Найти в Дзене

Мама, я поступил в ПВВКУ! Что мне делать? ЗАСАДА.

Засада - согласно Устава Боевой службы ВВ МВД СССР, это такой вид несения боевой службы воинским нарядом. За 4 года учёбы в военном училище нам один раз "посчастливилось" поучаствовать в настоящей войсковой операция, по задержанию вооружённого преступника. Конкретно я со товарищами сидел в засаде. Было это летом на 3 курсе, наверное, в июне месяце. Как говорится ничего не предвещало, мы спокойно учились. Обычная учебная неделя, прошли занятия до обеда, потом планировалась самоподготовка. На следующий день, у нас был по расписанию семинар. Толи по Марксистско-Ленинской философии, то ли по Психологии, мы конечно эти предметы просто обожали, со всеми этими заумными определениями и все остальное фигнёй. Преподаватель ещё был дотошный, всё время что-то до нас пытался донести, научить, проверить как усвоили материал. Ещё и на предыдущем занятии пообещал всяческие кары на наши неразумные головы, за слабую подготовку. Но вот как это бывает в армии, внезапно "Тревога!" Она какая-то была стран

Фото конечно не из той засады, но в тему. Курсанты 5 роты. (фото из открытых источников)
Фото конечно не из той засады, но в тему. Курсанты 5 роты. (фото из открытых источников)

Засада - согласно Устава Боевой службы ВВ МВД СССР, это такой вид несения боевой службы воинским нарядом. За 4 года учёбы в военном училище нам один раз "посчастливилось" поучаствовать в настоящей войсковой операция, по задержанию вооружённого преступника. Конкретно я со товарищами сидел в засаде. Было это летом на 3 курсе, наверное, в июне месяце. Как говорится ничего не предвещало, мы спокойно учились. Обычная учебная неделя, прошли занятия до обеда, потом планировалась самоподготовка. На следующий день, у нас был по расписанию семинар. Толи по Марксистско-Ленинской философии, то ли по Психологии, мы конечно эти предметы просто обожали, со всеми этими заумными определениями и все остальное фигнёй. Преподаватель ещё был дотошный, всё время что-то до нас пытался донести, научить, проверить как усвоили материал. Ещё и на предыдущем занятии пообещал всяческие кары на наши неразумные головы, за слабую подготовку. Но вот как это бывает в армии, внезапно "Тревога!" Она какая-то была странная, сразу стало понятно, что не учебная. Обычно когда все "В ружьё!", то бегом на плац строимся, со всем имуществом и вооружением, проверяемся, докладываем. А тут какая-то размеренная, без суеты собрались, вооружились только автоматы, пара магазинов, штык-нож, противогаз, вещмешки, каски. Всё спокойно, тихо без суеты, явно не для проверки боеготовности. Собрали на инструктаж довели, что будем действовать войсковыми нарядами, по поимке вооружённого преступника.

"Тревога! В ружьё!" Это учебная. (фото из открытых источников)
"Тревога! В ружьё!" Это учебная. (фото из открытых источников)

Про преступника ориентировка, что это какой-то, то-ли прапорщик, то-ли сверхсрочник, кажется, из войск ПВО или ракетчиков, который где-то там, в пермской тайге, на севере, в районе Березников или Соликамска расстрелял свой караул, или убил сколько-то военнослужащих сослуживцев. И скрылся с оружием и на автомашине ГАЗ-66. Да в пермской тайге были не только конвойные части, там ещё и целая дивизия Ракетных войск сидела, в своих бункерах, да и ПВОшники были раскиданы по всему краю. Сейчас уже не упомнить, всех подробностей. Причём даже не было никакой фотографии или словесного портрета, как он выглядит. До нас это не дошло, в те времена без интернетов и цифровых фотографий со всем этим как известно было туго. Кажется у старших нарядов были только письменные ориентировки, с фамилией ну и другими анкетными данными. Разбили нас на группы во главе с офицерами, ну и должны были мы разъехаться по железнодорожным станциям, в основном к северу от Перми, потому что если, этот вооружённый преступник начал бы двигаться в сторону Перми, если бросить машину, то скорее всего по железной дороге. Можно конечно, на автобусе, или попутной машине, но с дорогами тогда в Пермской области было не очень. Чтоб поехать от Перми в сторону Соликамска были железные дороги и 2 моста, через Сылву и через Чусовую. А на автомобиле только паромная переправа, ну можно было ещё конечно и на водном транспорте добраться. Естественно и выехать оттуда с севера, были те же пути. Видимо всё и перекрывали войсками и милицией. Причём из нашего училища подняли только наш 3-й курс, 4-й курс по-моему, уже готовились к ГОСАМ, их не дёрнули, 2-й и 1-й наверное зелёные ещё, или были на стажировке. Короче, разбили нас на группы, в основном по 4 курсанта, во главе с офицером. Рассадили в машины и поехали мы через КамГЭС на тот берег Камы, а потом в сторону переправы паромной, что возле Пальников.

