Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Талантливый оренбургский художник-передвижник Лукиан Васильевич Попов

Лукиан Васильевич Попов (1873—1914) — российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Лукиана Попова считают одним из самых пронзительных голосов русской живописи начала XX века. Попов родился 8 (20) октября 1873 года в селе Архангельское Оренбургской губернии в крестьянской семье. В 1876 году семья переехала в Оренбург из-за призыва отца на военную службу. С 12 лет мальчик работал в писчебумажном магазине В. И. Курникова, где познакомился с художественными материалами. Значительное влияние на его раннее творчество оказал местный иконописец В. А. Мехед, в мастерской которого юный Попов изучал основы композиции и техники живописи.   В 1892 году в Оренбурге прошла художественная выставка самарских художников, в которой участвовал молодой художник Лукиан Попов. «Оренбургский листок» тогда написал: «Картины привезут оригинальные, и поэтому устроители выставки заслуживают глубокого почтения за своё просветит

Лукиан Васильевич Попов (1873—1914) — российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Лукиана Попова считают одним из самых пронзительных голосов русской живописи начала XX века.

Портрет Л. В. Попова кисти И. С. Куликова, 1900 год.
Портрет Л. В. Попова кисти И. С. Куликова, 1900 год.

Лукиан Васильевич Попов: Луга затопило, 1908 Холст, масло. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Лукиан Васильевич Попов: Луга затопило, 1908 Холст, масло. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Попов родился 8 (20) октября 1873 года в селе Архангельское Оренбургской губернии в крестьянской семье. В 1876 году семья переехала в Оренбург из-за призыва отца на военную службу. С 12 лет мальчик работал в писчебумажном магазине В. И. Курникова, где познакомился с художественными материалами. Значительное влияние на его раннее творчество оказал местный иконописец В. А. Мехед, в мастерской которого юный Попов изучал основы композиции и техники живописи.  

Портрет Иерофея Романовича  Мехеда, кисти Л.В. Попова. 1897 г.
Портрет Иерофея Романовича Мехеда, кисти Л.В. Попова. 1897 г.

В 1892 году в Оренбурге прошла художественная выставка самарских художников, в которой участвовал молодой художник Лукиан Попов. «Оренбургский листок» тогда написал:

«Картины привезут оригинальные, и поэтому устроители выставки заслуживают глубокого почтения за своё просветительское предприятие. По части эстетики и развитости вкуса мы, степняки, не избалованы, и многие об искусстве живописи судят лишь по грошовым олеографиям».

Решающим этапом стала встреча на выставке А. М. Васнецовым, чьи работы вдохновили Попова на поступление в Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1896).

Мастерские общества поощрения художников, класс орнамента, рисунок Ф. Гаанена. 1880 г., “Всемирная Иллюстрация”, №613, с. 260
Мастерские общества поощрения художников, класс орнамента, рисунок Ф. Гаанена. 1880 г., “Всемирная Иллюстрация”, №613, с. 260

В 1897 году он был зачислен в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где обучался под руководством Владимира Маковского — мастера жанровой живописи, привившего ученику интерес к социальной тематике.  

Летом на каникулах Попов приезжал в Оренбург на этюды. Он в течение пяти лет участвовал в выставках Общества передвижников и традиционных выставках Академии художеств.

Лукиан Васильевич Попов: «Девочка-крестьянка с ребенком и корзиной в руках», 1906 год, холст, масло, частное собрание
Лукиан Васильевич Попов: «Девочка-крестьянка с ребенком и корзиной в руках», 1906 год, холст, масло, частное собрание

В 1901 г. Лукиану Васильевичу было присвоено звание художника за картины «Тихо» и «С просветом».

В 1902 года Попов венчается в Троицкой церкви г. Оренбурга с шестнадцатилетней Верой Васильевной Крючковой, дочерью местного купца.

Лукиан Попов: Портрет жены в пёстром платке, 1900-е
Лукиан Попов: Портрет жены в пёстром платке, 1900-е

По окончании обучения Попов начинает устраивать свою жизнь в Оренбурге, строить свой дом.

С июня по октябрь 1902 г. на пенсию Академии художеств посещает Германию и Францию, где вместе с женой побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже.

Лукиан Попов: Где же истина? (Искатели истины), 1903, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Лукиан Попов: Где же истина? (Искатели истины), 1903, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В 1903 году Попов стал действительным членом товарищества передвижных художественных выставок. Его картины, выставлявшиеся в Москве и Петербурге совместно с «передвижниками» приобретают известность. Будучи в постоянном творческом поиске, Попов в эти годы неоднократно бывал в деревнях и сёлах Приуральского края, ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, где, как пишут историки, «стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства».

