Пора цветения всегда завораживает.
Не думала в этом году делать подборку на тему цветущего сада. Тем более, что в Москве очень рано, уже в середине апреля, зацвели и груши, и вишни, и другие деревья. А у меня на даче (во Владимирской области) только к концу майских праздников в саду стали появляться первые белые цветочки, но тут… Так дружно и обильно зацвели яблони, что я не удержалась.
На этот раз собрала картины, написанные во второй половине девятнадцатого века и в первой половине века двадцатого (буду представлять в хронологическом порядке) и исполнены они в разных стилях, что тоже любопытно. А в качестве поэтического сопровождения предлагаю вам стихи и тексты песен русских и советских авторов.
Итак, приглашаю вас в новое путешествие по красоте – в цветущие сады.
Одним из первых изобразил цветущие деревья в своем произведении «Сельский вид» Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897). Картина написана в период творческого расцвета мастера, когда он руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества и активно искал в окрестностях Москвы мотивы и сюжеты для своих «лирических» пейзажей, отражающих национальную идею красоты и гармонии природы, единства природы и человека труда. Своим ученикам он говорил: «Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит, пейзаж дрянь».
И также светло, много воздуха и даже «ветерок … струит листвы узорчатую тень» в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953):
Иван Бунин
Когда деревья в светлый майский день
Когда деревья в светлый майский день
Дорожки осыпают белым цветом
И ветерок в аллее, полной светом,
Струит листвы узорчатую тень,
Я свой привет из тихих деревень
Шлю девушкам и юношам-поэтам:
Пусть встретит жизнь их ласковым приветом,
Пусть будет светел их весенний день,
Пусть их мечты развеет белым цветом!
1900
Следующая работа – небольшой пейзаж «Весна» мастера миниатюрной живописи Ивана Павловича Похитонова (1850-1923). Несмотря на свои размеры произведение также полно воздуха и света. У художника была своя особенная манера письма – на тщательно отполированных дощечках из специального дерева он процарапывал красочный слой, а затем снова наносил краски. В 1880-е годы мастер в основном работал в пригородах Парижа, лишь иногда приезжая на родину, поэтому сложно сказать, какое именно место изображено на картине. Что само по себе примечательно – ведь весна везде весна, и сады тоже цветут очень похоже.
А вот Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) своё стихотворение-воспоминание написал в первый год после эмиграции в Лондон. И он в свои двадцать лет уже тоскует по ветерку, который «в яблони влюбленный»:
Владимир Набоков
Яблони
Где ты, апреля ветерок,
прелестный, в яблони влюбленный?
Цветут, цветут, а ты снежок
сдуваешь этот благовонный...
В былые, благостные дни,
в холодном розовом тумане,
да, сладко сыпались они,
цветы простых очарований.
1919
И ещё один чудесный вид на цветущий сад, живописные окрестности и высокое голубое небо. Но теперь мы точно знаем, что это в Малороссии. Ведь картина Николая Александровича Сергеева (1855-1919) так и называется «Яблони в цвету. В Малороссии». Художник родился в Харькове и всегда с удовольствием изображал в своих пейзажах родную природу.
Сергеев говорил: «Пейзажист должен упражняться двояко, – во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать ее и «фиксировать» в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом».
И если на картине Николая Сергеева над рекою яблони в цвету, то у Александра Андреевича Прокофьева (1900-1971) также красиво «за рекою в непокое вишня расцвела»:
Александр Прокофьев
Вишня
За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом, за рекою
Стежку замела…
Будто легкие метели
Мчались во весь дух…
Будто лебеди летели,
Обронили пух…
Я не стежку, а дорогу
За рекой торю.
Никому про недотрогу
Я не говорю.
Только в мире тайны вечной
Не было и нет.
Рассыпает по заречью
Вишня белый цвет.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух…
Будто лебеди летели,
Обронили пух…
Пейзаж Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958), хоть и называется очень похоже – «Яблоня в цвету», сильно отличается своей композицией. Перед нами не панорамный вид, а очень камерный «портрет» яблони глазами её хозяина. Тут мы видим и вскопанный приствольный круг, и бережно подставленные под ветви подпорки.
И также трепетно про свою «маленькую яблоньку» пишет замечательная детская писательница Ирина Петровна Токмакова (1929- 2018):
Ирина Токмакова
Яблонька
Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
А вот и «Цветущая вишня» в небольшом саду деревенского дома от Николая Васильевича Мещерина (1864-1916). Это одна из самых ранних работ художника, написанная им ещё до того, как он увлекся импрессионизмом и пуантилизмом. Обратите внимание, что о вишенке тоже позаботился внимательный хозяин.