Карта из трёх времён. Паромная переправа и железнодорожный мост через Чусовую. Слева внизу КамГЭС и ПВВКУ.
Карта из трёх времён. Паромная переправа и железнодорожный мост через Чусовую. Слева внизу КамГЭС и ПВВКУ.
Скриншот из Яндекс карт, мосты ж/д и автомобильный и место где был паром.
Скриншот из Яндекс карт, мосты ж/д и автомобильный и место где был паром.

Выдали нам и бронежилеты. Помню, было на нас четверых пара, тяжёлых бронежилетов и пара лёгких. У всех конечно, были свои штатные автоматы АК-74 и по-моему по 2 магазина патронов. Так же были какие-то рации. Сухпаек не давали, поэтому у кого что было в запасе то и рассовали по вещмешкам, чай там конфеты, печенье. Каски, у всех противогазы, как же без противогазов. Полевые сумки ну и по-летнему времени были, мы все уже в х/б. Шинель вроде с собой не брали потому, как помню, что ночью было прохладно, а мы спали без шинели. Маленькая справка по советским бронежилетам:

"ЖЗТ-71 был разработан в 1971 году по заказу технического отдела Министерства внутренних дел СССР. В этой версии бронежилета использовались пластины из самого эффективного на тот момент материала — титанового сплава ОТ4-1. ЖЗТ-71 весил до 12 кг."

Жилет защитный тяжёлый. (фото из открытых источников)
Жилет защитный тяжёлый. (фото из открытых источников)

Страшно тяжёлое и неудобное изделие и при ношении, да и спать на нём оказалась не удобно. Лёгкий бронник защищал только от ножа. Внутри под прокладкой была металлическая чешуя. Ну вот, на этом спать было удобно.

Жилет защитный лёгкий. (фото из открытых источников)
Жилет защитный лёгкий. (фото из открытых источников)

Ну, офицеров ротного звена на все группы конечно не хватило, поэтому их разбавили преподавателями и прочими офицерами штаба. Роту если разделить на группы по 4 человека то это 25 групп примерно, а в роте всего 5 офицеров. Тут же три роты разбросали по войсковым нарядам. Ну и достался нам в качестве начальника нашего войскового наряда тот самый преподаватель философии, который завтра должен был с нами проводить семинар. Сейчас уже не помню фамилию, помню что майор. В училище с преподавателями воинских дисциплин было всё понятно, это были кадры из войск, в основном после академии офицеров назначали на такие должности. А вот преподаватели таких дисциплин, как Марксистко-ленинская философия или там История партии и Педагогика, тут были варианты.

Первая десятка предметов сплошная заумь. Из моего диплома выписка, фото первой страницы, дальше нормальные военные предметы.
Первая десятка предметов сплошная заумь. Из моего диплома выписка, фото первой страницы, дальше нормальные военные предметы.

