Повесть Бориса Васильева о пяти девушках-зенитчицах впервые опубликовали в журнале «Юность» в 1969 году. Произведение имело ошеломительный успех и до сих пор многие называют «А зори здесь тихие» - своей самой любимой книгой о Великой Отечественной войне. И о подвиге женщины на войне, конечно же.
Едва ли кто-то не в курсе сюжета, поэтому просто напомню центральных персонажей:
- Старшина Федот Евграфович Васков. Всего тридцать два года, четыре класса образования, жена бросила, сын погиб. Ответственный и требовательный. Впервые сталкивается с женским отрядом и не знает, как себя вести с таким пополнением.
- Младший сержант и командир отделения Рита Осянина. Двадцать лет, вдова. Среди девчонок слывет спокойной и даже хладнокровной. На фронт пошла, чтобы отомстить за смерть мужа. Есть полуторогодовалый сын, к которому Маргарита тайно бегает по ночам из части. Алика после гибели Риты забирает на воспитание Васков.
- Лиза Бричкина. Сибирячка из простой семьи лесника. Хозяйственная, трудолюбивая, очень наблюдательная, умеет приспособиться к жизни в лесу. Елизавету ожидает страшная смерть – не от немецкой пули, она тонет в болоте при выполнении задания Васкова.
- Галя Четвертак – самая младшая из группы, выросла в детском доме и сочиняет истории о своих несуществующих родителях. Война казалось её чем-то романтичным, но оказалось, что на фронте нужно убивать людей. Галка трусит, паникует, что и становится причиной её гибели.
- Женя Комелькова. Девятнадцать лет, умница и красавица, любовница женатого штабного командира. Вся семья Евгении (отец был военным) погибла ещё в первые дни войны во время расстрела членов семей комсостава, девушке удалось спастись только потому, что её спрятала соседка.
- Соня Гурвич – еврейка, дочь врача, студентка-отличница Московского Университета. Софья очень любит поэзию и театр, прекрасно владеет немецким языком, что позволяет её быть переводчиком на фронте.
Переходим к экранизациям. Тут сразу хочется сказать, что все они в плане близости к тексту и передачи идеи Бориса Васильева – близки. Это фильмы, которые довольно точно рассказывают о трагической гибели девчонок, вот, правда, не всегда это трогает меня, как зрителя.
🎬А зори здесь тихие (1972)
- Васков - Андрей Мартынов
- Соня Гурвич - Ирина Долганова
- Лиза Бричкина – Елена Драпеко
- Рита Осянина - Ирина Шевчук
- Галя Четвертак - Екатерина Маркова
- Женя Комелькова - Ольга Остроумова
Фильм из двух эпизодов – «Во втором эшелоне» и «Бой местного значения». Фильм – шедевр, не побоюсь этого слова, который можно пересматривать бесконечно, что, я уверена, многие и делают хотя бы раз в год. Работа Ростоцкого интересна тем, что происходящее на фронте показано в черно-белом цвете, и монохром подчеркивает трагедию, а настоящее, послевоенное, как и воспоминания девушек о мирной жизни, или их несбывшиеся мечты – в цвете. И этот цвет словно радужная грёза, призрачная дымка не случившегося счастья.
Думаю, вы согласитесь, что и знаковые сцены (гибель Лизы на болоте, или смерть других девчонок, или знаменитая баня), и актрисы – великолепны. Всё это врезается в память не потому, что фильму уже почти пятьдесят пять лет, а потому, что снято хорошо. Идеально снято. С душой и на совесть. Оттого и ком в горле.
«Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев? - Ну зачем так... Все же понятно, война... - Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, - там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом»!
🎬А зори здесь тихие (2005)
- Федот Васков - Андрей Соколов
- Рита Осянина - Татьяна Остап
- Женя Комелькова - Дарья Чаруша
- Соня Гурвич - Елена Мальцева
- Лиза Бричкина - Снежана Гладнева
- Галя Четвертак - Александра Теряева
Российско-китайский сериал, который неожиданно оказался очень хорош. Я вот даже крамольную вещь скажу, но нравится он мне примерно, как и наш советский фильм.
Китайцы, пожалуй, самые большие поклонники произведения Бориса Васильева после жителей постсоветского пространства. Фильм Ростоцкого имел в Китае большой успех, и много лет спустя, к 60-летию со дня Победы, они выпускают свою расширенную версию, одним из сценаристов которой стал сам автор повести. Из девятнадцати китайских серий (снимали с русскими актерами преимущественно в Благовещенске, в округе Хэйхэ) для российского проката оставили двенадцать. Не знаю, что там было в вырезанных эпизодах, но нашла информацию, что какие-то неправдоподобности для нашего зрителя.
Интересно, что сцена в бане из всех трех экранизаций здесь самая скромная, её почти нет. Что, впрочем, удовлетворяло требования китайской стороны, которые и в 1972 году при трансляции пикантную обнаженку вырезали, и в 2005 поскромничали.
Сериал получился душевный и очень трогательный, актеры – отличные, ну и песня… Вот честное слово, исполнение «Щербатый месяц» именно здесь, в этом варианте – нравится намного больше. С этой песни начинается каждая серия, и каждую серию я не могу сдержать слез. Если вы не видели, то очень рекомендую, отличная экранизация.
«Щербатый месяц на воле за рекой,
Запах из детства над скошенной травой,
Мамины руки плетут мою косу,
Всё, что мне снится, всё, что люблю.
Мы вернемся назад,
По-другому не может быть, слышишь родная,
Мама я не успела тебе все секреты свои рассказать,
Прорастает трава по весне и березы шумят не смолкая,
Мама, мама, прислушайся, это мой голос, я дома опять.
Время для писем с заката до утра,
Строчка за строчкой, да вот, одна беда.
Есть ли то место, где бегал босиком?
Ждет ли там завтрак с парным молоком?
Мы вернемся назад,
По-другому не может быть, слышишь родная,
Мама я не успела тебе все секреты свои рассказать,
Прорастает трава по весне и березы шумят не смолкая,
Мама, мама, прислушайся, это мой голос, я дома опять».
🎬А зори здесь тихие (2015)
- Федот Евграфович - Пётр Фёдоров
- Рита Осянина - Анастасия Микульчина
- Женя Комелькова - Евгения Малахова
- Лиза Бричкина - Софья Лебедева
- Галя Четвертак - Кристина Асмус
- Соня Гурвич - Агния Кузнецова
Вот знаете, и вроде бы тут всё` тут так, ничего не переврали, во многом структурно это схоже с фильмом Ростоцкого и какие-то сцены прям под копирку, но меня не тронуло вообще. Единственный момент, где как-то захотелось пустить слезу, была реплика Васкова:
«Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживёт».
А для меня главный критерий в военном кино - буду я плакать, или нет. И на первых двух экранизациях я плачу ВСЕГДА. В китайской так прям с самого начала, с песни. А здесь… положительно отношусь к Фёдорову, но раздражали эти усы, из девчонок понравилась Микульчина, все остальные – никакие. Вот смотришь на все это и думаешь – не верю. Слишком искусственно, как красивая картинка, покрытая лаком. Скопировать – скопировали, но главное забыли. Нет здесь души, одна оболочка. Зато, раз уж я упомянула баню – тут развернулись, так развернулись и показали, всё, что можно было и без чего вполне можно было обойтись. Рекомендовать не могу, увы.