Найти в Дзене
Creatio Officina Sibiricum

Дэвид Боуи: музыкант, автор песен, философ

Если кто спросит меня, чьи тексты брать за эталон глубины мысли в рок-музыке, я, не задумываясь, отвечу: «Слушайте Дэвида Боуи!» Безусловно, многие авторы текстов славились туманностью высказываний, которую часто принимали за глубину. Некоторые, подобно Бобу Дилану, даже получили за это Нобелевскую премию. А прочие, вроде Майкла Джексона, завоевывали мир пусть не оригинальностью высказываний, так искренним выражением заботы о ближних и мире в целом. Достаточно вспомнить «Heal the World» (1992) или «Earth Song» (1995). Никакой туманности и иносказаний! Напротив, всё ясно, понятно и... Банальность — бич авторов, претендующих на философию в популярной музыке. И вот именно этого – ухода от ложных мудрствований, одновременно с выражением своей мысли далеко от банальности – в рок- и поп-музыке добился Дэвид Боуи. В статье даётся краткий обзор десяти самых философичных песен их легендарного автора-исполнителя. Но перед этим... Дэвид Боуи (1947-2016) — один из самых ярких и многогранных музыка
Оглавление
Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Вместо предисловия

Если кто спросит меня, чьи тексты брать за эталон глубины мысли в рок-музыке, я, не задумываясь, отвечу: «Слушайте Дэвида Боуи!»

Безусловно, многие авторы текстов славились туманностью высказываний, которую часто принимали за глубину. Некоторые, подобно Бобу Дилану, даже получили за это Нобелевскую премию.

А прочие, вроде Майкла Джексона, завоевывали мир пусть не оригинальностью высказываний, так искренним выражением заботы о ближних и мире в целом. Достаточно вспомнить «Heal the World» (1992) или «Earth Song» (1995). Никакой туманности и иносказаний! Напротив, всё ясно, понятно и...

Банальность — бич авторов, претендующих на философию в популярной музыке. И вот именно этого – ухода от ложных мудрствований, одновременно с выражением своей мысли далеко от банальности – в рок- и поп-музыке добился Дэвид Боуи.

В статье даётся краткий обзор десяти самых философичных песен их легендарного автора-исполнителя. Но перед этим...

Этапы творческой биографии

Дэвид Боуи (1947-2016) — один из самых ярких и многогранных музыкантов XX — начала XXI веков. Его творчество охватывает множество жанров и стилей. При этом в каждой песне можно найти глубокие мысли и философские идеи.

Боуи прошёл довольно длинный творческий путь. Вот его основные вехи.

Начало карьеры и Ziggy Stardust (1967-1972)

Дебют в музыкальной индустрии состоялся вместе с альбомом «David Bowie» (1967). Пришла первая популярность, которую подкрепили и усилили «Space Oddity» (1969) и «The Man Who Sold the World» (1970). Тогда же на весь мир прозвучали первые хиты.

Однако настоящую славу Боуи принёс образ Зигги Стардаста — вымышленного персонажа-инопланетянина, который стал символом глэм-рока.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» (1972) превратил музыканта в мировую сенсацию и закрепил за ним статус одного из лидеров жанра.

Но Боуи не стоял на месте, а постоянно рвался за горизонт.

1970-е и переход к новому звучанию

После решения уйти от образа Зигги Боуи экспериментировал с разными музыкальными стилями и направлениями.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Уже и ранее, до восхода звезды Зигги, альбом «Hunky Dory» (1971) демонстрировал разносторонность его создателя. Был ещё «переходный» «Alladin Sane», который Боуи выпустил в 1973-м уже в статусе мировой знаменитости.

Между тем именно «Diamond Dogs», появившийся в 1974-м, окончательно убедил слушателей в многогранности музыкального дара Боуи. А сильнее всего поразила лирика. Песни альбома пронизывали видения постапокалиптического мира, в котором верховодили Алмазные Псы.

И всё же творческим пиком Боуи в 70-е признают альбомы, составляющие так называемую «Берлинскую трилогию»: «Low» (1977), «Heroes» (1977) и «Lodger» (1979). В них в полной мере проявился Боуи-философ: тематика отчуждения, критика западного мира, депрессивные переживания... Всё это выразило мировоззрение музыканта, пережившего очередной экзистенциальный кризис.

