Найти в Дзене

Сила бессилия

Уважаемый читатель, сегодня я хочу коснуться темы, с которой время от времени мы встречаемся в терапии – позицией бессилия клиента. Рассуждая об этой позиции, мы можем рассмотреть её с нескольких ракурсов. Структура Эго-комплекса предназначена в нашей психике для связи с реальностью. Я здесь оперирую юнгианской картой психики. Психоаналитики ещё включают в понятие Эго часть архетипа Персоны, как социализирующую структуру. Останемся в юнгианстве. Итак, слабое Эго результатирует недостаточно крепкой связью с реальностью. Здесь, в первую очередь, нам на ум может приходить пограничная организация личности. Действительно, здесь мы обязательно столкнёмся со слабым Эго. Однако, такое случается и при невротической норме (референс к классификации Кернберга). Механизм бессилия при слабом Эго здесь зиждется на страхе неизвестного. Клиент в этой ситуации плохо укоренён в реальности, она для него не особо понятна. Именно непонятность вызывает страх. Это естественная реакция любой психики, однако сл
Оглавление

Уважаемый читатель, сегодня я хочу коснуться темы, с которой время от времени мы встречаемся в терапии – позицией бессилия клиента.

Рассуждая об этой позиции, мы можем рассмотреть её с нескольких ракурсов.

Эго-комплекс

Структура Эго-комплекса предназначена в нашей психике для связи с реальностью. Я здесь оперирую юнгианской картой психики. Психоаналитики ещё включают в понятие Эго часть архетипа Персоны, как социализирующую структуру. Останемся в юнгианстве. Итак, слабое Эго результатирует недостаточно крепкой связью с реальностью. Здесь, в первую очередь, нам на ум может приходить пограничная организация личности. Действительно, здесь мы обязательно столкнёмся со слабым Эго. Однако, такое случается и при невротической норме (референс к классификации Кернберга). Механизм бессилия при слабом Эго здесь зиждется на страхе неизвестного. Клиент в этой ситуации плохо укоренён в реальности, она для него не особо понятна. Именно непонятность вызывает страх. Это естественная реакция любой психики, однако слабое Эго означает, что психика с новыми факторами реальности не научилась конструктивно справляться. Страх нового рождает позицию бессилия.

В терапии мы встретимся с стремлением к симбиозу с терапевтом ввиду того, что из этой связи с матерью клиент как раз и не вышел. У него нет позитивного опыта разрывания связей и взаимодействия с новым опытом. И вот здесь мы увидим необыкновенную силу клиента в его стремлении удержать позицию бессилия, в которой он сливается с терапевтом на, в большинстве случаев, архетипическом уровне. Здесь мы будем видеть всю мощь бессилия архетипа Божественного ребёнка, цепляющегося за Великую Мать.

Что делаем? Исцеляем младенца и укрепляем Эго.

Анимус

Действительно, деятельная рациональная часть в нас зачастую констеллируется именно с мужской частью личности – Анимусом. С сильно подавленным Анимусом мы можем встретиться как в мужчине, так и в женщине. В традиционной патриархальной семье, где женщине отводится исключительно роль слабого ведомого компонента, может быть подавлен Анимус в матери. При позитивном материнском комплексе девочка присоединяется к матери и в результате живёт в ощущении бессилия. Ровно в такой же семье при избытке жестокости и проявленной маскулинности отца у мальчика может быть отрицательный отцовский комплекс, что выльется в констелляции женственной Анимы с присоединением к женской слабости матери. И мы опять получим позицию бессилия.

В терапии мы будем слышать постоянные жалобы на несправедливость мира, его жестокость. Ну и всё, касающееся взаимодействия с государством будет вызывать бессознательные страх или ужас. Как мы помним, государства архетипически это отцовская структура. Соответственно папа-государство в психике будет выглядеть монстром (что бы не происходило на реальном плане).

Здесь весьма целительным может оказаться Анимус терапевта и хорошая поддерживающая отцовская установка как контрпереносная позиция.

Религиозный инстинкт

Одна из классических проблем современности христианского мира – это поддержание образа страдальца как достойного всяких похвал человека. Как мы понимаем, здесь мы имеем дело с интроецированной мазохистической позицией. Это естественный религиозный интроект христианства, постулирующего последние две тысячи лет «спасение» через страдание. Здесь нам в терапии важно увидеть этот паттерн. Важно осознать, что в человеке таким образом проявляется его религиозный инстинкт. Религиозный инстинкт означает стремление соединения с божественным, восстановления утраченной связи. Это естественная часть любого человека, проистекающая из его сути – Самости как части неумопознаваемого божественного. Нам как терапевтам важно видеть суть происходящего и уважать источник проявлений в клиенте – инстинктивную духовную часть.

В терапии такой человек будет всегда страдальцем, обиженным, униженным, непонятым и, обязательно, непринятым. Непринятость мы увидим обязательно в случае с религиозным инстинктом, так как его основа – стремление к воссоединению-принятию божественными силами.  И здесь мы тоже найдём огромное количество реальной силы оставаться страдальцем и отказываться от помощи.

Когда контакт с клиентом станет прочным, и мы будем уверены в крепости его Эго для конфронтирующих интерпретаций, мы можем перейти в активную позицию по отношению к его позиции бессилия. Здесь мы можем подсветить клиенту, что приравнивает себя к Богу в своих страданиях и нет ли здесь инфляции? Можно пообсуждать в чём ещё он хочет быть как сам Иисус. При крепком Эго мы можем и в трансовых состояниях посмотреть на то, как отреагируют божественные образы бессознательного на мазохистичные жертвоприношения клиента. Нам важно перенаправить религиозный инстинкт клиента на процесс со-творения из позиции «Я могу».

Персона

Персону как источник бессилия я рассматриваю после религиозного инстинкта намеренно. Важно отличать истинный религиозный инстинкт от истероидной демонстративной Персоны клиента. Здесь мы увидим бессилие, как одобряемый социумом ориентир. Действительно, если сосед гол и бос, без работы и с провалившейся крышей, принято его обязательно жалеть и сочувствовать. А если ты миллионер, у тебя много друзей и красавица жена, то, конечно, ты сволочь последняя, стибрившая деньги с женой-проституткой. Естественно, как же иначе (надеюсь, с сарказмом Вы знакомы 😊). Демонстрировать немощность ещё считается выгодным с позиции магического мышления: вдруг сглазят!

В любом случае, здесь мы увидим персонную часть, с большой вероятностью склонности к манипулятивному типу поведения. Прекрасный пример – несчастные немощные жёны алкоголиков. Так же здорово рассказывать всем вокруг, какая муж сволочь и получать сочувствие. Сильно углубляться в тему созависимости я не буду, потому что там достаточно работающих в параллели других механизмов. Но демонстративность там тоже присутствует, вопрос в степени. Как Вы понимаете, здесь бессилие – это уже имидж. Святое! На этом имидже уже завязан круг общения и на нём же строится паттерн семейного и профессионального функционирования. Защищать свой стиль жизни будет с усердием и силой, про которую хочется сказать: эту бы энергию да в мирных целях.

Естественно, здесь мы будем работать с социальными и семейными интроектами, перефокусируя клиента на вероятность других паттернов поведения. Это в когнитивном ключе. С архетипической точки зрения, мы будем вызволять Эго из захвата Персоной и соединять его с Самостью.

Удачи в переориентации силы бессилия на благие цели!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/