Найти в Дзене

Саграда Фамилия. Фасад Рождества

Самая оригинальная в Европе церковь Святого Семейства, или Саграда Фамилия, была задумана Антонио Гауди как гигантская евангельская энциклопедия – собрание сюжетов и образов Нового Завета. Гауди разработал грандиозный проект храма в неоготическом стиле. Для его украшения предполагалось возвести 18 башен, символизирующих 12 апостолов, четырёх евангелистов, Иисуса (центральная 170-метровая башня) и Деву Марию (чуть меньшая по размерам колокольня). Три главных фасада должны были рассказывать о разных эпизодах из жизни Иисуса: Рождество Христово, Страсти Господни, Воскресение Христово (Слава Божья). Все три фасада Гауди намеревался оформить в едином стиле. Планировалось украсить фасады огромными скульптурами и витражами на библейские темы. Фасад Рождества (исп. La Fachada del Nacimiento) начали возводить в 1892 году. Гауди решил строить этот фасад первым, так как рождение Христа хронологически предшествует другим темам. Также Гауди считал, что людям будет сложно принять тяжёлый сюжетно и
Оглавление
Фасад Рождества
Фасад Рождества

Самая оригинальная в Европе церковь Святого Семейства, или Саграда Фамилия, была задумана Антонио Гауди как гигантская евангельская энциклопедия – собрание сюжетов и образов Нового Завета. Гауди разработал грандиозный проект храма в неоготическом стиле. Для его украшения предполагалось возвести 18 башен, символизирующих 12 апостолов, четырёх евангелистов, Иисуса (центральная 170-метровая башня) и Деву Марию (чуть меньшая по размерам колокольня). Три главных фасада должны были рассказывать о разных эпизодах из жизни Иисуса: Рождество Христово, Страсти Господни, Воскресение Христово (Слава Божья). Все три фасада Гауди намеревался оформить в едином стиле. Планировалось украсить фасады огромными скульптурами и витражами на библейские темы.

Фасад Рождества (исп. La Fachada del Nacimiento) начали возводить в 1892 году. Гауди решил строить этот фасад первым, так как рождение Христа хронологически предшествует другим темам. Также Гауди считал, что людям будет сложно принять тяжёлый сюжетно и более скромный по отделке Фасад Страстей. Он опасался, что жестокие сцены истязания на фасаде Страстей оттолкнут публику от его проекта. Поэтому Гауди решил начать с чего-то более грандиозного и богато украшенного.

Фасад Рождества, посвящённый радостному событию рождения Иисуса, - это единственный фасад храма, завершённый под непосредственным руководством Гауди. Декор фасада организован вокруг трёх дверных порталов, посвящённых богословским добродетелям: Вере, Надежде и Милосердию или Христианской любви.

Фасад Рождества. Три входа (портала) в храм. Фото автора
Фасад Рождества. Три входа (портала) в храм. Фото автора

Фасад Рождества очень ажурный и отличается смягчённым рельефом.

Фасад Рождества. Фото автора
Фасад Рождества. Фото автора

Он фокусируется на самой человечной и знакомой стороне Иисуса. Элементы декора, такие как инструменты, растения и домашние животные, напоминают о жизни.

Фасад Рождества. Фрагмент декора. Фото автора
Фасад Рождества. Фрагмент декора. Фото автора

Фасад Рождества отражает любовь архитектора к природе, где в скульптуре запечатлены около 100 видов растений и животных. Множество фигур в натуральную величину в реалистичной, скорее наглядной, чем художественной форме иллюстрируют житие Христа.

Фасад Рождества. Фото автора
Фасад Рождества. Фото автора

Над порталом Надежды, расположенным слева, представлены сцены обручения Марии и Иосифа, Бегства в Египет и Избиения младенцев, а его навершие символически представляет гору Монтсеррат (исп. Montserrat) с надписью “Спаси нас”.

Фасад Рождества. Портал Надежды
Фасад Рождества. Портал Надежды

Правый портал Веры украшен скульптурными картинами “Встреча Елизаветы с Богоматерью”, “Иисус и фарисеи”, “Введение в храм” и “Иисус, работающий в мастерской плотника”.

Портат Веры
Портат Веры

Над центральным порталом Милосердия, под рождественской звездой, расположены скульптурные группы” Рождение Иисуса” и “Поклонение пастухов и волхвов”, а над ними – фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Христа, сцены Благовещения и Коронации Девы Марии и др.

Портал Милосердия
Портал Милосердия

Портал Милосердия разделяет средник в виде древа Иессея , на котором представлена генеалогия Христа.

Фасад Рождества. Трубящие ангелы
Фасад Рождества. Трубящие ангелы

Высоко над порталом вознеслось символизирующее церковь и её паству увенчанное крестом кипарисовое дерево в окружении птиц.

