Найти в Дзене
Просто Жить

Перенес три инфаркта и прожил 101 год. Секреты долголетия врача Максима Дудченко

– Свой столетний день рождения я встретил на работе. Мое утро, как обычно, началось с обхода пациентов. В этот день на обход со мной отправились журналисты. Они спрашивали у моих пациентов, сколько, по их мнению, мне лет. Одни говорили, что мне семьдесят, а другие называли меня восьмидесятилетним. Мой же настоящий возраст вызвал у пациентов изумление, – о таком случае рассказывал врач-долгожитель Максим Дудченко. В тот день Максим Дудченко в свой адрес слышал лишь один вопрос: «Как вам удалось прожить так долго и сохранить активность?» Немного задумавшись, врач ответил: «Теперь, оглядываясь на свою жизнь, я склоняюсь к тому, что свою роль в этом сыграли определенные факторы». Максим Дудченко говорил, что ни разу за всю жизнь он не кривил душой. От своего отца он часто слышал: «Всегда будь на стороне правды, и с тобой ничего плохого не случится». Долгожитель замечал: «Этот наказ спасал мою жизнь не один раз». – Я рос в большой семье. У меня было четыре брата и одна сестра. Когда я училс
Оглавление
На фото Максим Дудченко в 100-летнем возрасте.
На фото Максим Дудченко в 100-летнем возрасте.

– Свой столетний день рождения я встретил на работе. Мое утро, как обычно, началось с обхода пациентов. В этот день на обход со мной отправились журналисты. Они спрашивали у моих пациентов, сколько, по их мнению, мне лет. Одни говорили, что мне семьдесят, а другие называли меня восьмидесятилетним. Мой же настоящий возраст вызвал у пациентов изумление, – о таком случае рассказывал врач-долгожитель Максим Дудченко.

В тот день Максим Дудченко в свой адрес слышал лишь один вопрос: «Как вам удалось прожить так долго и сохранить активность?» Немного задумавшись, врач ответил: «Теперь, оглядываясь на свою жизнь, я склоняюсь к тому, что свою роль в этом сыграли определенные факторы».

«Этот наказ спасал мою жизнь не один раз»

Максим Дудченко говорил, что ни разу за всю жизнь он не кривил душой. От своего отца он часто слышал: «Всегда будь на стороне правды, и с тобой ничего плохого не случится». Долгожитель замечал: «Этот наказ спасал мою жизнь не один раз».

– Я рос в большой семье. У меня было четыре брата и одна сестра. Когда я учился в шестом классе, мой отец умер. Это было голодное время, и мне пришлось уйти из школы. Нужно было работать, кормить себя, помогать матери. Так как мужчин в нашем колхозе почти не осталось, мне предложили здесь работу. Несколько месяцев я пас коров, потом два года работал счетоводом, получая в месяц сто рублей, – вспоминал Максим Дудченко.

Однажды по дороге на работу Максим Дудченко встретил своего родственника. От него он получил еще один наказ: обязательно окончить школу. Так Максим снова стал учеником. Зная о материальных трудностях семьи Дудченко, в школе Максиму предложили параллельно с учебой работать старшим пионервожатым. За эту работу он ежемесячно получал 115 рублей. Но эта должность приносила Максиму Дудченко много неприятностей и волнений.

– Однажды ко мне подошла одна ученица и сказала, что ей уделяет знаки внимания завуч школы. Я заступился за школьницу. Вскоре завуча уволили. Но дело на этом не закончилось. Мне предложили отказаться от тех слов, которые я сказал о завуче. Но я знал, что со мной правда, и стоял на своем. Дело приняло такой оборот, что меня собирались отчислить от школы. Однако за меня заступились ученики и учителя, и все обошлось, – говорил Максим Дудченко.

Школу он окончил с отличием. Максиму тут же предложили новую работу – заведовать школьной библиотекой. Здесь ему обещали платить все тех же 115 рублей. Максим понимал, что этих денег не хватит, чтобы помогать своим братьям и сестрам. И тогда он решил подать документы в военно-медицинскую академию в Ленинграде. Выбирая профессию врача, сначала он руководствовался только материальной стороной: студентам первокурсникам этой академии платили стипендию в размере 300 рублей.