И даже поэт-мистик Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников, 1863-1927) посвятил строки тому, что «цветёт весёлый сад», правда, «в безмолвии ограды»:
Фёдор Сологуб
Цветёт весёлый сад (отрывок)
Цветёт весёлый сад
В безмолвии ограды.
Увидеть нежный взгляд
Кусты и птицы рады.
С высокого крыльца
Походкою царицы
Несёт она зарницы
Над розами лица.
Как сказка голубая,
Ушла от ярких в тень,
Рукою нагибая
Коварную сирень.
…
1899-1906
И мы перешагиваем в двадцатый век, где и встречаемся с импрессионизмом. Авангардный художник Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958), ученик Валентина Серова и Константина Коровина, в студенческие годы увлекался этим направлением. Картина «Молодые стволы» написана быстрым пастозным (неразведенными густыми красками) мазком.
Можно по-разному относиться к импрессионизму, но в этой работе несомненно звучит «симфония весны», как и в стихах Андрея Дмитриевича Дементьева (1928-2018) – «о, как они загадочны и зыбки, те звуки, что рождаются в цветах»:
Андрей Дементьев
Музыка
Послушайте симфонию весны.
Войдите в сад,
Когда он расцветает,
Где яблони, одетые цветами,
В задумчивость свою погружены.
Прислушайтесь...
Вот начинают скрипки
На мягких удивительных тонах.
О, как они загадочны и зыбки,
Те звуки, что рождаются в цветах!
А скрипачи...
Вон сколько их! Взгляните...
Они смычками зачертили сад.
Мелодии, как золотые нити,
Над крыльями пчелиными дрожат.
Здесь все поет...
И ветви, словно флейты,
Неистово пронзают синеву...
Вы над моей фантазией не смейтесь.
Хотите, я вам «ля мажор» сорву?
Николай Александрович Тархов (1871-1930) выработал свой уникальный стиль в живописи. Александр Бенуа писал: «Тархова узнаешь в парижских салонах среди тысяч картин сразу…Отчего бы кому-нибудь не послушать меня, не попробовать выбросить из своих комнат всякую дрянь, а вместо того повесить ликующие картины Тархова?». Свою импрессионистическую манеру письма он формировал самостоятельно во Франции, куда перебрался на рубеже веков. А картину «Груша в цвету» художник создал, скорей всего, в Орсе, где уединенно проживал с 1911 года.
А Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) считает, что это именно на него «нацелилась груша да черемуха» и бьет его «кистенями белыми». На самом деле эти строки, написанные в воронежской ссылке, конечно, о любви:
Осип Мандельштам
На меня нацелилась груша да черемуха…
На меня нацелилась груша да черемуха –
Силою рассыпчатой бьет меня без промаха.
Кисти вместе с звездами, звезды вместе с кистями, –
Что за двоевластье там? В чьем соцветьи истина?
С цвету ли, с размаха ли бьет воздушно-целыми
В воздух убиваемый кистенями белыми.
И двойного запаха сладость неуживчива:
Борется и тянется – смешана, обрывчива.
4 мая 1937
И ещё один импрессионистический пейзаж от того, кого назовут «отцом русского футуризма». Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) называл импрессионизм отправной точкой для всего нового в искусстве и даже написал листовку «Голос импрессиониста в защиту живописи». Художник и сам в ранний период своего творчества работал на пленэре и писал этюды. Один из них – «Цветущий сад». Весеннее обновление природы неизменно вдохновляло русских пейзажистов, а импрессионистов особенно.
И у Давида Самуиловича Самойлова (Кауфман, 1920-1990) цветущие сады символизируют отдых для души и веру в лучшее через обновление – «и, отдыхая, вновь готова поверить в свежесть облаков»:
Давид Самойлов
Когда кругом цветут сады
Когда кругом цветут сады,
Душа, забывшись, отдыхает
От суесловья и вражды
И свежесть яблони вдыхает.
Она устала прозревать
Грядущее. Она устала
Прошедшее переживать,
Минувшее твердить с начала.
Она устала от оков
И, отдыхая, вновь готова
Поверить в свежесть облаков
И в святость образа людского.
