Найти в Дзене
Росбалт

Россия не даст вытеснить себя с Балтики

Участники Петербургского международного юридического форума не оставили без внимания проблемы соблюдения Конвенции ООН по морскому праву.

    Источник: rosbalt.ru
Источник: rosbalt.ru

Действия западных стран создают прямую угрозу морской безопасности, подчеркивает постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, напоминая, что Германия, Дания и Швеция намеренно отсекли нашу страну от расследования теракта на «Северных потоках».

При этом он также указал на недавнюю попытку Эстонии и авиации НАТО задержать судно Jaguar под флагом Габона в нейтральных водах. Как сообщило агентство ТАСС, 13 мая ВМС Эстонии и авиация НАТО попытались заставить Jaguar выйти из нейтральных международных вод и проследовать в зону, где его можно было бы задержать. Эстония угрожала тараном экипажу судна, состоящим в том числе из четырех граждан России. Судно проигнорировало требования Таллина и направилось в конечный пункт маршрута — российский порт Приморск.

«Подобные действия даже в территориальных водах являлись бы грубейшим нарушением права мирного прохода, а в международных водах — речь о посягательстве на свободу судоходства. Это основополагающие нормы международного обычного права, кодифицированные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года», — отметил Небензя.
    Автор: Сергей Коньков Источник: Фонд Росконгресс
Автор: Сергей Коньков Источник: Фонд Росконгресс

Проблемы, связанные с соблюдением этой Конвенции, стали одной из ключевых тем для обсуждения в ходе XIII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ-2025), который завершил работу в среду.

Контекст. В работе ПМЮФ приняли участие более 5600 человек из 80 стран, включая председателей и судей конституционных, верховных судов зарубежных стран, генпрокуроров, представителей юридической общественности. Как отметил советник президента РФ Антон Кобяков, столь представительный состав служит подтверждением уникального интереса к российской юрисдикции. В свою очередь губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов отметил, что ПМЮФ давно стал визитной карточкой Северной столицы.

В рамках форума состоялась сессия «Вопросы соблюдения Конвенции ООН по морскому праву», участники которой обсудили меры по преодолению незаконных ограничений, вводимых другими странами.

«Сейчас страны закрывают порты для захода российских судов, даже для технического обслуживания, хотя, на наш взгляд, это прямое нарушение положений конвенции ООН по морскому праву», — подчеркнул директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Евгений Кац.

Для решения этой проблемы он предложил не только добиться ее обсуждения на международной арене, фиксируя все нарушения, но и заключать двусторонние соглашения с партнерскими странами с целью создания альтернативных мест для работы российских судов

    Автор: Анатолий Медведь Источник: Фонд Росконгресс
Автор: Анатолий Медведь Источник: Фонд Росконгресс

Также в фокусе внимания оказалась проблема обеспечения безопасной эксплуатации Северного морского пути (СПМ), развитие которого дает возможность избежать рисков блокирования Балтийского и Черного морей.

«Цель Российской Федерации — обеспечить стабильное и безопасное функционирование Севморпути, создать благоприятные законодательно-правовые и финансово-экономические условия для деятельности российского бизнеса, привлечения инвестиций», — отметил исполняющий обязанности Северо-Западного транспортного прокурора Роман Доценко.

Что касается инцидента с судном Jaguar, то он укладывается в общую стратегию НАТО, направленную на создание неприемлемых условий для развития торгово-экономического сотрудничества России с зарубежными партнерами с использованием в этих целях морской логистики. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал военный эксперт Института права и национальной безопасности РАНХиГС Александр Степанов.

Он также напомнил о наращивании странами НАТО ударных возможностей в акватории Балтийского моря с целью нарушить коммуникации с Ленинградской военно-морской базой и блокировать снабжение всего северо-запада России. В качестве примеров таких действий эксперт назвал активное размещение в странах Балтии высокоточных противокорабельных ракетных комплексов, а также попытки тотального контроля Копенгагеном Датских проливов с использованием автономных надводных аппаратов.

Трамп шокировал европейцев отказом давить на Россию

Ранее «РосБалт» рассказывал о том, что под предлогом необходимости борьбы с так называемым «теневым флотом» танкеров, перевозящих российскую нефть, уже прозвучал призыв расширить акватории Финляндии и Эстонии таким образом, чтобы в Финском заливе вовсе не осталось международных вод. Более того, в Таллинне выдвинута инициатива, согласно которой Силы обороны Эстонии могут получить право топить «представляющие опасность» гражданские суда.

Россия не раз заявляла, что не оставит без ответа попытки ограничить ее право на свободное судоходство. В минувшее воскресенье, когда отмечался День Балтийского флота, помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев в поздравлении морякам-балтийцам подчеркнул, что они играют ключевую роль в решении этой задачи.

«В сложной военно-политической обстановке флот продолжает укреплять свои позиции, надежно обеспечивает безопасность судоходства, пресекает провокации военно-морских сил недружественных государств, оттачивает свое мастерство в ходе учений на Балтике и дальних походах», — отметил Патрушев.

По его оценке, боевая подготовка Балтфлота активно развивается по всем качественным параметрам, при этом флот имеет возможность действовать эффективно как в акватории Балтийского моря, так и на значительном удалении от баз.

Михаил Макаров

Читайте также:

Эстония две недели не выпускала танкер, следовавший в Россию

Чем европейцам не угодили Усть-Луга и Приморск

Заполярье догоняет Балтику по градусу военного противостояния