Реформы Косыгина-Либермана.Часть 10.
Пётр Балаев, 27.11.2019г.
Ну, что? Давайте про те самые, «косыгинские» реформы, к которым прилепили Либермана.
Перед 23, уже теперь Брежневским, съездом прошел Пленум ЦК КПСС, на котором приняли основополагающие решения для этой реформы, легшие в основу ряда Постановлений правительства.
Вот те, где главным показателем работы предприятий стала прибыль. Так нам и объясняют, при Сталине – главным показателем было снижение себестоимости, при Косыгине – прибыль, поэтому СССР пришел кирдык.
Ладно, откроем самый главный документ той реформы, самое важное Постановление Совмина СССР «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.
Читаем в нем: «В целях повышения материальной заинтересованности коллектива предприятия в выполнении плана и обеспечении рентабельности производства в распоряжение предприятия производятся отчисления от полученной прибыли (экономии от снижения себестоимости), которые образуют фонд предприятия для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства (фонд предприятия). Размер отчислений от прибыли (экономии от снижения себестоимости), порядок образования и использования фонда предприятия определяются для предприятий различных отраслей производства положениями о фонде предприятия, утверждаемыми Советом Министров СССР».
Помните, что я писал в первых частях этой статьи? Как Сталин и Молотов говорили, что прибыль для социалистического предприятия – это неправильный термин? Что это правильней называть доходом за счет снижения себестоимости?
Так что изменилось? Что доход стал называться экономией и эту экономию назвали прибылью? Так ведь в этом Постановлении мы с вами видим, что как было снижение себестоимости главным показателем при Сталине, так оно и осталось при Косыгине, только её прибылью обозвали. Что в лоб, что по лбу.
Мне одному кажется, что вся эта свистопляска вокруг реформы Косыгина-Либермана, насчет того, что главным стало не снижение себестоимости, а прибыль, не только яйца выеденного не стоит, но и является обычной ложью, рассчитанной на тех, кто поверит в эту ложь, не удосужившись заглянуть в те документы, которые определили проведение реформы?
Совсем не прибыль-себестоимость в той реформе было главным, даже те вещи, которые в ней есть и рассказывающие о ней доносят их до публики, там совершенно другое означают, чем то, что эти рассказчики излагают.
Когда читаешь материалы 22-го съезда – оттуда прямо таки прёт главная проблема экономики СССР из речей Хрущева и его шайки. Проблема – упасть и не встать. Оказалось, что беда не в том, что они вбухали в капвложения все государственные деньги, а в том, что многовато лишнего народишку появилось. Оказалось, проблема не в том, что промышленность группы Б и сельское хозяйство были в такую задницу загнаны, что не могут людей товарами обеспечить, а в том, что население выросло. У них, строителей 6000 заводов, людишек многовато оказалось, поэтому на всех стало не хватать башмаков и мяса.
А когда открываешь материалы съездов КПСС после снятия Хрущева – разбирает смех. Теперь главной проблемой стало, что, наоборот, людей не хватает, везде не хватает рабочих рук. И в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в сфере обслуживания. Проклятая война! Должны были родиться дети тех, кто погиб в войну! Почему они не родились? Где теперь их взять?
Когда, как полоумные, строили бешенными темпами новые заводы – думали, что мертвые из братских могил воскреснут и детей наделают?
Еще на 23-м съезде Косыгин признался, что за семилетку производство товаров народного потребления от производства средств производства отстало на 20%. Это много, это звиздец как много. Но мне и в эту цифру не верится. Учитывая, как у них росло поголовье скота по статистике, ни одной их цифре верить нельзя. В реальности, скорей всего, было еще хуже.
И Косыгин озвучил задачу – этот перекос исправить, запланировали сближение групп А и Б. Но мне еще в институте преподаватели экономики говорили экономика, как автомобиль. Она штука такая, что чем она больше, тем ее труднее разогнать и, соответственно, затормозить. И это не только экономики в целом касается, но и отдельных процессов в ней. Если ты в большой экономике какой-то процесс разогнал, то потом устанешь его останавливать, он тебя даже переехать может, как паровоз Анну Каренину.
В такую западню наш ЦК КПСС намеренно, осознанно страну и бросил. Как можно было исправить допущенный перекос за время «волюнтаризма»?
Первый путь – самый разумный. Срочно закрыть предприятия, которые уже нагрели до закипания экономику, на которых не хватало никаких ресурсов, эти ресурсы перебросить на группу Б и сферу обслуживания. Да, гигантские средства были бы выброшены на ветер, но лучше их выбросить сейчас, чем они потерять еще более гигантские средства в будущем. Но такой путь для того ЦК был неприемлем. Весь советский народ увидел бы, что совершенно преступление, колоссальных масштабов экономическая диверсия.
Второй путь – начать продавать за рубеж излишек средств производства, на валюту закупать за рубежом товары народного потребления и наполнять ими свой рынок. А кому продавать? Немцам и американцам? Так они много не купят, они сами станки и самосвалы делать умеют. Кое-что купят, но это каплей в море будет. На свой рынок развитая страна с товарами глубокого передела хрен кого пустит. В страны социалистического лагеря? Так там особо не разживешься, в 50-60-е годы там тоже особо не жировали. Стали гнать средства производства в индии и египты, строить этими средствами производства там заводы и плотины – но не выход. У египтян с индусами и с товарами, и с валютой было не густо, но строили. Хоть в долг, но строили, иначе у себя все склады забили бы этой группой А, ее вывозить обязательно нужно было. В конце концов, сначала забыли с должников денег требовать, стали им долги прощать, уже ВВП окончательно всех простил.
Третий путь – погнать за границу, империалистам, голое сырье, которое они возьмут, им это выгодно, потому что они за сырье расплатятся своей валютой и ты на эту же валюту купишь у них штанов для своего народа. Но сначала нужно еще сырья получить столько, чтобы его хватило для экспорта и для своих излишних предприятий, которые нельзя было закрыть, чтобы твоя преступная деятельность стала неочевидной. Поэтому планами 8-ой пятилетки, пятилетки «косыгинских реформ», было предусмотрено резкое увеличение добычи этого сырья – нефти и газа. Но заводы, выпускающие товары группы А, ведь не закрывались, они продолжали бы усугублять перекос, поэтому … снова увеличили объем капитальных вложений, на 59%, если точно помню, по сравнению с хрущевской «семилеткой», уже для строительства заводов и фабрик, производящих товары народного потребления.
Это была не экономика, а какой-то дурдом на лыжах по асфальту…
А как управлять дурдомом? Да почти никак. Дурдом живет по своим законам, как хочет. В этом и есть смысл «косыгинских реформ» - пусть в этом дурдоме выживают, как могут.
Весь смысл «косыгинских реформ» - товарищи директора советских предприятий, мы тут слегка понатворили «волюнтаризма», теперь вы сами крутитесь, как можете.
Ниже продолжу про «экономическую самостоятельность» советских предприятий. Про то, что директорам 60-70 –х годов эта самостоятельность нужна была, как ёжику мотоцикл.
Продолжение следует.
Кому интересны программа и другие публикации Российской Коммунистической Партии (большевиков), созданной на основе Движения имени Антипартийной группы 1957 года, смотрите на rkpbточкаorg или 1957antiточкаru
#либерман #косыгин #реформы