В то же время сотрудничество Боуи с Брайаном Ино дало обоим шанс по полной раскрыться в музыке. На пластинках много инструментала и какого! Боуи удивлял – и не раз – свою аудиторию свежестью решений. С подачи Ино он стал играть эмбиент задолго до того, как это стало мейнстримом. Слушателей прибавилось, пусть сугубо коммерческая сторона упомянутой трилогии – вещь неоднозначная. Зато творческий и личностный рост Боуи – налицо.

И ведь это был ещё далеко не предел!

1980-е и «поколение MTV»

Боуи смог адаптироваться к новым музыкальным реалиям 1980-х годов. Вместе с тем его образ становился строже и консервативнее, хотя нотки странности никуда не делись. Но, наверное, это было лучшее десятилетие в карьере.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Открывал 80-е сюрреалистичный «Scary Monsters». Но поистине мировой сенсацией стал альбом «Let's Dance» (1983), который всемерно укрепил популярность Боуи.

И 80-е стартовали по-настоящему!

В этот период Боуи активно сотрудничает с необычайно широким кругом музыкантов и продюсеров. В дуэте с Фредди Меркьюри записывается «Under Pressure». Начавшись как случайный джем-сейшен в швейцарской студии, песня попадает на пластинку Queen «Hot Space» (1982) и забирается на верхние строчки мировых хит-парадов.

Кстати сказать, наиболее преданные поклонники Боуи полагают, что «Under Pressure» – самое яркое творение «королевичей». А для Боуи – проходная вещь. Но это спорно.

Между тем в 80-е в совместных с Боуи композициях участвуют Мик Джаггер и Стиви Рэй Вон. Первый поёт с ним в кавере на песню «Dancing In The Street» (1985) группы Martha & The Vandellas, а второй аккомпанирует в песне «Jean Genie» (1983) из альбома «Let's Dance».

Всё это способствовало дальнейшему успеху.

Боуи продолжил экспериментировать с музыкальными жанрами и направлениями. Альбомы «Tonight» (1984) и «Never Let Me Down» (1987) показали его способность сочетать разные стили — от электронной музыки до рок-н-ролла. Видимо, эти альбомы — лучшие детища Боуи образца 80-х годов.

Хотя по поводу «Tonight», несмотря на высокие места (и первый номер в Великобритании), сказать, что он «лучший», сложно. «Let’s Dance», который помимо одноимённого трека содержал «Modern Love», «China Girl» и не только, как минимум не уступает, а как максимум...

Проблема гения — выбрать лучшее из лучшего!

А тем временем развивалась визуальная составляющая творчества Боуи. На песни снимались яркие запоминающиеся клипы. Достаточно вспомнить видео на «Ashes To Ashes» или «Let’s Dance». Боуи вписался в новые веяния, разошедшиеся в широких кругах слушателей с подачи телевидения.

Да что там говорить! Он и сам активно снимался в те годы в кино. В части фильмов — с собственной музыкой.

Впрочем, живые концерты на этом фоне не затерялись. Так, выступления в поддержку «Never Let Me Down» в рамках тура Glass Spider Tour («Турне стеклянного паука»), казалось, превзошли все ожидания. Шоу в рамках тура объединяли символический театр и танец в стиле модерн, привлекался самый диковинный реквизит, в сценическое действо включались элементы водевиля.

Боуи умел удивлять!

1990-е и далее до самого...

В последние десятилетия жизни продолжали выходить альбомы, в которых Боуи экспериментировал с новым звучанием. «Black Tie White Noise» (1993), «Earthling» (1997) и «Hours...» (2002) показали, что их автора всё также переполняют творческая энергия и страсть к новизне.

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Кстати сказать, с концертом на основе материала из пропущенного в списке выше «Outside» (1995) Боуи побывал в 1996 году в Москве. Это стало первым выступлением здесь: прошлые визиты в СССР ещё в 70-е носили сугубо частный характер. Жаль, что концерт в июне 96-го прошёл не по плану и вызвал у артиста противоречивые чувства. Впрочем, это совсем другая история.

А в целом 90-е, как и следующее десятилетие, выдались спокойнее предыдущих. Возможно, всему виной сердечный приступ, случившийся с Боуи в 2004-м прямо на концерте в Германии. Много времени ушло на восстановление. Потом он вернулся и, казалось, уже готовился к новому взлёту, но...

Финальный аккорд прозвучал вместе с выходом альбомов «The Next Day» (2013) и мистического «Blackstar» (2016). Увы, практически сразу после появления на свет второй пластинки голос Боуи умолк навсегда.

