Найти в Дзене
Формула для всех

Самый адский дебют в Формуле-1 XXI века: Пилот продержался всего четыре гонки и лишился «прав»

До сих пор остаётся загадкой, чего ожидал руководитель команды, доверив болид Формулы-1 новичку в возрасте, не имевшему серьёзного международного опыта. Начать карьеру в Формуле-1 можно ярко и громко — примеров в истории достаточно. Жак Вильнёв сходу взял поул в первой же гонке, Льюис Хэмилтон с ходу оформил девять подиумов подряд, а Хуан Пабло Монтойя не побоялся бодаться с самим Михаэлем Шумахером. Но есть и другие дебюты. Такие, после которых возникает вопрос: а как вообще этот человек попал в королеву автоспорта? Появление Юдзи Идэ в чемпионате мира по автогонкам на машинах Формулы-1 в 2006 году удивило многих — и не только потому, что ему на тот момент уже исполнился 31 год. Его путь к элите автоспорта стал возможен во многом благодаря политическим и дружеским связям. Всё началось с запуска японского проекта «Супер Агури» — команды, созданной под крылом «Хонды» экс-пилотом Агури Судзуки. Проект задумывался как чисто японская инициатива: японский капитал, японские машины и, конечно
Оглавление

До сих пор остаётся загадкой, чего ожидал руководитель команды, доверив болид Формулы-1 новичку в возрасте, не имевшему серьёзного международного опыта.

Начать карьеру в Формуле-1 можно ярко и громко — примеров в истории достаточно. Жак Вильнёв сходу взял поул в первой же гонке, Льюис Хэмилтон с ходу оформил девять подиумов подряд, а Хуан Пабло Монтойя не побоялся бодаться с самим Михаэлем Шумахером. Но есть и другие дебюты. Такие, после которых возникает вопрос: а как вообще этот человек попал в королеву автоспорта?

Японский протеже: как Идэ оказался в Формуле-1

Появление Юдзи Идэ в чемпионате мира по автогонкам на машинах Формулы-1 в 2006 году удивило многих — и не только потому, что ему на тот момент уже исполнился 31 год. Его путь к элите автоспорта стал возможен во многом благодаря политическим и дружеским связям.

-2

Всё началось с запуска японского проекта «Супер Агури» — команды, созданной под крылом «Хонды» экс-пилотом Агури Судзуки. Проект задумывался как чисто японская инициатива: японский капитал, японские машины и, конечно, японские пилоты. Именно идеология национального патриотизма определила состав команды, в который и попал Идэ.

Юдзи не был звездой даже на родине, хотя и считался достаточно крепким гонщиком в местных сериях. Лучшим достижением в его послужном списке было второе место в Формуле-Ниппон в 2005 году. В Европе он отметился разве что короткой и невпечатляющей серией выступлений во французской Формуле-3, где завершил сезон на седьмом месте.

Многие с удивлением узнали о его контракте с командой Формулы-1, ведь подобные истории крайне редки. Тем более что возраст и отсутствие реального международного опыта ставили под сомнение его конкурентоспособность. Но у Идэ были хорошие отношения с Судзуки — а этого, как оказалось, было достаточно, чтобы получить шанс в самом престижном автоспортивном чемпионате.

Печальный дебют: отставание от напарника и курьёзы на трассе

Первые шаги Юдзи Идэ в Формуле-1 оказались настолько неубедительными, что даже критика в его адрес звучала почти с сочувствием. Команда «Супер Агури» дебютировала на Гран-при Бахрейна 2006 года, и пилоты получили в своё распоряжение фактически переработанный болид «Эрроуз» образца 2002 года. Машина была откровенно устаревшей и неспособной конкурировать даже с командами аутсайдерами. В такой ситуации основным ориентиром для Идэ становился его напарник — Такума Сато, который уже имел солидный опыт выступлений в Ф-1.

-3

Разрыв в квалификации между ними на первом же этапе стал шокирующим — почти три секунды. В самой гонке Юдзи даже не доехал до финиша из-за проблем с мотором.

На следующем этапе в Малайзии ситуация незначительно улучшилась — отставание сократилось до 1,7 секунды. Но уже в Австралии всё вернулось на круги своя: множество разворотов, вылетов с трассы и потеря почти четырёх секунд в квалификации. Впрочем, Юдзи всё же сумел впервые добраться до финиша. Правда, проиграв Сато круг, что вряд ли стало поводом для гордости.

Последней каплей стала гонка в Имоле. Уже на первом круге Идэ врезался в болид Кристиана Альберса, спровоцировав эффектное вращение машины соперника. Голландец вылетел в гравий, а японец продолжил гонку, проехав ещё два десятка кругов, прежде чем его остановили технические неполадки.

-4

После гонки Альберс высказался предельно жёстко:

«Пилоты Super Aguri ведут себя чересчур агрессивно. Я бы его и так пропустил, если бы он действительно был быстрее. Но он просто врезался в меня. Это опасная тактика».

Падение за шесть дней: от гонщика до человека без лицензии

Скандальный инцидент вызвал бурную реакцию. Стюарды ограничились предупреждением, но в гоночном сообществе нарастала критика. Легендарный Стирлинг Мосс даже призвал ужесточить требования к пилотам Формулы-1:

«Идэ — это позор. Он просто не соответствует уровню Ф-1. ФИА обязана наводить порядок».

Сам Идэ, конечно, извинился, списав случившееся на неопытность:

«Я почти не тестировал эту машину. Мне нужно больше практики. Надеюсь, Кристиан не пострадал».

Руководство «Super Aguri» сперва отстранило пилота от гонок и заменило его на Франка Монтаньи. Судзуки пояснил, что у Идэ будет возможность тренироваться и вернуться в гонки. Но возвращения не случилось. Уже через шесть дней после исключения из состава гонщиков ФИА аннулировала суперлицензию Юдзи Идэ.

Так за считанные недели завершилась самая короткая и провальная карьера гонщика Формулы-1 в XXI веке. Четыре гонки, ни одного очка, череда аварий и беспрецедентное отстранение.

-5

Возвращение в Японию и бесславный финал

После Формулы-1 Идэ вернулся домой и вновь стал выступать в национальных сериях. Он провёл остаток сезона в Формуле-Ниппон, но и там не обошлось без проблем. В серии Super GT, где он провёл единственную гонку в 2006 году, он получил дисквалификацию за игнорирование чёрного флага после столкновения с другим участником.

В следующем сезоне Юдзи вновь оказался в Формуле-Ниппон — и снова в команде, которую контролировал Агури Судзуки. Он выступал без особых успехов, но стабильно. Параллельно продолжал гоняться в Super GT, где также не добился заметных результатов.

Тем не менее, в 2010 году он одержал победу на трассе «Сузука» — своего рода личный реванш за унижение в Формуле-1. После этого сезона Идэ на время покинул автоспорт, чтобы затем вернуться на несколько разовых этапов Super GT. Последние три года в серии оказались провальными — Юдзи не набрал ни одного очка. Он окончательно завершил карьеру в 2018 году.

Смешно, грустно или просто неловко?

Оценки карьеры Идэ варьируются от «трагикомической» до «глупой». Кто-то видит в ней провал системы лицензирования, кто-то винит романтизм Судзуки, решившего устроить мечту соотечественнику.

Можно долго спорить, заслуживал ли Юдзи Идэ место в Формуле-1. Но в одном сходятся все: его история остаётся уникальной и абсолютно незабываемой. Ведь даже если ты проиграл всем и всё, в истории Формулы-1 навсегда останется глава под заголовком «Юдзи Идэ — самый неудачный дебютант XXI века».