1984
Художник-импрессионист Пётр Иванович Петровичев (1874-1947) начинал в качестве подмастерья в Музее церковных древностей Ростовского Кремля. Но с легкой руки Василия Верещагина в 1892 году Петровичев стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Исаак Левитан и Валентин Серов. «Когда я попал к Левитану, он начал меня учить по-настоящему, как надо писать природу», – вспоминал художник. Можно заметить, что сюжет картины «Цветущие вишни» очень сильно напоминает работу Левитана «Цветущие яблони».
/Чтобы узнать, где посмотреть картину Левитана, надо дочитать до конца:))/
А строки Николая Ивановича Рыленкова (1909-1969) дополнят этот светлый образ зацветающего сада, когда «отступает всё смутное, мир доверчив и нов»:
Николай Рыленков
В зацветающий, утренний
В зацветающий, утренний
Сад – вхожу я без слов,
Белизной целомудренной
Захлебнуться готов.
О минута открытия,
Как ты здесь хороша!
Пеной яблонь умытая,
Молодеет душа.
В птичьем щебете, в посвисте
Над моей головой
Пережитого повести
Обретают свой строй.
Отступает всё смутное,
Мир доверчив и нов.
В зацветающий, утренний
Сад – вхожу я без слов.
И чудным розовым цветом укутаны деревья на картине Юлия Юльевича Клевера (1850-1924) «Пейзаж с цветущими деревьями». Художник больше прославился своими зимними и осенними пейзажами, поэтому так отрадно видеть работу, в которой обновление природы и свет идет от цветов, распустившихся на деревьях. Причем эти деревья растут не в саду, а прямо около дороги, рядом колодец-журавль и гуляют куры. Такая спокойная деревенская жизнь.
По такой дороге мечтает идти и радоваться, что «нежная прохлада разлита в яблонном саду» герой стихотворения Георгия Владимировича Иванова (1894-1958). Эти строки написаны поэтом в эмиграции в последние годы жизни, и в них явно слышится ностальгия не только по детству и юности, но и по родине:
Георгий Иванов
Цветущих яблонь тень сквозная
Цветущих яблонь тень сквозная,
Косого солнца бледный свет,
И снова – ничего не зная –
Как в пять или в пятнадцать лет, –
Замученное сердце радо
Тому, что я домой бреду,
Тому, что нежная прохлада
Разлита в яблонном саду.
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) в 1921 году, когда его картины перестали покупать, тоже покинул Россию и поселился в Латвии. Художник, больше известный своими трогательными произведениями на детскую тему, писал и портреты, и натюрморты, и пейзажи. Картина «Яблоневый сад» относится к позднему периоду творчества мастера, и в ней, совершенно неожиданно, тоже присутствует импрессионизм. Это особенно удивительно, потому что Богданов-Бельский, ученик знаменитого Репина, хорошо знаком нам картинами, исполненными в технике реализма.
И также, как на картине Богданова-Бельского, в стихах Игоря Васильевича Северянина (Лотарёв, 1887-1941) «всё – в цвету» и «благоухает каждый вздох»:
Игорь Северянин
Снег яблонь
Снег яблонь – точно мотыльки,
А мотыльки – как яблонь снег.
Еще далеко васильки,
Еще далеко ночи нег.
И все – в огне, и все – в цвету,
Благоухает каждый вздох!..
Зову и жажду – жажду ту,
От чьих слезинок дымен мох!..
1909
Как бы это не показалось странным, создатель супрематизма Казимир Северинович Малевич (1879-1935) в начале своего творческого пути тоже увлекался импрессионизмом. Но мы видим картину начала 1930-х годов «Яблоня в цвету», написанную крупным быстрым мазком в светлых холодных тонах. И правда, к концу жизни художник, переосмыслив своё творчество, вновь обратился к импрессионизму.
И для того, чтобы добавить соответствующей динамики, обратимся к знаменитой песне Матвея Блантера на стихи Михаила Васильевича Исаковского (1900-1973). Поэт написал этот текст в 1944 году, когда уже чувствовалось приближение Победы, глядя на открытку с изображением девушки возле цветущей вишни. Ему показалось, что она тоже ждет «когда милый мой придёт»:
Михаил Исаковский
Лучше нету того цвету
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт...
Лучше нету той минуты,
Когда милый мой придёт.
Как увижу, как услышу,
Всё во мне заговорит:
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.
Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетём,
И куда – не знаем сами –
Словно пьяные бредём.
А кругом сады белеют,
А в садах бушует май,
И такой на небе месяц –
Хоть иголки подбирай.
Мы бредём по тем дорожкам,
Где не кошена трава,
Где из сердца сами рвутся
Незабвенные слова.
