В эпоху частых смертей в автоспорте, эта пыльная гонка по недавно построенной Панамериканской трассе в Мексике была опасной. Дуг Най рассказывает историю «Каррера Панамерикана»
Текст: Дуг Най
«Каррера Панамерикана»: 1950-1954 годы
В начале 1950-х мексиканская «Каррера Панамерикана» зарекомендовала себя как самая вдохновляющая, экзотичная, сложная и, безусловно, опасная шоссейная гонка в международном спортивном календаре.
С политической точки зрения это было сделано для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности к завершению Мексикой строительства участка Панамериканского шоссе, создание которого давно обсуждалось, - непрерывной магистрали от Аляски до аргентинской Огненной Земли. Первоначальная цель состояла лишь в том, чтобы обеспечить быстрый доступ Америки к Панамскому каналу, но каждая участвующая страна должна была внести свой вклад в строительство участков дорог на своей территории, и к 1950 году Мексика вызывала национальную гордость тем, что первой завершила строительство.
Чтобы отметить это событие, глава Министерства национальной связи Гильермо Остос предложил провести автогонку мирового уровня по новой дороге от границы до границы. Президент Мексики Мигель Алеман одобрил это предложение. История зародилась в марте 1949 года. В июне началось планирование, а в 1950 году объявили о проведении первой «Каррера», которая пройдет с севера на юг в девять этапов, в течение шести дней, 5-10 мая – 3436 км. Участие в этой первой «Каррера» было открыто только для серийных автомобилей с выпуском не менее 550 экземпляров и как минимум пятью посадочными местами.
Призовой фонд, выплаченный только трём лучшим участникам в общем зачете и в своём классе, составил 34 681 доллар – 17 341 доллар за первое место в общем зачете. Американские серийные автомобили «Кадиллак», «Бьюик», «Олдсмобиль», «Шевроле», «Линкольн», «Меркьюри» и «Форд», даже довоенные «Хадсон» и «Корд», конкурировали с трансатлантическим импортом: «Альфа-Ромео», «Делаэ», «Ягуар», «Тальбо» и «Хочкисс». Победителем гонки стал 5-литровый «Олдсмобиль 88» с двигателем V8 с американской звездой серийных автомобилей Гершелом МакГриффом. Реклама была разрешена для каждого участника – так появилась на свет яркая, изнурительная и опасная «Каррера Панамерикана».
Итальянские звезды Пьеро Таруффи и Феличе Бонетто на «Альфа-Ромео 6C-2500s» уступили, но они скоро отыграются. Гонка 1951 года была утверждена, на этот раз она проходила с юга на север в восемь этапов, протяженность 3112 км. Были допущены четырехместные автомобили, только с закрытой кабиной. «Феррари» выставили «212 Интер-Купе» с люксовым кузовом - в лучшем случае 2+2 места – для Таруффи-Чинетти и Аскари-Виллорези. Они финишировали первыми и вторыми, серийный автомобиль «Крайслер Саратога» Билла Стёрлинга и Роберта Сэндиджа – третьим, а «Каррера» приобрела международный статус.
Это привлекло в 1952 году «Мерседес-Бенц», когда принимались заявки в классе двухместных спортивных автомобилей с открытым верхом. Интересы Америки подтолкнули к созданию отдельной категории серийных автомобилей, призовой фонд вырос, заводские «Мерседес 300 SL Купе» финишировали со счетом 1-м и 2-м, Карл Клинг-Ханс Кленк одержали победу, а лучшая «Феррари» заняла третье место (Чинетти-Лукас, «Феррари 340 Мексико»), в то время как первым серийным автомобилем из США стал «Линкольн-Капри» Чака Стивенсона и Клэя Смита, седьмым.
Четвертая «Каррера», прошедшая в 1953 году, стала заключительным этапом новой серии Чемпионата мира по спортивным автомобилям от ФИА. Защитные шлемы стали обязательными! «Лянча-Корсе» собрала отличную команду... и заняла 1-2-3 места: Фанхио, Таруффи и Кастеллотти. «Линкольны-Капри» финишировали 1-2-3-4-ми в категории серийных автомобилей, Стивенсон-Смит одержали победу и снова стали седьмыми в общем зачете. А затем наступил 1954 год…
«Прием мексиканского народа был очень теплым и восторженным»
Великая гонка «Каррера Панамерикана» 1954 года стала пятой и заключительной, она быстро зарекомендовала себя как еще более изнурительное автогоночное соревнование, чем могучая «Милле-Милья». В том году гонка проходила с 19 по 23 ноября в качестве шестого и заключительного этапа ежегодного Чемпионата мира по спортивным автомобилям ФИА, который проводился всего второй год. По сложившейся традиции гонка проходила с юга на север от города Тустла-Гутьеррес, штат Чиапас, в 160 км от границы с Гватемалой, до Сьюдад-Хуареса, что на северной границе с США. От центра Хуареса до центра Эль-Пасо, штат Техас, всего 10 км.
