызги, а вот хороший рулевой способен «вытянуть» даже средний набор исполнителей. И требуется от рулевого именно умение управлять не только курсом, но и всем гребущим коллективом в целом.
Так что быть атлетом рулевой и не обязан. Более того: он как раз должен быть маленьким и худеньким, потому что его вес – это все-таки с позиций гидродинамики лишняя нагрузка на судно! Вот как раз поэтому А.В. однажды и определили в рулевые. Весло даже просто взять в руки ему тяжело – зато руль как влитой!
А прозвище ему однажды было дано – «Мешок». И это очень показательная история, вот её соль.
Да, рулевой должен быть маленьким – но все-таки в разумных пределах. Правила академической гребли в свое время определяли этот предел в 50 килограммов. Рулевых обязательно взвешивали перед гонкой, и если кто весил менее этого полуцентнера, то чтобы все соревнующиеся экипажи были в равных стартовых условиях – слишком лёгким выдавали мешки с песком, которые они должны были взять с собой в лодку!
Вот с этим мешком А.В. и ходил. Весь остальной экипаж разминается, настраивается на гонку – а рулевой, насвистывая, прогуливается по пирсу с мешком в руках. Но тоже настраивается, конечно. Но по-своему. Ну поняли теперь.
Теперь вы спросите – «Так как же все-таки стать Олимпийским чемпионом? Что для этого нужно?»
Имея перед глазами столь ярчайший пример – я отвечу без раздумий: нужно Мастерство и Характер. Причем вместе, то есть в сочетании, по отдельности не работает. Да, вот так всё просто, Мастерство и Характер, не более, но и не менее того.
За мастерство А.В. пояснить легко. Значит, Золото он выиграл в Монреале-76, затем на Московской Олимпиаде, увы, только серебро (но это для него «серебро» - это неудача), и потом опять же серебро в Сеуле-1988, а в Лос-Анджелес в 1984 советские спортсмены не ездили, если кто вдруг не знает.
А потом прошло много лет, А.В. давно перешел на тренерскую и пестовал молодое по колено, как вдруг перед Олимпиадой в Атланте в 1996 году ему звонят со словами: «Викторыч, выручай, рулить вообще некому! Грести, если честно, тоже, но может ты хоть вырулишь…»
И вот заслуженный ветеран в почти 48 (!) лет, кряхтя и чертыхаясь, снова садится на своё место – и в итоге привозит бронзу! С командой, которой по всем предварительным прикидкам, и в «десятке» оказаться было бы большой удачей. А тут – все-таки пьедестал и медаль. Плюс еще даже спецприз чуть ли не от английской королевы как самому опытному (ну, пожилому) участнику Игр.
И только из Сиднея-2000 Викторыч уже совсем ничего не привез, после чего все-таки завершил карьеру окончательно.
Это по Мастерству. Ну а по Характеру – уже во второй части. Про Характер – отдельная история!
(продолжение следует)