Лукиан Васильевич Попов (1873—1914) — российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Лукиана Попова считают одним из самых пронзительных голосов русской живописи начала XX века.
Попов родился 8 (20) октября 1873 года в селе Архангельское Оренбургской губернии в крестьянской семье. В 1876 году семья переехала в Оренбург из-за призыва отца на военную службу. С 12 лет мальчик работал в писчебумажном магазине В. И. Курникова, где познакомился с художественными материалами. Значительное влияние на его раннее творчество оказал местный иконописец В. А. Мехед, в мастерской которого юный Попов изучал основы композиции и техники живописи.
В 1892 году в Оренбурге прошла художественная выставка самарских художников, в которой участвовал молодой художник Лукиан Попов. «Оренбургский листок» тогда написал:
«Картины привезут оригинальные, и поэтому устроители выставки заслуживают глубокого почтения за своё просветительское предприятие. По части эстетики и развитости вкуса мы, степняки, не избалованы, и многие об искусстве живописи судят лишь по грошовым олеографиям».
Решающим этапом стала встреча на выставке А. М. Васнецовым, чьи работы вдохновили Попова на поступление в Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1896).
В 1897 году он был зачислен в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где обучался под руководством Владимира Маковского — мастера жанровой живописи, привившего ученику интерес к социальной тематике.
Летом на каникулах Попов приезжал в Оренбург на этюды. Он в течение пяти лет участвовал в выставках Общества передвижников и традиционных выставках Академии художеств.
В 1901 г. Лукиану Васильевичу было присвоено звание художника за картины «Тихо» и «С просветом».
В 1902 года Попов венчается в Троицкой церкви г. Оренбурга с шестнадцатилетней Верой Васильевной Крючковой, дочерью местного купца.
По окончании обучения Попов начинает устраивать свою жизнь в Оренбурге, строить свой дом.
С июня по октябрь 1902 г. на пенсию Академии художеств посещает Германию и Францию, где вместе с женой побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже.
В 1903 году Попов стал действительным членом товарищества передвижных художественных выставок. Его картины, выставлявшиеся в Москве и Петербурге совместно с «передвижниками» приобретают известность. Будучи в постоянном творческом поиске, Попов в эти годы неоднократно бывал в деревнях и сёлах Приуральского края, ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, где, как пишут историки, «стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства».
В 1909 году Лукиан Попов стал членом образованного в этом же году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи (1842—1910).
Осенью 1912 года В.Е. Маковский, И. Е. Репин и В.В. Матэ выдвинули Лукиана Васильевича на звание академика живописи и ему это звание было присвоено.
Лукиан Попов, как ученик Владимира Маковского, выбрал для себя жанр, в котором с большим успехом работал его учитель — жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке, он словно старательный летописец переносил на холст жизнь интеллигенции Оренбурга, а также жизнь оренбургского крестьянства, сочетая документальную точность с глубоким психологизмом.
Ещё одна отдельная тема, которая очень волновала художника — это тема крестьян-переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Художник изображал обозы, застигнутые метелью или ливнем, подчёркивая стойкость людей. Критики отмечали лаконизм композиций, контрасты цвета и «втягивающий» в сюжет динамизм, как в «Переселенцах в грозу», где зритель словно шагает рядом с измученной семьёй.
Особое место в творчестве художника занимают портреты, особенно образы жены Веры Крючковой — «Женщина в красном сарафане», «Портрет жены в пёстром платке». В них сочетаются лиризм и точность психологической характеристики: Вера предстаёт то задумчивой, то уставшей, но всегда одухотворённой.
Полотно «В саду (Чаепитие)» Лукиан Попов создал в 1911 году. Обеих женщин на картине художник писал со своей супруги. Как и в других произведениях, эмоциональный фон здесь передан через пейзаж: фон написан свободными мазками, лишёнными детализации, но игра солнечных лучей, мягкие блики на чашках, платьях и траве наполняют сцену уютом и безмятежностью. Утреннее чаепитие в саду, едва уловимая беременность одной из героинь, читаемая в силуэте, — всё это превращает полотно в сокровенный фрагмент жизни самого Попова. Художник мастерски соединил повседневность с лирикой, превратив семейный момент в символ тихого счастья, озарённого светом любви и гармонии.
В последние годы жизни художника религиозная тема становится основной темой его творчества. Многие искусствоведы связывают это с тем, что семейная жизнь Попова в эти годы была омрачена врождённое слепотой младшего сына.
Трагедия 1913 года — смерть сына после неудачной операции — стала переломной в творчестве Попова. Его работу с изображением умершего ребёнка отвергли на выставке передвижников как нарушающую «праздничный тон выставки». Узнав об этом, Илья Ефимович Репин 5 апреля 1914 года написал письмо Дубовскому: «Поступок товарищей с Поповым я считаю ошибкой, и надо всеми силами нам отделаться однажды и навсегда от этой бестактной опеки очень взрослых людей — своих близких.<...> Устроители могли поместить вещь в укромном месте, где она не бросалась бы в глаза зрителю».
Тяжелейшая картина. Не решился её опубликовать в этой статье. Даю ссылку для тех кто хочет увидеть картину Л.В. Попова «Ребенок в гробу» 1913 г.
Спустя месяц после закрытия выставки, Лукиан Попов умер в возрасте сорока лет.
Современники высоко оценивали творчество Попова. Критик Павел Козловский писал:
«Он превращает быт в философию, а крестьянскую избу — в символ эпохи».
В советский период искусствоведы (например, Ф. Рогинская) намеренно политизировали его наследие, переименовывая работы: так, нейтральное «К закату» превратилось в «Агитатора» .
Творил Попов самозабвенно. По словам заведующей музейной экспозицией Оренбургского областного музея изобразительных искусств Татьяны Орловой, он был одной из самых ярких фигур по уровню таланта и значимости его произведений:
"Он внёс огромный вклад в живопись, в отражение своей эпохи. При жизни Попов был широко известен, а вот после смерти художник был незаслуженно забыт, а картины распроданы родными в частные коллекции. Оренбургская коллекция произведений Лукиана Попова начала создаваться в 40-е годы прошлого века по инициативе художника и журналиста Сергея Варламова. Областной краеведческий музей на протяжении последующих десятилетий выкупал картины у родственников художника и у коллекционеров".
"Лукиан Попов – это гениальный художник, который, к сожалению, не так широко востребован современниками, – подчеркивает директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев. – Наш музей является хранителем одной из самых обширных и уникальных коллекций Лукиана Попова, а именно более 230 картин, которые мы храним для будущих поколений".
235 работ художника хранятся в Оренбургском музее, включая этюды и подготовительные эскизы. Отдельные полотна представлены в Русском музее и Третьяковской галерее .
Попов умер в 40 лет, оставшись «художником провинции» в глазах столичной элиты. Но его работы — не просто социальные зарисовки, а зачастую исповедь о человеческом достоинстве перед лицом невзгод. Как писала Татьяна Орлова, он умел «осмыслить новые черты жизни крестьянства» без пафоса, с тихой горечью и любовью. В этом — его сила и вневременная ценность.
«Его кисть — это исповедь поколения», — писали о нём критики начала XX века.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий.