Лечебная глина и бивень бизона
Первое упоминание о селе Чингис Ордынского района относится к 1637 году – тогда сибирские татары построили на берегу реки крепость. Главным был князь Тарвала, который когда-то разрушил союз с русскими и, обосновавшись на сибирских землях, совершал набеги на Томский округ. Однако вскоре войско князя было разбито русскими казаками под руководством воеводы Якова Тухачевского. С тех пор татары, населявшие Чингис, снова стали подданными русского царя. До наших дней в Чингисе сохранились свидетельства древности, которые хранятся в местном музее: керамика, монеты, наконечники стрел и даже бивень доисторического бизона. А ещё село богато лечебной глиной, которую довольные туристы собирают прямо на берегу реки.
И ещё...
Живая история
С одной стороны чингисскую землю окружает вода, с другой — шесть курганов, раскопки которых в селе велись почти всю вторую половину XX века. В окрестностях села археологи нашли погребения воинов второй половины первого тысячелетия нашей эры. Одно из них было особенно богатым: в могиле лежал воин в обмундировании с колчаном, полным стрел с железными наконечниками, и огромным золотым однолезвийным мечом или саблей. Предположительно, захоронение связано со сражениями войска Тартлавы.
Предводитель сибирских татар князь Тартлава, рассказала Людмила Дрючина, начал строить крепость на берегу Оби в 1629 году. Она служила временным пристанищем между набегами кочевников на поселения по всей Западной Сибири. После того как войско Тартлавы в бою разбил омский воевода Яков Тухачевский, след Чингиса-городка надолго затерялся в исторических документах.
В следующий раз упоминания о Чингисской деревне встречаются уже в эпоху Петра I, когда император впервые провел перепись населения. Среди живших в Чингисе в тот период в переписи перечислены крепостные крестьяне и купец Милованов, в честь которого впоследствии назовут деревню по соседству.
В Чингис каждое лето приезжают энтузиасты с металлоискателями в поисках старинных монет и металлических деталей амуниции — все это по-прежнему можно найти на берегу реки Малый Чингис, впадающей в Обь.
В 60-е годы в деревянной сельской школе, старейшей в Новосибирской области, существовал собственный музей Чингиса, которые обладал обширной коллекцией древней керамики, монет и наконечников от стрел, однако впоследствии многое оттуда было похищено. Восстановить музей в изначальном виде так и не удалось. Сейчас остатки былой коллекции хранятся в Доме культуры, где в небольшой комнатке с парой окон собраны вещи, которые принесли в музей сами чингисцы.
Природные краски
Вдалеке от сельского музея, в овраге, где река Малый Чингис образует причудливый круг, находится еще одна гордость местных обитателей — месторождение цветной глины. Как рассказывает одна из коренных жительниц села Тамара Горшкова, рядом с поселком есть несколько природных скоплений глины.
Есть месторождение красной и голубой, но туристов больше всего притягивает обрыв у реки, где в нескольких метрах друг от друга находятся белая и желтая глина. Она крошится с обрывистого берега прямо в воду, но не красит ее, а лишь оседает на дно.
Сибирский Китеж
Важное применение цветная глина нашла при восстановлении главной чингисской достопримечательности — каменного храма, одного из самых древних в Западной Сибири. Старое здание церкви в 30-е годы XX века приспособили под клуб, а позднее — под зернохранилище.
Затем часть храма уничтожил пожар, после чего остался только фундамент и частично стены. В 1997 году чингисцы решили восстановить церковь, так начался долгий процесс воссоздания постройки первой половины XIX века.
Храм находится в островной части села прямо у воды. Рядом с ним кладбище, где хоронили служивших здесь монахов и священников. Земля в этом месте холмистая и неровная, а траву истоптали пасущиеся коровы.
Восстановление чингисского храма заняло у местных жителей долгих 30 лет, восемь из них ушло на роспись стен церкви. Ради этого художница Лариса Кононова, которая до этого расписывала купол Новосибирского театра оперы и балета, приезжала в Чингис каждое лето.
Расписывали церковь по старинной технологии: глина предварительно высушивалась, затем измельчалась и разводилась до состояния кашицы. Специального оборудования, рассказывает Ольга, не было, поэтому глину измельчали в кофемолках. После этого в нее добавляли смесь из раствора извести и куриных яиц, чтобы краска лучше приставала к стене.
Для восстановления самого здания в Чингис специально приезжали монахи Завьяловского монастыря, расположенного неподалеку. Возрожденному храму, как и деревянной церкви, которая была построена здесь в 1759 году, вновь было присвоено имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Ежегодно в день чествования этих святых в храм съезжается множество паломников со всей Сибири.
Как пишет в своей книге "Звон Чингисского колокола" историк Вадим Журавлев, Петропавловская церковь в Чингисе, существовавшая до начала 30-х годов XX века, была богатой: иконы и книги привезли сюда из Греции. С приходом большевиков все церковные облачения, иконы и книги решено было сжечь, а бронзовые с серебром колокола, тоже необычные для небольшой сельской церквушки, — снять и увезти в соседнее село Спирино на переплавку.
Однако судно, на котором перевозили колокола, потонуло и несколько тонн бронзы ушло на дно. Местные жители, рассказавшие Журавлеву эту историю, говорили, что те, кто рисковал пойти весной перед Пасхой по рыхлому льду, слышали звон чингисских колоколов из глубины. Из-за этой легенды Чингис и зовут иногда сибирским Китежем.
Информация в статье взята с сайтов: