Профилирование — это процесс сбора и анализа данных о личности, поведении, предпочтениях и особенностях индивида или группы людей с целью формирования целостного представления о них, а также с целью понимания способов наиболее эффективного взаимодействия с ними. Этот термин используется в различных областях психологии, маркетинга, криминологии и социологии. Основная цель профилирования заключается в создании модели поведения, мотиваций и характеристик конкретного лица или группы лиц.
Зона применения
Психология: Психологи используют профилирование для диагностики психического здоровья пациентов, определения особенностей характера и выявления поведенческих моделей.
Маркетинг: Компании применяют профилирование клиентов для сегментации рынка, разработки целевых рекламных кампаний и улучшения продуктов и услуг.
Криминология: В правоохранительной деятельности профилирование помогает определить вероятный профиль преступника, предсказывая его поведение и выявляя возможные мотивы преступлений.
Выпендреж некоторых профайлеров
Иногда профилирование становится инструментом, используемым психологами и другими специалистами для демонстрации своей «уникальной» экспертности и «потрясающих» профессиональных способностей. Это проявляется в излишне сложных терминах, детальных описаниях процессов и методик, которые могут показаться ненужными или избыточными клиентам и широкой аудитории.
Важно помнить, что настоящее понимание приходит благодаря простому и ясному изложению сложных концепций.
Целевое профилирование с рекомендациями по действиям
Чтобы эффективно применять профилирование, важно следовать следующим рекомендациям:
- Определите цели: Четко сформулируйте, какую именно информацию хотите получить и зачем вам это нужно. Например: «Хочу понимать как N поведет себя при попытке дать ему взятку» или «Смогу ли я оставить F вместо себя во главе отдела»
- Собирайте данные аккуратно: Используйте надежные методы исследования и учитывайте этические аспекты сбора личной информации.
- Анализируйте объективно: Избегайте предвзятых выводов и интерпретируйте полученные данные нейтрально. Важно избежать поспешных выводов иначе все дальнейшие наблюдения вы будете неизбежно подбирать под понравившийся вам вывод.
- Применяйте осторожно: Помните, что профилирование не может полностью гарантировать успех. Мы чаще знаем как всё произошло по итогу, чем до события. И этично выбирать конструктивные цели, оставаясь в рамках установленных правил игры и ваших ценностей.
Профилирование без целеполагания выглядит как крайне вкусное и красивое блюдо, которое при этом никто не будет есть. Не голодны, некогда, неуместно и так далее.
Давайте возьмём несколько героев сериала «Теория большого взрыва» и разберем их профили. Но не вообще, а например с точки зрения их способности развиваться и меняться.
Герои этого популярного сериала демонстрируют яркие индивидуальные черты, идеально подходящие для иллюстрации процесса профилирования (слава сценаристам):
• Шелдон Купер: Интровертированный гений физики, не только обладает высоким уровнем IQ, но и крайне ценит это в себе. Искренне считает большинство окружающих людей глупее себя и потому не видит необходимым учитывать их интересы. Старательно подавляет эмоциональные проявления в себе с раннего детства и выглядит бесчувственным. В связи с этим нередко не способен управлять выплесками своих эмоций. Приверженец порядка, бюрократии и рутины. Способности к рефлексии низки и, что хуже всего, он до конца этого про себя не понимает, имитируя рефлексию сам для себя. Отсюда и не высокий потенциал к изменениям и способности развиваться вне своих привычных компетенций.
• Леонард Хофстедтер: более социализированный и не столь ярко выраженный интроверт, склонен к общению и сотрудничеству, часто проявляет эмпатию и заботится о чувствах окружающих. Способен рефлексировать и меняться. В течение всего сериала сохраняет управляемость извне через чувство вины. Выбирает направление собственного развития через сложившееся представление о мире, местами идеализированное, подчас рафинированное. Не всегда готов к ответственному поведению.
- Раджеш Кутраппали: Отличается застенчивостью и замкнутостью наряду с избалованностью, заложенной с детства. Его асоциальность особенно проявляется в отношениях с женщинами, к которым он при этом очень сильно тянется. При этом он имеет достаточно высокий уровень социальной адаптации среди друзей. Способность к развитию средне выражена, но Раджеш проявляет волю в непростых для себя вопросах по своей инициативе.
- Говард Воловиц: Демонстрирует нарциссизм и наигранную уверенность в себе, стремится привлечь внимание и показать свою значимость окружающим. Хорошо осознает свои слабые стороны и приспособился (скомпенсировался) к тому, чтобы жить с ними не меняя себя. При необходимости сохранить ценные для себя отношения и безопасность своего психологического пространства готов к работе над собой.
Таким образом, профилирование позволяет лучше понимать характеры персонажей и формировать представление о том, почему они ведут себя определенным образом.