Многие даже не слышали об этом заболевании. У других она ассоциируется с беднейшими странами третьего мира. Третьи машут рукой: ну, инфекция и инфекция, типа сейчас всё лечится.
Однако не случайно холера отнесена к инфекциям, которые принято называть особо опасными.
Особо опасные инфекции (ООИ) — группа инфекционных заболеваний, представляющих исключительную эпидемическую опасность. Те инфекции, которые могут стать причиной чрезвычайной ситуации в мировом масштабе. То есть, это высококонтагиозные (ими легко заразиться), быстро распространяющиеся инфекции с большой летальностью и/или инвалидизацией.
Впервые список ООИ был составлен ВОЗ в 1969 году и до 1981 года в нём было три заболевания: чума, холера, сибирская язва. В XXI веке этот перечень сильно расширили.
На сегодняшний день к ООИ относятся:
натуральная оспа, полиомиелит, вызванный диким вирусом, человеческий грипп, вызванный новым подтипом, тяжёлый острый респираторный синдром (ТОРС или SARS) — «болезни, которые являются необычными и могут оказать серьёзное влияние на здоровье населения»;
чума (лёгочная форма), холера, жёлтая лихорадка, геморрагические лихорадки — «болезни, любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьёзное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах».
В перечень вернули натуральную оспу. Хоть её и искоренили благодаря тотальной вакцинации, но исключить вероятность, что где-то в мире существует лабораторный штамп, всё-таки нельзя. В нашей стране к ООИ причисляют ещё и сибирскую язву.
Вернёмся к холере. Чем же она так страшна, что попала в список ООИ?
Холера – это острое инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи. Поражает тонкий кишечник, вызывает нарушение водно-солевого обмена, что приводит к обезвоживанию и развитию гиповолемического шока.
Гиповолемический шок – это критическое состояние, связанное со значительным уменьшением объëма циркулирующей крови (ОЦК).
Уменьшение ОЦК происходит в результате быстрой потери воды и электролитов (калий, натрий) при неукротимой рвоте или профузной диарее вследствие осложнения некоторых инфекционных болезней (например, холера и ротавирус).
При шоке нарушается обеспечение тканей питательными веществами, это приводит сначала к функциональным, а затем к органическим изменениям в жизненно важных органах и системах.
Возбудитель холеры – холерный вибрион, относящийся к грамотрицательным бактериям. Имеет форму запятой с одним длинным жгутиком, подвижный, хорошо переносит низкие температуры и замораживание. В тëплое время года размножается в воде. Некоторые биотипы длительно сохраняются и размножаются в воде, иле, организмах обитателей водоëмов. Под влиянием света, воздуха, при высушивании погибает в течение нескольких дней. При кипячении – через одну минуту. Вибрионы чувствительны ко всем дезсредствам, даже в слабых концентрациях.
Источник инфекции – больные и переболевшие носители, продолжающие выделять вибрионы. Вибрионы выделяются с фекалиями, рвотными массами. Эпидемии холеры бывают водные, пищевые, контактно-бытовые и смешанные.
Механизм передачи: фекально-оральный, пути передачи водный, пищевой. Восприимчивость к холере высокая и достигает 100% — человек, контатировавший с больным холерой или обсеменëнным предметом гарантированно заразится.
Патогенез. Холерные вибрионы проникают в организм через рот с инфицированной водой или пищей и попадают в тонкий кишечник.
В просвете кишечника бактерии интенсивно размножаются, выделяют энтеротоксин, под воздействием которого в эпителии кишечника активируется фермент, он повышает секрецию воды и электролитов. Это приводит к потере жидкости с испражнениями и рвотными массами. Следовательно, падает объëм циркулирующей крови, нарушаются процессы микроциркуляции, метаболизма тканей – наступает гиповолемический шок.
Помимо жидкости, теряются электролиты. Дефицит калия приводит к нарушению функции миокарда, поражению печени, парезу кишечника.
Клиника. Инкубационный период длится 1–7 дней. Чем короче этот период, тем тяжелее болезнь.
Начало заболевания острое. Первые проявления – внезапно появившийся понос, преимущественно в ночные или утренние часы. Дефекация безболезненная.
В течение первых часов в стуле ещë можно различать остатки фекалий, затем он становится водянистым, мутным, без запаха. В нëм появляются беловатые зëрнышки, величиной с зерно риса, откуда и название «рисовый стул». Эти зëрна содержат лейкоциты, капли жира и клетки эпителия тонкого кишечника. Испражнения содержат большое количество холерных вибрионов.
Число испражнений увеличивается, как и их количество. Потеря жидкости может доходить до 5–6 литров в сутки.
Затем присоединяется обильная внезапная рвота фонтаном. Рвота опасна не только из-за потери жидкости и электролитов, но и потому, что приëм медикаментов и жидкости через рот становится невозможен. Рвотные массы через несколько часов тоже приобретают характер рисового отвара.
При этом болей в животе нет. Самую большую проблему представляет обезвоживание (дегидратация).
Тяжесть дегидратации определяется по степеням.
1 степень: дегидратация выражена незначительно.
2 степень: снижение массы тела на 4–6%, уменьшение числа эритроцитов и падение уровня гемоглобина, ускорение СОЭ. Больные жалуются на резкую слабость, головокружение, сухость во рту, жажду. Губы и пальцы рук синеют, появляется осиплость голоса, вплоть до полного исчезновения, возможны судорожные подëргивания икроножных мышц, пальцев, жевательных мышц. Связаны они с потерей воды и электролитов, особенно калия.
3 степень: потеря массы тела 7–9%, все перечисленные симптомы обезвоживания усиливаются. При падении артериального давления возможен коллапс, температура тела снижается до 35,5–36 градусов С0, может совсем прекратиться выделение мочи. Кровь от обезвоживания сгущается, понижается концентрация в ней калия и хлора.
4 степень: потеря жидкости составляет более 10% массы тела. Заостряются черты лица, появляются "тëмные очки" вокруг глаз. Кожа холодная, сухая на ощупь, синюшная, собирается в складки, которые не разглаживаются (рука прачки). Продолжительные тонические судороги. Больные в состоянии прострации, развивается шок. Тоны сердца резко приглушены, выслушивается систолический шум, возможна экстрасистолия, артериальное давление резко падает. Температура снижается до 34,5 градусов С0. Нередки летальные исходы.
Диагностика. Бактериологическое исследование испражнений, рвотных масс, желудочного содержимого. Взятый материал нужно срочно направить в лабораторию, так как холерные вибрионы быстро гибнут.
Лечение. В основе лечения лежит восполнение потерянной жидкости и электролитов. Если у больного нет рвоты, то можно его отпаивать. Жидкость дают часто небольшими порциями. В состав раствора должны входить хлорид натрия, сода, хлорид калия, глюкоза, вода. Температура воды 40–42 С0. В рацион должны быть включены продукты, содержащие большое количество солей калия (курага, томаты, картофель).
При более тяжëлой степени обезвоживания солевые растворы вводят внутривенно. После выведения больного из состояния шока присоединяют антибактериальную терапию.
Прогноз при своевременном и адекватном лечении благоприятный.
Профилактика заключается в контроле за источниками водоснабжения, удалении и обеззараживании нечистот.
Существует также вакцина от холеры.