В связи с кончиной выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича 19 мая 2025 года, в возрасте 98 лет, журналисты вспоминают не только его вклад в развитие Большого театра, но и те противоречия, которые сопровождали его карьеру.
Начало карьеры и переезд в Большой театр
Эта история начинается в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (сегодня известном как Мариинский театр), куда Юрий Григорович был принят в 1946 году. До 1961 года он был одним из ведущих солистов труппы.
Поворотным моментом стал 1964 год, когда Григорович возглавил балетную труппу Большого театра. К этому времени он уже заявил о себе в Ленинграде, представив публике такие постановки, как «Каменный цветок» и «Легенда о любви». Именно успех «Легенды о любви» сыграл ключевую роль в его переезде в Москву.
Роль Майи Плисецкой в судьбе Григоровича
В этот период Майя Плисецкая, прима Большого театра, активно поддержала назначение Григоровича. По её инициативе министр культуры Екатерина Фурцева спросила Плисецкую, готова ли она танцевать в постановках Григоровича. Получив утвердительный ответ, Фурцева дала добро на переход балетмейстера в Большой театр. Как вспоминала Фурцева:
«Если вы будете танцевать в этом спектакле, Григорович сюда приедет, если нет — пусть остается в Кировском».
Конфликт и кадровые перестановки
Однако, сотрудничество Плисецкой и Григоровича оказалось недолгим. Травма помешала балерине долго выступать в «Легенде о любви». Став главным балетмейстером, Григорович начал пересматривать кадровую политику театра, что затронуло многих ведущих артистов, включая Владимира Васильева, Екатерину Максимову и Мариса Лиепу. Партии стали доставаться Наталье Бессмертновой, жене Григоровича, что вызвало недовольство у Плисецкой.
По словам брата Плисецкой, Азария, во время гастролей во Франции, Григорович заменил Майю на Бессмертнову в одной из ключевых постановок. Это стало началом открытой конфронтации и «настоящей войны».
«Маленький Сталин» и увольнения
Плисецкой не нравился авторитарный стиль руководства Григоровича, она даже называла его «маленьким Сталиным». Известно, что балерина негативно относилась к Сталину и в 1966 году подписала письмо против его реабилитации.
Кульминацией конфликта стал 1988 год, когда Григорович уволил из Большого театра не только Плисецкую, но и Владимира Васильева, Нину Тимофееву, Михаила Лавровского, Екатерину Максимову и… Наталью Бессмертнову.
Официальной причиной увольнения был назван возраст артистов. Григорович утверждал, что им пора на пенсию, хотя Васильеву и Максимовой было всего по сорок лет. На тот момент Плисецкой было 63 года, но она продолжала выступать в балетах своего мужа, Родиона Щедрина. Григорович оставался непреклонен, ссылаясь на то, что в балете на пенсию выходят в 38 лет, и на сцене должны выступать молодые артисты. Этот шаг окончательно испортил отношения между балетмейстером и примой.
После Большого театра
После распада СССР Плисецкая переехала в Мюнхен, продолжая выступать в Европе и России. Григорович покинул Большой театр в 1995 году, когда скандалы достигли пика, и переехал в Краснодар. В 2001 году он возобновил сотрудничество с Большим театром.
Майя Плисецкая ушла из жизни 2 мая 2015 года, немного не дожив до своего 90-летия. Юрий Григорович скончался в Москве 19 мая 2025 года, пережив и Плисецкую, и свою жену, ставшую невольной участницей их конфликта.
А вам нравилась балерина Майя Плисецкая? Пишите свое мнение в комментариях.
🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"