Лукиан Попов: «Мобилизованы», 1904, Русский музей
Лукиан Попов: «Мобилизованы», 1904, Русский музей

Лукиан Попов: «Сотрудники журнала Нива», 1904 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Лукиан Попов: «Сотрудники журнала Нива», 1904 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

В 1909 году Лукиан Попов стал членом образованного в этом же году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи (1842—1910).

Золотой знак Императорской Академии Художеств
Золотой знак Императорской Академии Художеств

Осенью 1912 года В.Е. Маковский, И. Е. Репин и В.В. Матэ выдвинули Лукиана Васильевича на звание академика живописи и ему это звание было присвоено.

Лукиан Попов, как ученик Владимира Маковского, выбрал для себя жанр, в котором с большим успехом работал его учитель — жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке, он словно старательный летописец переносил на холст жизнь интеллигенции Оренбурга, а также жизнь оренбургского крестьянства, сочетая документальную точность с глубоким психологизмом.

Лукиан Попов: Приятели
Лукиан Попов: Приятели

Лукиан Попов: Семейная сцена. Холст, масло. 52х60 см 1890-е
Лукиан Попов: Семейная сцена. Холст, масло. 52х60 см 1890-е

Лукиан Попов: Девочка в красном сарафане
Лукиан Попов: Девочка в красном сарафане

Лукиан Попов: Ходоки на новые места, 1904, Пермская государственная художественная галерея
Лукиан Попов: Ходоки на новые места, 1904, Пермская государственная художественная галерея

Ещё одна отдельная тема, которая очень волновала художника — это тема крестьян-переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Художник изображал обозы, застигнутые метелью или ливнем, подчёркивая стойкость людей. Критики отмечали лаконизм композиций, контрасты цвета и «втягивающий» в сюжет динамизм, как в «Переселенцах в грозу», где зритель словно шагает рядом с измученной семьёй.

Лукиан Попов: Переселенцы в грозу
Лукиан Попов: Переселенцы в грозу

Лукиан Попов: Крепкий сон, 1912, Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Лукиан Попов: Крепкий сон, 1912, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Лукиан Попов: Переселенцы,  1910, Пермская художественная галерея
Лукиан Попов: Переселенцы, 1910, Пермская художественная галерея

Лукиан Попов: Переселенцы зимой
Лукиан Попов: Переселенцы зимой

Особое место в творчестве художника занимают портреты, особенно образы жены Веры Крючковой — «Женщина в красном сарафане», «Портрет жены в пёстром платке». В них сочетаются лиризм и точность психологической характеристики: Вера предстаёт то задумчивой, то уставшей, но всегда одухотворённой.

Лукиан Попов: Портрет жены. Холст, масло. 66,5х90,5. 1909.
Лукиан Попов: Портрет жены. Холст, масло. 66,5х90,5. 1909.

Лукиан Попов: «Портрет жены в пёстром платке», 1906 год, холст, масло, частное собрание
Лукиан Попов: «Портрет жены в пёстром платке», 1906 год, холст, масло, частное собрание

Лукиан Попов: Портрет юноши на красном фоне. Холст на картоне, масло. 27х18. 1890-е.
Лукиан Попов: Портрет юноши на красном фоне. Холст на картоне, масло. 27х18. 1890-е.

Лукиан Попов: В саду (Чаепитие), 1911  Холст, масло Оренбургский областной музейизобразительных искусств
Лукиан Попов: В саду (Чаепитие), 1911 Холст, масло Оренбургский областной музейизобразительных искусств

Полотно «В саду (Чаепитие)» Лукиан Попов создал в 1911 году. Обеих женщин на картине художник писал со своей супруги. Как и в других произведениях, эмоциональный фон здесь передан через пейзаж: фон написан свободными мазками, лишёнными детализации, но игра солнечных лучей, мягкие блики на чашках, платьях и траве наполняют сцену уютом и безмятежностью. Утреннее чаепитие в саду, едва уловимая беременность одной из героинь, читаемая в силуэте, — всё это превращает полотно в сокровенный фрагмент жизни самого Попова. Художник мастерски соединил повседневность с лирикой, превратив семейный момент в символ тихого счастья, озарённого светом любви и гармонии.

