Найти в Дзене

Симфония мужества — исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича — произведения, ставшего символом мужества и стойкости защитников города. Это событие вошло в историю как акт духовного сопротивления и мощный знак непоколебимой воли советского народа в годы Великой Отечественной войны. Седьмая симфония, известная как «Ленинградская», была написана Шостаковичем в первые месяцы войны, когда он сам находился в осаждённом городе и участвовал в обороне: строил противотанковые укрепления, тушил зажигательные бомбы, дежурил на крышах домов. Композитор стремился выразить в музыке ужасы нацизма и несгибаемый дух сопротивления. Симфония стала не просто художественным произведением, а символом борьбы и надежды, объединяя всех жителей города и вдохновляя на дальнейшую оборону. Это, безусловно, стало одним из знаковых культурно-исторических и политических событий Великой Отечественной и Второй мировой войны. Дирижер оркестра Ленинградского радиокомит
Оглавление

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича — произведения, ставшего символом мужества и стойкости защитников города. Это событие вошло в историю как акт духовного сопротивления и мощный знак непоколебимой воли советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича
Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича

Создание и значение симфонии

Седьмая симфония, известная как «Ленинградская», была написана Шостаковичем в первые месяцы войны, когда он сам находился в осаждённом городе и участвовал в обороне: строил противотанковые укрепления, тушил зажигательные бомбы, дежурил на крышах домов. Композитор стремился выразить в музыке ужасы нацизма и несгибаемый дух сопротивления. Симфония стала не просто художественным произведением, а символом борьбы и надежды, объединяя всех жителей города и вдохновляя на дальнейшую оборону.

Это, безусловно, стало одним из знаковых культурно-исторических и политических событий Великой Отечественной и Второй мировой войны. Дирижер оркестра Ленинградского радиокомитета - единственного симфонического коллектива, оставшегося в городе, - Карл Элиасберг понимал, что исполнение симфонии, которая транслировалась из Ленинграда в другие города Советского Союза и на Запад, должно было вызывать не только чувство сострадания к изможденным, находящимся в осажденном городе людям, но и продуцировать абсолютную уверенность в том, что именно за ними будет победа. Что и произошло.
(Юлия Кантор, историк)

Организация исполнения в блокадном Ленинграде

Исполнение было организовано главным дирижёром К. И. Элиасбергом, который сумел собрать оркестр из оставшихся в городе музыкантов и даже пригласить артистов с передовой. Партитура была доставлена в Ленинград специальным самолётом летом 1942 года, несмотря на все сложности блокады. Репетиции проходили в условиях постоянной угрозы авиаударов и артобстрелов, музыканты жили на казарменном положении, получая минимальное количество пищи — всего 150 граммов хлеба в сутки.

-2

День исполнения и его значение

9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии прозвучала Седьмая симфония. Во время концерта артиллеристам Ленинградского фронта был отдан приказ подавлять огонь немецких батарей, чтобы музыка звучала без помех. Симфонию транслировали по радио и громкоговорителям города, ее слышали не только жители, но и осаждающие войска противника. Это был мощный психологический удар по врагу и вдохновляющий момент для защитников города.

Чарли Чаплин поздравляет "величайшего музыкального гения, ныне существующего в России", Дмитрия Шостаковича. Фото: Архив внешней политики МИД РФ
Чарли Чаплин поздравляет "величайшего музыкального гения, ныне существующего в России", Дмитрия Шостаковича. Фото: Архив внешней политики МИД РФ
Телеграмма, в которой американский певец Поль Робсон передает горячий привет "русскому народу - истинному авангарду нового свободного мира". Фото: Архив внешней политики МИД РФ
Телеграмма, в которой американский певец Поль Робсон передает горячий привет "русскому народу - истинному авангарду нового свободного мира". Фото: Архив внешней политики МИД РФ

Впечатления очевидцев

Валериан Богданов-Березовский, композитор и друг Шостаковича, присутствовавший на концерте, описал его как «бурный и страстный», отметив, что музыка вселяла в слушателей уверенность и силу духа. Сам Шостакович, несмотря на опасность, писал: «Я иду защищать свою страну и готов отдать всего себя ради победы». Эти слова отражают не только его личное мужество, но и дух всего блокадного Ленинграда.

Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича - в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения.
(Алексей Толстой, писатель)

Заключение

Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде — это не просто музыкальное событие, а символ несгибаемой воли, мужества и надежды. Эта симфония стала голосом города, который, несмотря на голод, бомбежки и смерть, не сдался и продолжал бороться за жизнь и свободу. Вечером 9 августа 1942 года музыка Шостаковича стала гимном Победы, которая тогда ещё была впереди, но уже ощущалась всей мощью человеческого духа