Так как Максим Дудченко был отличником, его зачислили в студенты без экзаменов. Но через полгода он понял, что выбрал не свою профессию. Максим решил оставить учебу, но в то время это было можно сделать только по состоянию здоровья.

– Уже тогда меня беспокоило мое сердце. Я пришел к своему врачу в академии. Мне назначили лечение. Но когда я сказал, что хочу отчислиться из академии по состоянию здоровья, мне указали на дверь, не удовлетворив моей просьбы. Я продолжил обучение и постепенно благодаря моим преподавателям полюбил свою профессию, и она стала для меня самой лучшей в мире, – отмечал долгожитель.

Когда Максим Дудченко окончил второй курс академии, началась война. Студенты академии остались в Ленинграде. Долгожитель вспоминал, что каждый студент ежедневно получал похлебку, сто двадцать пять грамм хлеба и полкилограмма сахара ежемесячно. Одновременно с учебой они оказывали помощь людям в госпиталях. Студенты сидели то за партой, то в траншеях.

-2

«Это точно способствует долголетию»

Максим Дудченко говорил, что на своем веку он перенес три инфаркта. Но всякий раз он возвращался к работе. Потому что страшнее рубцов на сердце для него было бездействие мозга.

– Запомните, что мозг главнее сердца. Он управляет нашим телом. И если не заставлять работать свой мозг, то в старости будут не только проблемы с памятью, но и физическим здоровьем. Я замечаю эту тенденцию и в молодых людях. Когда мы были студентами, мы все должны были помнить без книг. На лекциях нам запрещалось пользоваться учебниками. Поэтому и с памятью у нас проблем не было. Сегодня же все студенты в книгах и телефонах, и память у них гораздо хуже, – такими наблюдениями делился Максим Дудченко.

Чтобы тренировать свой мозг, Максим Дудченко консультировал пациентов, обучал студентов даже в столетнем возрасте. Он написал несколько сотен научных статей и четыре книги. Долгожитель говорил, что, обучая студентов, он держит свой мозг в тонусе. В этом он видел и еще один плюс. Максим Дудченко замечал, что находясь рядом с молодыми, общаясь с ними, он и сам чувствует себя моложе.

По словам долгожителя, он не был спортивным человеком. Но все же у него были обязательные физические нагрузки, от которых врач не отказывался практически до конца своей жизни. Каждый день ходил на работу и возвращался с нее пешком, проходя пешком в одну и во вторую сторону по три километра. Следил долгожитель и за своей осанкой. Он говорил, что она не только делает нас моложе и стройнее, но и помогает дольше сохранять свое здоровье.

– Чтобы моя осанка не ухудшалась с возрастом, каждый день я выполняю на турнике, который установлен у меня в дверном проеме кухни, два упражнения. Сначала я берусь двумя руками за перекладину, а мои ноги стоят на полу. Не отрывая ног от пола, я прогибаю корпус вперед и назад по двадцать раз. Во втором упражнении я вишу на турнике на руках, делая при этом двадцать небольших колебательных движений вперед-назад. Эти упражнения помогают мне держать спину ровно даже в столетнем возрасте, – говорил Максим Дудченко.

-3

Максим Дудченко признавался, что в питании он себя не ограничивал, если не считать голодные тридцатые годы и время блокады. Любимым блюдом долгожителя была жареная картошка и яичница. Максим Дудченко избегал лишь острых блюд из-за проблем с желудком. На его столе также всегда были молочные продукты. Долгожитель ел много хлеба.

– А еще я старался беречь свою нервную систему. Потому что волнение вредит нашему организму больше, чем неправильное питание. Я не испытываю какой-то особой радости, когда в моей жизни происходит что-то хорошее и необычное, но я стараюсь и не огорчаться, когда происходит какая-то неприятность. А их в моей жизни было немало. Наверное, такое отношение к жизни и можно назвать оптимизмом. Это точно способствует долголетию, – замечал долгожитель. Максим Дудченко прожил 101 год.