Мы продолжаем рассказывать Вам про игрушки сделанные на металлургическом заводе-гиганте «Запорожсталь». Одни из этих игрушек ещё часто встречаются в наши дни, а вот другие стали настоящими раритетами и встречаются крайне редко. В этой статье речь пойдёт как раз про игрушку, за которой охотятся многие коллекционеры, но обо всём по порядку.
1 октября 1960 года в СССР стартовало серийное производство знаменитых «Запорожцев» - ЗАЗ 965. В разных модификациях, выпускали этот автомобиль до 1969 года, а всего было выпущено 322 166 машин. Не самый удобный и быстрый автомобиль, но зато самый доступный по цене во времена Союза и один из лучших по проходимости из микролитражек. В конструкции этого автомобиля было несколько необычных решений для советских автомобилей того времени.
Это был первый серийный автомобиль, у которого была независимая подвеска. Для удобства посадки, дверь у машины открывалась навстречу движению. Лобовое и заднее стекла у ЗАЗ-965 были взаимозаменяемые, а вместо привычного пластикового бачка стеклоомывателя на этом «Запорожце» использовалась обыкновенная грелка.
В истории игрушек часто случалось так, что настоящий автомобиль становился прототипом для игрушечной машины. Не стал исключением и ЗАЗ-965. В середине 1960-х в детские магазины Советского Союза поступил в продажу игрушечный «Запорожец», сделанный на металлургическом комбинате «Запорожсталь», город Запорожье, Украинская ССР. Все детали игрушечного автомобиля выполнены из штампованного металла. Причём не только крупные, такие как кузов, дно и сиденья салона, но и мелкие – фары, поворотники на передних крыльях, воздухозаборники, номерной знак и колёсные колпаки. Окрашивали игрушку в разные цвета.
Длина «Запорожца» была чуть больше 10 см. Если переводить в масштаб, то это примерно 1/32, но вряд ли конструкторы игрушки придерживались определённого масштабного размера. Скорее всего, просто был выбран оптимальный размер для детских рук. Этот вариант был самым ранним.
Со временем игрушка менялась и в настоящий момент известно четыре варианта «Запорожца». На втором варианте игрушечной машины, металлические колёса заменены резиновыми и убраны поворотники на передних крыльях.
Следующий вариант, автомобиль упрощается ещё больше. Воздухозаборники выштамповываются, а не делаются отдельной деталью, да и фары становятся нарисованными.
Самый поздний вариант, становится и самым «бедным» по комплектации. Из отдельных деталей остались лишь бампера, а кузов становится «глухим», без вырезанных окон.
Думаю, у многих возникает вопрос: а зачем так портить интересную игрушку? Трудно сказать, скорее всего, требовалось увеличить и количество выпускаемых игрушек, не поднимая при этом цену, и разнообразить ассортимент. Возможно поэтому на предприятии и решили пойти по пути упрощения.
В наши дни, такой игрушечный «Запорожец» редко, но встречается. Год назад, на «Мешке» мне попался аукцион по продаже такой игрушки. «Запорожец» был некомплектный, начальная цена 22 000 рублей, победная ставка – 22 889 рублей.
Естественно, эту цену нельзя считать окончательной и ориентироваться на неё стоит только приблизительно. Среди коллекционеров, этот «Запорожец» пользуется хорошим спросом, но при продаже многое будет зависеть от года выпуска, комплектации и общего состояния. Да и количество желающих купить сильно влияет на конечную стоимость при аукционе )
- Статьи про другие игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