Через пятнадцать лет после «Жизели», открывшей, наряду с «Сильфидой», новую, романтическую страницу в балетном театре, Адан вновь создает произведение, которому суждено будет войти в классику этого жанра. На этот раз маститый композитор работает над балетом по одноименной поэме Дж. Г. Байрона на либретто Ж. Сен-Жоржа. Музыка «Корсара» отличается танцевальностью, истинно французским изяществом, хорошим вкусом и яркостью изобразительных моментов.
Премьера балета в хореографии Мазилье состоялась в Парижской Oпере 23 января 1856 года и стала лебединой песней композитора — менее чем через четыре месяца Адан скончался. В Петербурге «Корсар» был поставлен через два года после парижской постановки: 12 января 1858 года в Большом театре. Основываясь на хореографии Ж.Мазилье, балет поставил французский хореограф Ж.Перро (1810-1892), один из постановщиков «Жизели». Перро был крупнейшим представителем романтического стиля в балете, непревзойденным мастером массовых сцен и ансамблей, умевшим как никто воплощать в пластических образах дух поэтического первоисточника.
В 1863 году петербургскую постановку балета осуществил Мариус Петипа. Дальнейшая судьба «Корсара» на русской сцене была непростой: его не раз ставили, добавляя различные номера с музыкой других композиторов. Менялись и балетмейстеры, и хореография, хотя в основе своей все исходили из первоначальной постановки Мазилье, Перро и Петипа.
20 мая на Нуриевском фестивале в Казани состоялся показ балета «Корсар». Прежде, чем зрители театра им. Мусы Джалиля погрузились в перипетии рискованной пиратской жизни, они открыли для себя имя новой ведущей. На сей раз со вступительным словом выступила Катерина Новикова – до недавнего времени руководитель пресс-службы Большого театра. В своей содержательной речи Катерина тактично отдала дань памяти великому балетмейстеру Юрию Григоровичу, накануне покинувшему этот мир. Она упомянула жизненные пересечения Григоровича с Нуриевым и, конечно, живо поведала любопытные исторические факты, непосредственно связанные с созданием и сценическим бытованием «Корсара».
И вот зазвучала увертюра (дирижер – Нуржан Байбусинов), а в унисон музыкальных волн на анимационном экране запенилась морская стихия. Еще минута – и она, как спичку, расколет корабль Конрада и его друзей.
«Корсар» в постановке Владимира Яковлева (по Петипа) – густонаселенный спектакль. Игровую роль комичного Сеид-паши исполнил Илья Белов, в томном алжирском танце солировала Каролина Заборне, в страстном палестинском – Ольга Алексеева, характерный «Форбан» с задором исполнила Лада Старкова. Трио одалисок – сфера классики. Здесь блеснули Дина Набиуллина, Екатерина Федотова и Лана Халимова. Колоритный Антон Полодюк создал образ предателя Бирбанто, а Вагнер Карвальо – алчного, коварного и жестокого Исаака Ланкедема. В pas d`esclave он эффектно выступил в дуэте с Викторией Зейферт из московского театра «Кремлевский балет» – очаровательной молодой балериной, подкупающей обаянием и грацией.
Похоже, казанский премьер Олег Ивенко (Али) и премьер Михайловского театра Санкт-Петербурга Эрнест Латыпов (Конрад) соперничали друг с другом при исполнении сложнейших трюков мужского танца. Олег исполнял их в манере верного и преданного слуги, а Эрнест рисовал движением яркий портрет мужественного и благородного романтического героя. Орел, летающий в небесах!
Медора Анастасии Лукиной (Мариинский театр) получилась одновременно величественной, страстной и чувственно-нежной. Досадную шероховатость при исполнении верхней поддержки в финале трио артисты искупили великолепием четких взаимодействий кавалера с дамой «под спинку» и в «свечке». Спектакль искрился энергией и верой исполнителей в предлагаемые обстоятельства. История любви и приключений Конрада и Медоры обрела темпераментное воплощение благодаря красивым танцам, выразительной актерской игре и убедительному проживанию актеров в образах в каждом сценическом мгновении.
Александр Максов