Эта «Каррера» 1954 года прошла в восемь этапов протяжённостью 3070 км (1910 миль) – это почти вдвое больше, чем «Милле-Милья»... но не за один день. Около 150 участников стартовали из Тустлы, 85 из которых дожили до финиша в Хуаресе. Победителем гонки станет заводской итальянский пилот «Феррари» Умберто Мальоли на мощной «Феррари 375 Плюс», оснащенной не стандартным 4,9-литровым двигателем V12, а тем, который, по слухам, был слегка увеличен до 5,1 литра специально для этого мероприятия. Американский агент «Феррари» Луиджи Чинетти организовал частное спонсорство на основе поиска клиентов для «заводских заявок», при условии, как уточнил господин Феррари, что Умберто Мальоли будет вести одну из них. Его «375 Плюс» – шасси 0392 – была продана через Чинетти богатому американскому энтузиасту Эрвину Голдшмидту.
Когда я несколько лет назад разговаривал с Мальоли о гонке, он вспоминал: «Спонсором моего «Плюса» была компания «1-2-3», которая была самым продаваемым брендом стиральных порошков и растительного масла и принадлежала мистеру Сантьяго Онтанону, который стал моим очень хорошим другом».
Первый этап составлял 529 км от Тустлы до Оахаки по Панамериканскому шоссе, открытие которого в 1950 году ознаменовалось зарождением самой гонки. Трасса была холмистой и извилистой перед величественной прямой Теуантепек. Забудьте о «Мульсане» или «Мистрале» на трассе «Рикар-Кастелле». Здесь речь идет о 40 км всего с двумя плавными поворотами – идеальный этап для «Феррари V12», развивавших скорость 290 км/ч. От Теуантепека на высоте 100 м над уровнем моря, трасса преодолела заявленные 978 поворотов и достигла высоты 2 км, а затем спускалась к финишу в Оахаке на высоте 1400 м.
Стартовали девять частных «Феррари», за рулём которых были Мальоли, Фил Хилл, Джек МакАфи, Джованни Бракко, Франко Корнаккья, Роберто Бономи, сам Луиджи Чинетти, Маркиз де Портаго и знаменитый плейбой Порфирио Рубироза. На первом этапе американский гонщик МакАфи разбил свою «375 Плюс», заявленную Джоном Эдгаром, в результате погиб пассажир Форд Робинсон.
Мальоли: «Я был очень осторожен при ускорении, чтобы не пробуксовать. Было жизненно важно сохранить шины.… Я не хотел, чтобы они лопнули. На первом этапе было очень плохое покрытие – камни с острыми, как бритва, краями. Если вы ехали слишком резко, вам требовалось две замены шин. Я договорился о двух, что означало, что для завершения этого этапа я использовал 12 шин. Я решил ехать один, чтобы снизить вес и улучшить аэродинамические характеристики. По правилам, когда я добрался до своего гаража, то должен был сменить все колеса без посторонней помощи...»
Фил Хилл в сопровождении своего друга-механика Ричи Гинтера ехал на 4,5-литровой «Феррари 375 V12», заявку которой Чинетти продал американцу Аллену Гиберсону. Фил вёл лихо и выиграл первый этап, опередив Мальоли на 4 минуты 9 секунд.
На следующий день был второй заезд в два этапа: Оахака-Пуэбла, затем Пуэбла-Мехико – всего 528 км, и это был самый гористый этап из всех, достигавший 3164 м. В городе Атлиско Мальоли сократил отставание от Хилла до 1 минуты 9 секунд, а в Пуэбле был впереди на 4 минуты 15 секунд, но из-за прокола потерял это преимущество. Фил проехал 120 км от Пуэблы до Мехико за 47 минут. Мальоли потерял крышку багажника и обтекатель подголовника своего автомобиля и финишировал на 45 секунд медленнее из-за открытого топливного бака и запасного колеса.
Мальоли: «Второй отрезок пути в Мехико был ужасающим. На протяжении последних 15-20 км миллион мексиканцев выстроились по обеим сторонам прямой… передние ряды находились на расстоянии не более 5-10 см от машин с каждой стороны… Это было похоже на гонку во время беспорядков!»
21 ноября – 950 км в два этапа, сначала до Леона, затем до Дуранго. После длительной экстренной замены свечей зажигания (всего 24) перед стартом Мальоли преодолел 420 км со средней скоростью более 177 км/ч. Фил Хилл, отстав, потерял 3 минуты 46 секунд. Мальоли: «Настоящей проблемой был песчаный ветер и эффект миража. Из-за песка дорога стала неожиданно скользкой, как будто едешь по льду, а миражи на скорости 270-280 км/ч играли с твоими глазами злую шутку. У меня была бутылка с питьевой водой, но она была отвратительной, и жевательная резинка, и больше ничего. Без пассажира, который мог бы подать обед...»
