В 2022 году с российского рынка автомобильных масел ушли крупные иностранные бренды. В частности, согласно официальным заявлениям компаний и отраслевым обзорам, нас покинули следующие компании:
- Shell — полностью прекратила деятельность в России, включая производство и продажу масел Shell Helix. Российские активы Shell были проданы компании «Лукойл».
- Castrol (BP) — приостановила поставки и продажу продукции в России.
- Mobil — объявила о полном уходе с рынка РФ, прекратив поставки и производство.
- Total (в том числе ELF) — французская компания полностью прекратила деятельность, включая производство масел Total и ELF.
Эти бренды ранее занимали значительную долю рынка, особенно в премиальном и среднем сегментах.
Ушли… но не совсем
Несмотря на официальный уход, масла Shell, Mobil, Castrol, Total, ELF и других брендов до сих пор есть в продаже, особенно на маркетплейсах. Как это возможно?
Официально бренды не возвращались. Так что:
- Поставки подобных масел происходят либо по каналам параллельного импорта, либо через «серые» схемы ввоза (через третьи страны).
- Но, если не повезёт, это может быть и контрафакт. По оценкам Союза автосервисов и отраслевых экспертов, доля контрафактных масел на рынке достигла 30-50%.
Про контрафакт мы уже много писали. Поговорим про «легальные» схемы, ведь у некоторых товаров на сайтах можно увидеть значок «Оригинал» и даже фразу «Продавец подтвердил права на продажу товаров бренда». Что, по идее, нереально, ведь у российских продавцов как раз нет прав на продажу товаров бренда, в этом и суть санкций. Как они к нам попадают?
Парадокс легальности
Сами продавцы комментируют ситуацию примерно так: «Нужно просто знать маршруты».
В реальности есть две схемы: серая и параллельная. И обе довольно мутные.
Параллельный импорт — это официально разрешённый в России механизм ввоза оригинальных товаров без согласия правообладателя, но с соблюдением всех таможенных и сертификационных процедур. Проще говоря, товар закупается через третьи страны и везётся в РФ обходными путями.
Как это работает:
- Российский предприниматель закупает оригинальное масло в стране, где бренд представлен официально (например, в ОАЭ, Турции, Китае).
- Товар перевозится в Россию любым удобным способом: морем, железной дорогой, автотранспортом.
- На границе товар проходит официальное таможенное оформление: уплачиваются все пошлины, оформляются документы, проводится обязательная сертификация по техническим регламентам ЕАЭС.
- На маркетплейсах такие товары могут получить отметки «Оригинал» и «Продавец подтвердил права на продажу», поскольку у них есть все легальные документы — даже если правообладатель не давал разрешения на ввоз в Россию. Правда, получить декларацию требуется всего один раз и возможно даже на группу товаров, а указывать её на маркетплейсах потом несколько лет.
Минусы: заметная наценка, невозможность проверить оригинальность продукции (производитель не несёт ни за что ответственности и не защищает интересы потребителей, QR-коды и другие методы проверки подлинности не работают). А главное – моторное масло, произведённое для другого рынка (например, жаркой Турции) может не подходить для российских условий эксплуатации - температурного режима, качества топлива и т.д.
«Серый» импорт – ввоз товаров с нарушением таможенных, налоговых или иных процедур, часто с использованием поддельных документов или вообще без оформления. Такой импорт может внешне напоминать параллельный (маршруты через третьи страны, отсутствие разрешения правообладателя), но намного опаснее. Потому, что никто не знает, что в канистре.
Как это работает:
- Товар может быть оригинальным, но предназначенным для других рынков, либо вовсе подделкой.
- Таможенное оформление либо отсутствует, либо проводится с нарушениями (занижение стоимости, поддельные сертификаты, не те коды ВЭД и т.п.).
- Продукция не всегда соответствует требованиям технических регламентов.
Минусы: Высокие шансы попасть на подделку, отсутствие адекватных лабораторных испытаний (в канистре – кот в мешке) + все те же проблемы (отсутствие гарантий от производителя, может быть не совсем тот продукт или масло для другого рынка, наценка за сложную логистику)
Можно ли брать на маркетплейсе продукцию с пометкой «Оригинал»?
Если речь про моторные масла ушедших брендов – мы бы не советовали.
Всё потому, что для получения этой пометки нужно не так уж и много: загрузить таможенную декларацию, которая действительна несколько лет. А что конкретно будет продаваться под её эгидой, сложно сказать. Декларировать можно не отдельную партию, а всю серию, в которую возможно отнести неограниченное количество товаров (и при поставке на маркетплейс довольно сложно доказать, что новые канистры – (не) из той же серии).
Также хотим отметить, что в электронной версии декларации (на которую ссылаются маркетплейсы) информация представлена по-разному. Где-то пишут размер партии, где-то нет (и она получается бесконечной), где-то можно увидеть, что продукция якобы ввезена «для проведения исследований и испытаний в качестве проб (образцов)»…
Тот факт, что несколько лет назад данное юрлицо ввезло в РФ партию из 50 000 000 литров масла в ёмкостях от 0,5 литра до 300 литров и задекларировало его, никак не защищает вашу сегодняшнюю покупку на маркетплейсе, пусть даже у этого же юрлица.
«Подлинные гарантии качества такой продукции сегодня дать никто не сможет. Ведь если раньше случаи, когда автосервисам продавали подделку под видом масел Castrol, Mobil, Shell, могли быть расследованы при помощи представительства этих брендов и оно, конечно же, занималось этим, то сейчас такие работы делать просто некому», — рассказал генеральный директор Gruzdev Analyze Александр Груздев.
В общем, серые (и даже параллельные) схемы – они и есть серые. Если производитель не представлен в стране официально, риски очень высокие, а претензии предъявлять будет некому.
Итог
А резюмируем мы цитатой того же независимого аналитика:
«На мой взгляд, российским автомобилистам и профессионалам лучше переключаться на новые бренды масла, ведь лучше купить оригинальное масло пусть даже классом ниже, чем поддельный «премиум». Качество любого оригинального продукта всегда будет выше подделки», — отметил Александр Груздев.
Что выбрать?
Наша рекомендация очевидна:
Havens – моторное масло премиум-уровня, не уступающее по качеству ушедшим брендам. Это экспортная марка огромного завода смазочных материалов в ОАЭ (завод Oscar Lubricants).
Преимущества продукции Havens:
- Хороший состав. Основа – синтетические базовые масла III группы и полиальфаолефины (ПАО). Ключевые поставщики пакетов присадок – лидеры мирового рынка, Infineum, Lubrizol и Chevron Oronite.
- Соответствие стандартам. Масла Havens соответствуют международным стандартам качества и допускам известных европейских и азиатских производителей, таких как Porsche, Mercedes, Volvo, BMW, Audi, Volkswagen, Opel, Peugeot, Citroen, Renault, KIA, Hyundai, Toyota, Nissan и многих других.
- Официальный ввоз в РФ, наличие представительства, отвечающего за качество. Единственный официальный дистрибьютор в РФ – ООО «АМП».
- Прямые поставки с завода, прозрачная логистика без третьих стран и наценок «за сложность транспортировки».
- Отдел заботы для подбора масла и решения любых вопросов. Пишите в WhatsApp и Telegram: 89823656199