За рекой гармонь играет,
То зальётся, то замрёт...
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт.
1944
Любимый художник Сталина Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) до того, как стал работать в стиле соцреализма, писал замечательные пейзажи в духе импрессионизма. Ведь его любимым учителем и кумиром был Константин Коровин. Надо сказать, что и после 1940-х годов вместе с портретами вождей художник писал в своё удовольствие очень поэтичные пейзажи и натюрморты. Ну, а увлечение импрессионизмом отразилось в картине «Яблоневый сад», созданной в 1930-е годы.
Стихи для песни «Яблони в цвету» Илья Рахмиэлевич Резник (р.1938) написал на музыку Евгения Мартынова по его просьбе. Что интересно, текст песни был написан на отдыхе в Югославии. Сам поэт вспоминал: «Каменистый берег, ни одной яблони, ни одной реки, ни одной рощи. И вот там почему-то явились мне весенние яблони в цвету. Когда я вернулся и показал стихотворение Жене, он был счастлив….».
Илья Резник
Яблони в цвету
Яблони в цвету – весны творенье.
Яблони в цвету – любви круженье.
Радости свои мы им дарили,
С ними о любви мы говорили.
Припев:
«Было и прошло!» – твердит мне время.
Но ему назло тебе я верю!
Верю в майский день, от яблонь белый,
Яблонь молодых в твоем саду.
Яблони в цвету за мною мчатся.
Яблони в цвету зимою снятся.
Вновь издалека плывут в виденьях
Белые снега цветов весенних.
Припев.
Яблони в цвету – какое чудо!
Яблони в цвету я не забуду.
Только дни считать не стану в грусти,
Просто буду ждать весны грядущей.
Припев.
1975
А у нас очередная картина «Яблони в цвету». Её автор – Виктор Павлович Батурин (1863-1938). Художник окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, несколько лет работал под руководством Григория Мясоедова и на протяжение всего творческого пути сохранял верность русскому реалистическому пейзажу. Но если до Октябрьской революции его картины пользовались большим успехом и все раскупались прямо с выставок, то после популярность художника угасла. В последние годы жизни, когда был написан пейзаж с цветущими яблонями, живописец тяжело болел – после инсульта у него была парализована левая рука. Тем не менее картина получалась очень светлой и оптимистичной.
Когда смотришь на картину Батурина, словно ощущаешь аромат цветочного мёда, а поэт Борис Алексеевич Чичибабин (Полушин, 1923-1994) справедливо полагает, что пахнет яблоня «чем-то милым сызмала, дорогим, нечаянным»:
Борис Чичибабин
Яблоня
Чем ты пахнешь, яблоня –
золотые волосы?
Дождевыми каплями,
тишиною по лесу,
снегом нерастаянным,
чем-то милым сызмала,
дорогим, нечаянным,
так, что сердце стиснуло,
небесами осени,
тополями в рубище,
теплыми колосьями
на ладони любящей.
На формирование живописного стиля Петра Петровича Кончаловского (1876-1956) огромное влияние оказало искусство французских постимпрессионистов. Затем были импрессионисты и русский авангард, но всё это только помогло художнику выработать свой собственный стиль. И теперь мы любим мастера как «певца сирени» и других великолепных натюрмортов. Он сам ухаживал за своим садом на даче в Буграх Калужской области и, скорей всего, весенний пейзаж «Цветущий сад» был написан именно там.
И дополнит это радостное цветение стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншин, 1820–1892). И как сказал поэт, «эта весна так непостижна, зато так ясна»:
Афанасий Фет
Сад весь в цвету...
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря;
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя.
1884
На этом наша прогулка по цветущим садам подошла к концу. Но весна продолжается, цветет сирень и другие декоративные кустарники, а скоро и лето порадует нас яркими красками.
А мой любимый пейзаж с изображением весеннего сада – «Цветущие яблони» Исаака Ильича Левитана – можно увидеть в первой подборке картин «Один раз в год сады цветут. А на полотнах живописцев – вечно»
Пусть ваша жизнь будет такой же живописной и светлой, как картины художников, а красота окружающего мира радует вас и дарит гармонию!
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где я каждый день выкладываю картины и есть ещё много всего интересного
Ещё больше статей с картинами и стихами в рубрике «Живопись в поэтическом сопровождении»
А публикации о разных временах года и месяцах (в том числе и о весенних) можно посмотреть в подборке «Пусть падают листки календаря»