Леон-Дуранго, 530 км, финишировало всего 95 человек; Мальоли опередил Хилла на 3 минуты 12 секунд, увеличив свое общее преимущество до 6 минут 18 секунд.
22 ноября – 704 км от Дуранго до Чиуауа – возможно, самый ровный участок Панамериканского шоссе с прямым покрытием протяженностью 30-60 км по холмистой местности. Мальоли долгое время удерживал скорость за 260 км/ч. Установив рекордное время на этом участке в прошлом году, теперь он превзошёл его на 50 секунд. В то время как его двигатель работал почти идеально, если не считать потери охлаждающей жидкости, 4,5-литровый Фила начал барахлить. На протяжении 300 км от Чиуауа до Парраля Умберто шёл со средней скоростью 204 км/ч. «Феррари» Чинетти и Корнаккьи сместили Хилла-Гинтера на четвертое место. Но у Корнаккьи было повреждено рулевое колесо, у Чинетти - часть маслопровода, а у Хилла было неисправно левое магнето.
Мальоли о проблемах своей машины: «Верхний резиновый шланг, идущий от двигателя к радиатору, прохудился и пропускал воду. К счастью, это был не нижний шланг, потому что он бы полностью осушил систему, а с верхним можно было жить».
Фил Хилл: «После завершения этапа Ричи пожаловался, что его дверцу намертво заклинило. Я обошёл машину и сильно дернул. Она распахнулась... И задняя часть машины полностью отвалилась! Единственное, что удерживало хвост, - это штифт, запиравший дверцу. Так что нам пришлось починить и его».
23 ноября – заключительный день. Из Чиуауа в Сьюдад-Хуарес по Рио-Гранде, практически по прямой, и вдоль неё выстроились тысячи зрителей. Красная «Феррари» Мальоли пронеслась под клетчатым флагом со скоростью 215 км/ч – всего на 3 секунды опередив белую «сестричку» Фила с меньшим двигателем. Прошло восемь минут, Чинетти пронесся под финишным плакатом, а еще через 3 минуты - Корнаккья. Умберто Мальоли победил в общем зачете со временем 17 часов 40 минут 26 секунд при общей средней скорости 173,74 км/ч, Фил Хилл занял почетное второе место - 18 часов 4 минуты 50 секунд.
Третьим и четвертым в общем зачете оказались гонщики «Порше 550 Спайдер» Ханс Геррманн и Ярослав «Джерри» Юхан, которые много лет спустя были вовлечены в качестве «посредников» в скандал между Колином Чепменом и Джоном ДеЛорианом. Корнаккья же занял пятое место c 41-минутным разрывом, а сияющий Чинетти, получивший комиссионные за продажу всех четырёх известных «Феррари», – шестое, отстав еще на 12 минут.
Мальоли вспоминал: «Приём, оказанный мексиканцами, был незабываемым, очень теплым и восторженным. Это заставило меня почувствовать себя почти Панчо Вильей (один из революционных генералов – прим. пер.), понимаете? Большим героем. Это был очень приятный опыт. И, по меркам того времени, приз – возможно, 10 000 долларов – намного больше, чем даже за победу в «Милле-Милья» на родине!»
Но дни «Карреры» были сочтены. С 1950 по 1954 год гонка унесла по меньшей мере 31 жизнь из-за сочетания сверхбыстрых прямых, обрывистых и покрытых лесом горных участков, изрезанного шинами дорожного покрытия, неконтролируемых зрителей и множества неквалифицированных гонщиков.
Шестое соревнование было запланировано на 1955 год, но, когда международные гонки были потрясены июньской катастрофой в Ле-Мане, национальные правительства ввели жёсткие меры, в случае Швейцарии даже полностью запретив автогонки.
В Мексике организаторы «Карреры» всегда боролись за то, чтобы обеспечить надлежащее проведение соревнований. После того, как в сезон дождей дороги были повреждены, президент Мексики Адольфо Руис Кортинес отказался оплачивать расходы на ремонт трассы, необходимый для проведения еще одной гонки. Реакция европейских правительств на гонку в Ле-Мане послужила прекрасной политической дымовой завесой, позволившей избежать таких затрат, и вместо этого они запретили гонку. В августе 1955 года топор опустился – и «Ла Каррера Панамерикана» умерла.
Страна: Мексика
Местоположение: Мексика
Тип: временная шоссейная трасса
Продолжительность: 3069 км
Источник: motorsportmagazine.com