В России могут появиться новые основания для лишения водительских прав. Депутаты Госдумы предложили временно ограничивать право управления автомобилем для тех, кто уклоняется от выплаты компенсаций за ДТП. Законопроект уже внесён на рассмотрение и вызвал бурные дискуссии среди автомобилистов.
Суть инициативы:
- Ограничение прав при долге свыше 100 000 рублей.
- Мера коснётся прежде всего социально неблагополучных водителей.
- Исключение — мелкие долги до установленного лимита.
Зачем депутаты это придумали?
Ежегодно в России фиксируют сотни случаев, когда виновники аварий годами не выплачивают компенсации. Особенно остро проблема стоит с мигрантами и водителями, которые:
- Не имеют официального дохода.
- Оформляют автомобили на подставных лиц.
- Не владеют зарегистрированным имуществом.
Мнение автоюристов:
"Сейчас у приставов просто нет рычагов воздействия на таких должников, — поясняет автоюрист Сергей Радько. — Машина часто единственное, что их действительно волнует".
Мнение автоэкспертов из выкупа авто в Санкт-Петербурге:
Сейчас инициатива выглядит откровенно сырой. Нужно обсуждать такие решения с автомобилистами, автоюристами, страховщиками и дилерами.
Как будут лишать прав?
Механизм предложили сделать аналогичным существующей практике для алиментщиков:
- Потерпевший получает судебное решение о компенсации ущерба.
- Если выплаты нет более 3 месяцев — дело передаётся приставам.
- При сумме долга от 100 тыс. руб. — временно лишают прав.
Важный нюанс: законопроект предусматривает временное ограничение, а не полное лишение прав. В случае погашении долга водитель сможет вернуть удостоверение.
Кого затронет нововведение?
Всех виновников ДТП, ущерб которых не смогла покрыть страховка.
По статистике МВД, чаще всего от выплат уклоняются:
- Водители без постоянного места работы (23% случаев).
- Мигранты (17%).
- Автовладельцы, оформившие машину на родственников (12%).
"Особенно болезненной эта мера будет для таксистов и дальнобойщиков, — отмечает экономист Артём Сазонов. — Для них потеря прав означает потерю заработка".
При этом инициаторы закона почему-то не учитывают, что часть виновников ДТП не могут оплатить ущерб. Вместо помощи в разрешении проблемы депутаты просто предлагают строже карать.
Как изменится система страховых выплат?
Страховые компании уже готовятся к возможным изменениям. По данным РСА, каждый пятый иск по ОСАГО сейчас связан с взысканием ущерба сверх лимита страховки. Новый механизм может сократить число таких дел на 15-20%, считают аналитики.
"Виновники аварий станут серьезнее относиться к выплатам, когда поймут, что рискуют правами", — отмечает представитель крупной страховой компании.
Однако есть и обратная сторона: страховщики прогнозируют рост числа попыток оспорить размер ущерба в суде или затянуть процесс.
Риски злоупотреблений и способы защиты
Юристы предупреждают о потенциальных проблемах:
- Возможность ошибок при расчете суммы ущерба.
- Риск фиктивных исков со стороны мошенников.
- Сложности для водителей, которые объективно не могут выплатить крупную сумму.
"Закон должен предусматривать четкий механизм обжалования, — настаивает адвокат Марина Лебедева. — Иначе мы получим волну необоснованных ограничений".
Эксперты предлагают ввести обязательную досудебную экспертизу ущерба и право водителя на рассрочку платежа. Сейчас такие нормы в законопроекте не прописаны.
Альтернативные меры воздействия
Параллельно с законопроектом рассматриваются другие идеи:
- Введение реестра "проблемных" водителей для страховых компаний.
- Ограничение регистрации автомобилей на лиц с непогашенными долгами по ДТП.
- Обязательное страхование гражданской ответственности для всех водителей без исключений.
Вывод
Ещё одна спорная инициатива наших депутатов. С одной стороны, проблему с невыплатами в случае ДТП решать нужно. С другой стороны, предлагаемая инициатива выглядит непродуманной. Многие не платят не потому, что не хотят, а потому, что не могут.
Итог: возможно, законопроект нужен, но требует четких правил. Оптимальным выглядит вариант с обязательной экспертизой ущерба и правом на рассрочку при сумме долга свыше 100 тыс. рублей.
P.S. Окончательное решение по закону ожидается осенью 2025 года. Следим за развитием событий.