Это иногда были какие-то выпускники из гражданских Университетов подходящих квалификаций. У нас на должности преподавателя толи Истории партии, толи Политэкономии был такой маленький лейтенант, после Пермского университета, с фамилией характерной для уроженцев одной из закавказских республик, который конечно в воинском деле ничего не понимал. Не знаю, как их заманивали к нам на должности преподавателей, наверное обещали золотые горы, воинское звание, выслугу лет, военную пенсию и всё такое. Зарплата возможна выше, чем у преподавателя в обычном техникуме или институте. Вот и запомнился он тем, что как-то зимой, всё училище подняли по тревоге и отправили в леса, так сказать проверяли нашу готовность на случай ядерной войны, всех эвакуировали в район учебного центра. И жили мы там в шалашах, под ёлками и у костра грелись. Причём, если на полевые выходы мы ходили в тулупах и ватниках, то тут уже просто в зимней форме одежды, в сапогах и шинелях. По полной боевой естественно, так и жили мы там три дня и две ночи, где то -15 - 20 градусов на улице было. Естественно, там были все и преподаватели, и медсанчасть и женщины военнослужащие. Ну и когда это кончилось, приехали обратно в училище, а тут этому несчастному лейтенанту сообщают - "А сегодня Вы заступаете помощником дежурного по училищу!" Он как был по полной экипировке в каске, шинели сел в коридоре штаба и заплакал. Это нам один из курсантов, в который в то время был вторым помощником дежурного по училищу рассказал. Но этот преподаватель, майор был не из тех, кто заплачет, скорее всего, он был из политических, то есть из замполитов. Может быть, закончил заочно какой-нибудь философский факультет в гражданском вузе, поэтому вот он нам и преподавал какую-то философию. Ну, а пока мы ехали, как всегда весело и задорно, в своих Зилах-131. Шли колонной из трёх машин, в каждой по несколько групп (войсковых нарядов). Другие такие же колонны тоже ушли в других направлениях. Потом как оказалось перекрывали не только ж/д станции, но и дороги, включая проселочные. Даже несколько групп дежурили на вокзалах и проверяли совместно с милиционерами документы у пассажиров в поездах и электричках.

Верная наша лошадка Зил-131. (фото из открытых источников)
Верная наша лошадка Зил-131. (фото из открытых источников)

Из училища через КамГэс переехали Каму, а впереди была ещё одна большая река Чусовая. В месте впадения Чусовой в Каму был железнодорожный мост, а вот автомобильный в то время ещё и не построили, работала паромная переправа. Это сейчас там уже два автомобильных моста, старый, и новый, старый вроде как на реконструкции. Тогда же был паром.

1996 г. строительство автомобильного моста. (фото из открытых источников)
1996 г. строительство автомобильного моста. (фото из открытых источников)

Мост построен. (фото из открытых источников)
Мост построен. (фото из открытых источников)

Спокойно переправились на пароме сразу всей колонной, вместе с гражданскими машинами. Кого-то, одну группу завезли на станцию Пальники, которая сразу после ж/д моста. Потом машины пошли самостоятельно, по своим маршрутам, видимо на такой случай существовал план перехвата, наше то дело было маленькое, куда привезут там и будем стоять. Ехали, высаживали группы на разных станциях, кажется нас увезли дальше всех, где-то через часа два езды от парома выгрузили и нас. Станция была большая, ж/д путей 5 или 6 точно, кроме основных, ещё и запасные. Выгрузились и отвели нашу великолепную пятёрку, куда-то в самый конец станции, там какая-то была будка обходчика или стрелочника. Сказали вот тут вот сидите! Вы как засада или резерв, если вдруг милиция обнаружит этого преступника, то вам сообщат и вызовут. И вы его задержите, или блокируете, в крайнем случае уничтожите. В общем действуете по обстоятельствам, смотря по обстановке. Сейчас глядя на карту я думаю, что это была станция Ярино.

Современная Яндекс карта, маршрут от места где был паром, до ж/д станции Ярино. Дальше на север Добрянка и Ьерезники. Где надпись "КАРЬЕР" там карьер.
Современная Яндекс карта, маршрут от места где был паром, до ж/д станции Ярино. Дальше на север Добрянка и Ьерезники. Где надпись "КАРЬЕР" там карьер.

Ярино, современное фото из Яндекс карты.
Ярино, современное фото из Яндекс карты.

Заинструктировали нас конечно "В хвост и в гриву", в основном по правилам применения оружия, вспомнили все, что у нас там, в законе написано. А пока сидите вот тут в этой будке, охраняйте сами себя и оружие. Ну, расположились мы там, как могли, один на посту, второй бодрствует, а остальные отдыхают.

