Найти в Дзене
Морена Морана

Главная ошибка советских женщин в любви

Оглавление

Сколько раз каждая из нас слышала: настоящая женщина должна быть слабой, чтобы мужчина расправил крылья рядом. Должна уметь прощать, если мужчина ошибся («случайно» предав, например). Должна беречь семью и сохранять брак, чуть ли не любой ценой…

Эти установки пришли к нам из прошлого, когда жертвенность женщины воспевалась как достоинство. И не только на уровне бытовых разговоров. В стихах это тоже было. Мне часто в разных ситуациях вспоминаются три стихотворения советских поэтов, которые воспевают эту самую жертвенность и самопожертвование. Стихи хороши, но как относиться к ним сейчас? Процитирую, пожалуй.

Будь, пожалуйста, послабее…

Будь, пожалуйста,
послабее.
Будь,
пожалуйста.
И тогда подарю тебе я
чудо
запросто.
И тогда я вымахну -
вырасту,
стану особенным.
Из горящего дома вынесу
тебя,
сонную…

Роберт Рождественский

Роберт Рождественский, конечно, гений. И стихи гениальные, поймите, я не их ругаю, они – лишь отражение суровой действительности. Но давайте начистоту: кому адресованы эти строки? Женщине. Которая должна стать меньше, чтобы мужчина смог вырасти. Которая обязана притвориться хрупкой, беспомощной, «сонной», чтобы он — о чудо! — наконец почувствовал себя героем. Без этого – никак. Вот это «силу свою не выпячивай» сгубило немало женских талантов.

А теперь скажите мне: много ли вы видели мужчин, которые, получив такую «слабую» женщину, действительно превращались в тех самых спасителей? Я все чаще видела абьюзеров. Стихи красивые, а паттерн поведения – ужасный. Прямая дорога в зависимость и беду.

-2

Всегда найдется женская рука…

Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.

Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.

Евгений Евтушенко

Евтушенко — мастер красивых формулировок. Но давайте разберем, что скрывается за этим «всегда найдется». Женщина здесь — не возлюбленная. Не равная. Не та, ради которой хочется стать лучше. Она — утешительница. Вечный компресс на мужской лоб. Она должна быть «прохладной и легкой», то есть — не обременять, не требовать, не напоминать о себе слишком громко.

А что мужчина? Он — разный, но чаще всего «беспутный». Он имеет право на мятежность, на хаос, на то, чтобы припадать к её плечу в любом состоянии. А она? Она —обязана быть тихой гаванью и последним рубежом. Всегда.

И ведь женщины не просто читали эти строки — они в них верили. Считали, что это и есть любовь. Женская рука находилась. Опохмеляла, приводила в чувство, выводила обратно в жизнь… Только вот не всегда за это следовала хоть какая-то благодарность.

У этого поэта, кстати, есть еще одно стихотворение, которое мне очень нравится. Прямо живое оно, настоящее. Так и вижу перед глазами.

Ты большая в любви.
Ты смелая.
Я — робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
а хорошее вряд ли смогу.

Все мне кажется,
будто бы по лесу
без тропинки ведешь меня ты.
Мы в дремучих цветах до пояса.
Не пойму я —
что за цветы.
Не годятся все прежние навыки.
Я не знаю,
что делать и как.
Ты устала.
Ты просишься на руки.
Ты уже у меня на руках.
«Видишь,
небо какое синее?
Слышишь,
птицы какие в лесу?
Ну так что же ты?
Ну?
Неси меня!
А куда я тебя понесу?..

Здесь мужчина честно описывает себя в позиции маленького мальчика. Он «робеет», он «плохого не сделает», но и хорошего — тоже. Считается, что это стихотворение написал 20-летний поэт, влюбленный в замужнюю даму. Но ведь сколько таких пар существовало и без всяких дополнительных условий? Наши женщины действительно большие и смелые в любви. Но от этого они частенько устают очень. А нести их дальше никто не хочет и не может.

-3

Как много тех, с кем можно лечь в постель

Как много тех, с кем можно лечь в постель,

Как мало тех, с кем хочется проснуться…

И утром, расставаясь улыбнуться,

И помахать рукой, и улыбнуться,

И целый день, волнуясь, ждать вестей.

Как много тех, с кем можно просто жить,

Пить утром кофе, говорить и спорить…

С кем можно ездить отдыхать на море

И, как положено – и в радости, и в горе

Быть рядом… Но при этом не любить…

Эдуард Асадов

А вот это стихотворение горькое. Я не буду цитировать его полностью, но если вкратце оно о том, как много в жизни разнообразных «не тех», с которыми можно, и как мало «тех». Только вот у меня вопрос – а зачем вообще пробовать с этими «не теми». Зачем жить с нелюбимыми, пользоваться теми, кто не возбуждает, есть стряпню тех, кто не вдохновляет, из жалости оставаться с теми, к кому давно остыл… Я не понимаю, честно сказать.

Вроде бы нежные такие стихи о любви. Только это стихи не о здоровой любви, а о больной. И еще – о женских травмах поколений.

Думаю, главная ошибка советских женщин заключалась в том, что они отдавали любовь не тем мужчинам. Не тем, кто мог бы быть партнёром. Не тем, кто умел бы любить в ответ. Не тем, кто позволял расти и цвести, а тем, кто требовал уменьшиться рядом, чтобы чувствовать себя сильнее… Вопрос лишь в том, осталось все это навсегда позади, или до сих по сидит в нас?

Какие стихи и песни о любви вам нравятся, а какие возмущают? Поделитесь!