Если же говорить в общем и целом, то творческая биография Дэвида Боуи — это история постоянного поиска и экспериментов, что сделало его одним из самых интересных и влиятельных музыкантов своего времени.

Уникальный стиль Боуи, эксперименты с имиджем и музыкальными жанрами превратили его в икону рок-музыки. Он стал источником вдохновения для многих музыкантов и во многом определил развитие музыкальной индустрии.

И не последнюю роль в том сыграла...

Философия в песнях

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

«The Man Who Sold the World» (1970, альбом «The Man Who Sold the World»)

В песне поднимается тема идентичности и двойственности человеческой натуры. Боуи создаёт образ человека, который продаёт свой мир и теряет индивидуальность. Между тем важно не забывать о ценности личности и её месте в мире.

«The Bewlay Brothers» (1971, альбом «Hunky Dory»)

Эта композиция затрагивает судьбу и предопределённость. Герой песни размышляет о влиянии внешних обстоятельств и внутренних конфликтов на жизнь и выбор.

«Life on Mars?» (1971, альбом «Hunky Dory»)

Боуи создаёт образ мира, который выглядит фантастическим, а всё же вполне точно отражает человеческие переживания. Борцы, Микки-Маус, теле-шоу, мечты... Песня даёт шанс задуматься о природе реальности и о том, как мы воспринимаем мир вокруг себя.

Кстати сказать, в 2000-е вышел одноимённый британский сериал. Его в 2011 адаптировали – под названием «Обратная сторона Луны» он появился на российском ТВ. Помните такой? Там главный герой капитан полиции Михаил Соловьёв (Павел Деревянко) гоняется за маньяком в СССР 70х, попав туда из России 2011-го. В российской версии важную роль играла пластинка Pink Floyd, а вот в британской – песня Боуи. И именно здесь один из героев говорит, что «Under Pressure» – единственная нормальная песня Queen, и то известно благодаря кому.

«Rebel Rebel» (1974, альбом «Diamond Dogs»)

В этой песне звучат мотивы бунтарства и нонконформизма. Боуи воспевает свободу самовыражения и борьбу с системой. Чем не символ протеста и философских размышлений о свободе и индивидуальности?

«Golden Years» (1975, альбом «Nothing Has Changed»)

Боуи поёт о надежде и оптимизме в условиях социальной и экономической нестабильности. Он призывает не терять веру в лучшее и бороться за свои мечты. В философском плане песня ничуть не потеряла актуальности и в наши дни.

«Station to Station» (1976, альбом «Station to Station»)

Название композиции дало имя целому альбому. Боуи исследует здесь тему изменчивости. Он предполагает задуматься о том, как люди меняются под влиянием времени и обстоятельств.

«Heroes» (1977, альбом «Heroes»)

А здесь Боуи поёт о силе любви и связи между людьми, которые помогают преодолеть трудности и сохранить надежду. Песню пронизывают стремления к борьбе за свободу, а также убеждения о важности сохранять человечность в самых сложных условиях.

«Ashes to Ashes» (1980, альбом «Scary Monsters»)

В этой песне Боуи снова обращается к образу героя из «The Man Who Sold the World». Он размышляет о цикличности жизни и о том, что всё возвращается на круги своя. Композиция наводит на мысли о времени, смерти и новом рождении.

«The Next Day» (2013, альбом «The Next Day»)

Выход песни и одноимённого альбома после длительного перерыва снова дали прекрасные образцы философских размышлений о жизни, времени и его необратимости. «The next day» повествует о том, что каждый новый день — это возможность начать всё сначала. И надо пользоваться выпавшим шансом.

«Blackstar» (2016, альбом «Blackstar»)

Последний прижизненный альбом Боуи и одноимённая песня стали его подлинно философским завещанием. В композиции переплетаются темы жизни и смерти, искусства и его влияния на мир. Песня потрясает глубиной мысли о бренности бытия, зыбкости и эфемерности всего, что остаётся после нас.

В клипе на «Blackstar» космические путешествия сплетаются с мистическими религиозными культами. Работа пронизана символами и намёками. Более чем достойный финал блестящей творческой жизни гениального рок-гуру!

*

Песни Дэвида Боуи — это не просто легкие запоминающиеся мелодии, но и по-настоящему философские высказывания о жизни, любви, свободе и человечности. Они обращают внимание слушателей на важные проблемы современности и побуждают к поиску их решений.