Выписка из "Устава боевой службы ВВ МВД СССР". Служба засады. (фото из открытых источников)
Выписка из "Устава боевой службы ВВ МВД СССР". Служба засады. (фото из открытых источников)

Ну, тут этому майору что-то захотелось, свой семинар завтрашний, с нами в этой будке провести и начал он какие-то, свои философские вопросы задавать, блин, мы у не знали, как отморозиться от него. Павел Л. даже вроде, в какую-то с ним в дискуссию вступил, на философские темы . А я тихонько, сначала в уголке сидел и потом скорее на пост ушёл подменил Андрюху Г. Чем уж ихний философский семинар/диспут закончился не знаю. Вот так вот совмещая учёбу и боевую службу, как-то до вечера дотянули, потом нам ужин, а заодно и завтрак сухпайком привезли, поужинали. Кипяток для чая толи в будке прямо в котелках кипятили чифирильником, толи на станции брали, не помню. Ночь наступила, было прохладно, роса упала, спали на бронежилетах, по очереди менялись на посту. Местные железнодорожники ходили мимо, что-то пытались разговоры с нами разговаривать. Они все про всё уже знали, и кого ловят, и что мы тут сидим, больше нас знали короче. Мы-то пытались шифроваться типа, военная и государственная тайна, на вопросы не отвечаем, ничего не разглашаем, а они нам всё сами рассказывали. Что на каждой станции сидит засада и на дорогах посты. Ну, до утра как-то протянули. Утром позавтракали, а к обеду команда на съём, всё поймали его где-то. От Березников пошёл он не на Пермь, а на восток туда в сторону Нижнего Тагила и Свердловска. Там его и повязали, подробностей конечно, мы пока не знали. Для нас главное было, что приключение это закончилось, но не тут-то было, всё ещё было впереди. Самое хреновое ждало нас на обратном пути. Проблема оказалась в дорожном покрытии, если вперёд мы ехали спокойно, потому, что дождичек прошёл и дорога была влажная, проехали мы без проблем. Развезли нас по станциям, отсидели мы ночь, но на следующий день почему-то началось лето. Было жарко и безветренно, с утра дорога просохла, наш взвод собрали по очереди со всех точек и загрузили в один Зил. Стартанули мы в сторону парома, до трассы на Добрянку вроде доехали нормально, там дождались ещё одну нашу машину с курсантами, наверное из Добрянки. Вот от этого перекрёстка и до парома, была трасса Пермь - Добрянка - Березники, тогда не заасфальтированная. Поэтому это была "Дорога смерти". Покрытие её сделали из того, что было под рукой, а под рукой был известняк. Там буквально на берегу Камы, через несколько километров от Пальников есть карьер, при нем маленький поселок, всего несколько домов, как в советское время он назывался не знаю. На военной карте 1979 г. его нет совсем, только карьер помечен значком "камни". Да сейчас поселение там есть, но называется почему-то деревня Лунная. Был я там пару раз, несколько домиков кирпичных, огороды и гаражи. Кто-то живёт, а вот карьер тот закрыт, известняк уже не добывают, но стоит охрана. Места там очень по своему красивые, пейзажи в тех местах действительно лунные. Но в те времена добывали в этом карьере известняк, в промышленных масштабах, ну видимо, чтобы не пропадать добру отходы повышенной добычи использовали как дорожное покрытие.

Карьер сейчас выглядит так. Фото моё.
Карьер сейчас выглядит так. Фото моё.

Для чего нужен известняк, для всяких строительных и ремонтных работ. Что-то там из него делают и в металлургии, используют также в химической промышленности. Ну, видимо, какие-то остатки, самых мелкие фракции использовали на покрытие дороги. Когда дорога мокрая ездить-то можно, но вот когда сухая. Мелкая известковая пыль поднимается после каждой прошедшей машины и стоит столбом. Когда вы едете в автобусе или в легковушке-то пофигу, конечно советские люди и не такое видали. Но и из автобусов люди у парома выходили как с мельницы беловатые, как в муке. Но мы-то едем в Зилу тентованном, открытом сзади, да ещё и колонна из несколько машин, встречные машины тоже поднимают пыль. Вот только выехали на эту дорогу и началось, сначала мы закрыли тент, стало ещё хуже, открыли, чтобы продувало кузов насквозь. Потом кто-то догадался намочили водой платки носовые, пытались лица закрыть. Особенно, конечно, доставалось тем ты сидел с краю, вообще-то там возле заднего борта всегда были самые коронные места. Но тут все полезли к переднему борту, а кто остался сзади, те одели противогазы. Потом начали одевать противогазы и и все остальные. Дорога эта заняла у нас наверное, больше часа. Реально мы чуть не сдохли. Когда приехали к парому из машины просто вывалились белые мумии, которые бросились к воде.

