История пособника нацистов Николая Кочерги как кривое зеркало отражает изнанку войны, где измена, случайности и поступки переплетаются так тесно, что разделить невозможно. Эта история показывает, что правда не может быть черно-белой, а герои и предатели иногда одно и тоже.
Каратель
В августе 1941 года восемнадцатилетний Николай Кочерга, тракторист из брянского колхоза был мобилизован, но по дороге сбежал и успешно скрывался в хаосе отступления в родной деревне. К началу 1942 года село вошло в зону оккупации и немцы, устанавливая "новый порядок", искали помощников и хорошо платили.
Кочерга надел форму полицая и полтора года исправно нацистам служил: охрана лагерей пленных солдат СССР, обыски, карательные рейды против партизан и сочувствующих. Николай не выделялся жестокостью, но и не проявлял сострадания.
Работал на немцев старательно, война ему стала ремеслом, где выживал тот, кто умел приспосабливаться. Осенью 1943 года, когда линия фронта покатилась на запад, Кочерга понял: пора менять хозяев. Бежать с немцами в неизвестность он не хотел, как и не хотел встать к стенке за измену Родине.
Кочерга выбрал третий путь - скрыть правду о себе и вступить в Красную армию. В хаосе наступления биографию в полках не проверяли, потому вписали в личное дело с его слов, "при оккупации был в партизанском отряде". Так началась вторая жизнь Николая Кочерги.
Герой войны
На фронте Кочерга был храбр. Дослужился до ефрейтора, получил два ордена Славы - III и II степени, медаль "За боевые заслуги". В боях в Белоруссии первым врывался в траншеи, косил гитлеровцев из автомата, брал в плен. В 1945-м на груди у Кочерги красовались награды, в документах - биография героя войны.
Посчитав что грехи искупил кровью, Николай вернулся домой. Односельчане недоумевали - по улицам разгуливал каратель. И через 4 года, когда чекисты вскрыли всю эту историю, Кочергу лишили звания/наград, и приговорили к 25 годам лагерей.
Но судьба снова улыбнулась Кочерге: смерть Сталина и амнистия выпустили его через 4 года на свободу. Поняв, что дома никто не ждет, он уехал в Саратовскую область где никто не знал о его прошлом. Трудился Николай так же, как служил в немецкой полиции - старательно.
Герой Труда
К 1975 году его имя красовалось на областной Доске почета, 9-я пятилетка стала звездным часом - за стахановский труд Николай получил звание Героя Социалистического Труда.
Теперь седой герой с высшей наградой СССР и Орденом Ленина на груди, ездил по школам и заводам, рассказывая о любви к Родине. Пионеры вязали ему галстуки, фронтовики обнимали как своего, чиновники пожимали руку. Казалось, Николай нашел формулу счастья: прошлое забыто, настоящее на честном труде. Но тени имеют обыкновение возвращаться.
В 1980-х, оформляя высшую (всесоюзную) пенсию, Кочерга отправился на Брянщину за справкой о довоенном стаже. Там его узнали. Весть о том, что бывший полицай стал Героем Труда, разлетелась мгновенно. Полетели жалобы в Саратов и Москву, власти оказались в тупике.
Проверка показала, что никто не проверил биографию Кочерги перед наградой. Да и формально Кочерга не был преступником - он отбыл срок по приговору суда, считался искупившим вину и на орден Ленина имел право.
Цена
Выход нашли - его лишили наград и всесоюзной пенсии "в связи с необоснованным представлением". В 2001 году Николай Кочерга умер в нищете, забытый всеми.
Полтора года Николай работал на нацистов. 2 года воевал на фронте героем, лишился всего, был приговорен и отбыл срок. Геройским трудом вернулся в жизнь, работал десятки лет, получил высшую награду СССР, снова. И снова лишился всего за прошлое, за которое отсидел.
Чтобы не делал Николай, как бы не старался, в глазах общества он навсегда остался Колей-полицаем, без права на прощение. Осталась лишь пометка в базе "Память народа": "Кочерга Николай Павлович, 1923 года рождения, Брянская область, Клинцовский район, с. Кневичи, доброволец". Соизмерима ли, цена предательства?