Лукиан Попов: Женщина с зелёной лампой", 1910-е
Лукиан Попов: Женщина с зелёной лампой", 1910-е

Лукиан Попов: Женский портрет,  до 1914 г.
Лукиан Попов: Женский портрет, до 1914 г.

Лукиан Попов: В святые места, 1911 Частная коллекция
Лукиан Попов: В святые места, 1911 Частная коллекция

В последние годы жизни художника религиозная тема становится основной темой его творчества. Многие искусствоведы связывают это с тем, что семейная жизнь Попова в эти годы была омрачена врождённое слепотой младшего сына.

Трагедия 1913 года — смерть сына после неудачной операции — стала переломной в творчестве Попова. Его работу с изображением умершего ребёнка отвергли на выставке передвижников как нарушающую «праздничный тон выставки». Узнав об этом, Илья Ефимович Репин 5 апреля 1914 года написал письмо Дубовскому: «Поступок товарищей с Поповым я считаю ошибкой, и надо всеми силами нам отделаться однажды и навсегда от этой бестактной опеки очень взрослых людей — своих близких.<...> Устроители могли поместить вещь в укромном месте, где она не бросалась бы в глаза зрителю».

Тяжелейшая картина. Не решился её опубликовать в этой статье. Даю ссылку для тех кто хочет увидеть картину Л.В. Попова «Ребенок в гробу» 1913 г.

Спустя месяц после закрытия выставки, Лукиан Попов умер в возрасте сорока лет.

Лукиан Попов: Дедушка помогает внучке с домашним заданием, 1911
Лукиан Попов: Дедушка помогает внучке с домашним заданием, 1911

Современники высоко оценивали творчество Попова. Критик Павел Козловский писал:

«Он превращает быт в философию, а крестьянскую избу — в символ эпохи».

В советский период искусствоведы (например, Ф. Рогинская) намеренно политизировали его наследие, переименовывая работы: так, нейтральное «К закату» превратилось в «Агитатора» .  

Лукиан Попов: Своя компания, 1902
Лукиан Попов: Своя компания, 1902

Лукиан Попов: С красным светом (Пирушка), 1910-е
Лукиан Попов: С красным светом (Пирушка), 1910-е

Творил Попов самозабвенно. По словам заведующей музейной экспозицией Оренбургского областного музея изобразительных искусств Татьяны Орловой, он был одной из самых ярких фигур по уровню таланта и значимости его произведений:

"Он внёс огромный вклад в живопись, в отражение своей эпохи. При жизни Попов был широко известен, а вот после смерти художник был незаслуженно забыт, а картины распроданы родными в частные коллекции. Оренбургская коллекция произведений Лукиана Попова начала создаваться в 40-е годы прошлого века по инициативе художника и журналиста Сергея Варламова. Областной краеведческий музей на протяжении последующих десятилетий выкупал картины у родственников художника и у коллекционеров".
Лукиан Попов: Тряпичники-нищие, до 1914
Лукиан Попов: Тряпичники-нищие, до 1914

Лукиан Попов: Женщина у занавески. Этюд. Холст, масло. 24х18. 1890-е.
Лукиан Попов: Женщина у занавески. Этюд. Холст, масло. 24х18. 1890-е.

Лукиан Попов: Старая крестьянка. Холст, масло. 85,5х63. 1900-е.
Лукиан Попов: Старая крестьянка. Холст, масло. 85,5х63. 1900-е.

"Лукиан Попов – это гениальный художник, который, к сожалению, не так широко востребован современниками, – подчеркивает директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев. – Наш музей является хранителем одной из самых обширных и уникальных коллекций Лукиана Попова, а именно более 230 картин, которые мы храним для будущих поколений".

235 работ художника хранятся в Оренбургском музее, включая этюды и подготовительные эскизы. Отдельные полотна представлены в Русском музее и Третьяковской галерее .  

Лукиан Попов: Одухотворённый пейзаж, 1900-е, частное собрание
Лукиан Попов: Одухотворённый пейзаж, 1900-е, частное собрание

Попов умер в 40 лет, оставшись «художником провинции» в глазах столичной элиты. Но его работы — не просто социальные зарисовки, а зачастую исповедь о человеческом достоинстве перед лицом невзгод. Как писала Татьяна Орлова, он умел «осмыслить новые черты жизни крестьянства» без пафоса, с тихой горечью и любовью. В этом — его сила и вневременная ценность.

«Его кисть — это исповедь поколения», — писали о нём критики начала XX века.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.