Чусовая, левый берег. Вдали виден мост. Кажется там где стоит катер и была паромная пристань. (фото из открытых источников)
Чусовая, левый берег. Вдали виден мост. Кажется там где стоит катер и была паромная пристань. (фото из открытых источников)

Начали отмываться, отхаркиваться, выплёвывая из себя извёстку. Пока ждали паром сняли с себя х/б, выбили его там о прибрежные кусты и деревья, отмыли как могли лица, руки и противогазы. Прополоскали горло, вроде пришли маленько в себя, на паром, поднимаясь уже похожие на людей. По прибытию в училище, конечно оккупировали умывальник, обмывались холодной водичкой. Переоделись в подменку и отстирывали потом ещё эту форму, которая насквозь была, как у мельников, но у тех в муке, а у нас в извести. Она даже ещё и побелела после этого. Так вот, закончилось наше это участие в войсковой операции, по задержанию вооружённого преступника. Одно хорошо, семинар по философии прокатали.

Паром, не то самый, а другой камский паром в городе Оханск.
Паром, не то самый, а другой камский паром в городе Оханск.

Дополняет мой рассказ Александр Х. - Прапорщика задержали в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, залез в погреб в частном доме. Там его сын хозяйки, пожарник и повязал. Форма то у нас схожая была. Так я эту историю помню. А нам ведь боевые патроны сначала давали. Потом запретили. ВРП выставляли все части и училища Перми. Кто то (не наши) шмальнул по военной машине, не остановившейся по требованию. Погиб старший машины.

Виктор В., вспоминает - Я тоже помню, нас забыли вообще в засаде... сняли через неделю только, мы питались подножным кормом и в деревню бегали днём за молоком к бабушкам. После этого в училище я слёг на 3 дня с болями в желудке, сдаваться пришлось военному медику старлею, кишку глотал и мне диагноз поставил - гастрит. После этого всегда были по жизни проблемы с желудком. Где стояли не помню, какая то лесная просёлочная дорога. Прапор ведь вначале на ГАЗ-66 ехал, рядом деревня была, а мы в лесу на опушке, где это было уже не помню.

Сергей П: Я был на вокзале какой то посёлок или райцентр, электрички обходили по вагонам, паспорта смотрели. Нарядом, один мент и трое наших.

Про карьер, про этот надо бы отдельно рассказать, я уже как-то обещал его описать. Место действительно невероятное. Ниже я выложил видео с берега возле карьера. Там где Кама размывает известковую породу, такого вы не увидите ни на каком море, ни в каких коралловых атоллах. Известняк под воздействием воды принимает просто невероятные формы.

Смотрите видео.

Вот такие природные шедевры, можно увидеть на камском берегу у карьера. (фото моё).
Вот такие природные шедевры, можно увидеть на камском берегу у карьера. (фото моё).
Спутниковый снимок карьера из Яндекс карт.
Спутниковый снимок карьера из Яндекс карт.

Парочку других пермских карьеров я уже описывал в другой моей статье о путешествиях, вот ссылка:

P.S. Автор пишет, как умеет.

Автор не врёт и не придумывает.

Всё что можно проверить через поиск в интернете перепроверяю.

Что забыл, вспоминаем коллективно с однокашниками.

Подпишитесь на мой канал обещаю ещё много интересного.

Все мои рассказы про учёбу в ПВВКУ по ссылке ниже:

Мама я поступил в ПВВКУ! Что мне делать? | Наблюдая весь этот КАТАКЛИЗМ | Дзен

P.S.2 Извиняюсь, перед читателями, что между статьями такие большие промежутки, обещаю исправиться. Ещё не описал ГОСЫ, в также распределение по окончанию училища.