Фасад Рождества. Кипарисовое дерево. Фото автора
Фасад Рождества. Кипарисовое дерево. Фото автора

Древо Жизни. Фото автора
Древо Жизни. Фото автора

Три портала разделяют две колонны. В основании колонн изображена черепаха – одна сухопутная, другая морская – как символ времени и вечности.

Черепаха - символ вечности
Черепаха - символ вечности

Морская черепаха. Фото автора
Морская черепаха. Фото автора

В отличие от черепах, по обеим сторонам фасада размещены хамелеоны – символы перемен.

Хамелеон - символ перемен
Хамелеон - символ перемен

Кульминацией фасада являются башни – колокольни, посвящённые Святому Матфею, Святому Иуде Фаддею, Святому Симону и Святому Варнаве. Возвышающиеся над порталами на высоту около 100 метров, башни имеют веретенообразную форму, заданную структурой находящихся внутри винтовых лестниц. В верхней части башен Гауди предполагал подвесить трубчатые колокола, чей звон должен был сочетаться со звучанием пяти установленных в интерьере органов.

Фасад Рождества с башнями. Фото автора
Фасад Рождества с башнями. Фото автора

В верхней части каждой из колоколен можно прочесть расположенные сверху вниз слова “Hosanna Excelsis”(Спасение Высшие), над которым возвышаются полихромные шпили, украшенные стилизованным изображением символов епископского сана – кольца, митры, посоха и креста, а также начальной буквой каждого апостола.

Вершины башен апостолов символизируют епископские атрибуты: митру, посох и перстень.
Вершины башен апостолов символизируют епископские атрибуты: митру, посох и перстень.

Три портала имеют четыре двери, так как центральная дверь на портале Милосердия двойная. Двери фасада Рождества спроектировал японский скульптор Эцуро Сотоо. Они выполнены из полихромной бронзы и хрусталя и украшены растениями, насекомыми и мелкими животными. Центральная двойная дверь украшена плющом – символом послушания –и цветами тыквы – символом брака, а розы на обеих дверях изображают инициалы J и M (Иосиф и Мария).

Двери портала Милосердия разделяет средник в виде древа Иессея , на котором представлена генеалогия Христа. Фото; Por Canaan - Trabajo propio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=58260444
Двери портала Милосердия разделяет средник в виде древа Иессея , на котором представлена генеалогия Христа. Фото; Por Canaan - Trabajo propio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=58260444

Дверь портала Надежды украшают рельефные изображения травы. Там есть тростник, как у реки, которую переходили Иосиф и Мария с младенцем, спасаясь бегством в Египет.

Дверь портала Надежды. Фото: Por Canaan - Trabajo propio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47223419
Дверь портала Надежды. Фото: Por Canaan - Trabajo propio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47223419

Дверь портала Веры украшают бутоны и листья диких роз без шипов. Розы без шипов отсылают нас к Святому Франциску Ассизскому. Обрызганные кровью святого розы лишились шипов. Среди насекомых и мелких животных, которые появляются на дверях, можно увидеть бабочек, муравьёв, мух, кузнечиков, жуков, стрекоз, пауков, ос, сверчков, пчёл, гусениц, многоножек, божьих коровок и т. д.

Дверь портала Веры. Фото: Por Canaan - Trabajo propio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47223398
Дверь портала Веры. Фото: Por Canaan - Trabajo propio, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47223398

Двери на портале Милосердия были установлены в 2014 году, на порталах Надежды и Веры в 2015 году. Этот фасад был выбран Антонио Гауди, чтобы дать общее представление о структуре и убранстве храма. Понимая, что воплощение грандиозного замысла потребует больше времени, чем одна человеческая жизнь, Гауди предпочёл построить полностью хотя бы один фасад во всей его вертикальности, чтобы у храма был завершённый образ, который будет поддерживать последователей, пытающихся закончить работу.

Фасад Рождества. Фото автора
Фасад Рождества. Фото автора

✔ Ещё статьи по этой теме:

✔ Возможно, Вам будет интересно:

ИСТОЧНИКИ:

1. https://es.wikipedia.org/wiki/Templo_Expiatorio_de_la_Sagrada_Familia

2. Топчий И. Гауди. Москва: Издательство «Директ-Медиа», 2014

3. Ипатова М.В. Прогулки по Барселоне. Москва: Издательство «АСТ», 2020

4. Москвин А.Г. Барселона и вся Каталония. Москва: Издательство «Вече», 2016

5. Весь Гауди. Барселона: Издательство«EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2009

6. Вся Барселона. Барселона: Издательство «EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2001

7. Лучшее из Барселоны. Барселона: Издательство «Ediciones A. CAMPAÑA»

8. Путеводитель Барселона. Москва: Издательство «АЯКС-ПРЕСС», 2019

#оливияортиз #оливияортизпутешествия #путешествия #путешествиесоливией #oliviaortiztravel #саградафамилия #храмсвятогосемейства #барселонасаградафамилия #барселона #антониогауди #достопримечательностибарселоны #архитектурагауди #гаудисаградафамилия #искупительныйхрам #фасадрождества #sagradafamilia