Найти в Дзене
КОЛЁСА.ру

Audi TT II (8J) с пробегом: пирог из стали и алюминия и проблемы безрамочных дверей

Первое поколение Audi TT в своей ДНК бережно хранило легкий налет веселой ежегодной катастрофы. Следующее поколение Tourist Trophy (именно это означают буквы ТТ) сделали заметно лучше, причем с широким применением алюминия. И теперь этот автомобиль в плане аэродинамики и управляемости на скоростных трассах стал соответствовать званию спорткара намного точнее. Ну а чего можно ожидать от подержанного Audi TT второго поколения сегодня, мы расскажем чуть ниже. Сейчас речь пойдет о кузове, салоне и электрике, а во второй части обзора – о моторах, трансмиссии и ходовой части. Техника Audi TT 8J построено на той же популярной платформе PQ35, что и, например, Volkswagen Golf V, Golf VI и, конечно же, Skoda Octavia II. А в общей сложности на платформе PQ35 и ее «расширенной» версии PQ46 в период с 2003 по 2017 годы концерн выпустил более 20 моделей. Очевидно, что технически ТТ близка к огромному количеству бестселлеров, что определенно упрощает ее эксплуатацию. Все автомобили на этой платформе

Первое поколение Audi TT в своей ДНК бережно хранило легкий налет веселой ежегодной катастрофы. Следующее поколение Tourist Trophy (именно это означают буквы ТТ) сделали заметно лучше, причем с широким применением алюминия. И теперь этот автомобиль в плане аэродинамики и управляемости на скоростных трассах стал соответствовать званию спорткара намного точнее. Ну а чего можно ожидать от подержанного Audi TT второго поколения сегодня, мы расскажем чуть ниже. Сейчас речь пойдет о кузове, салоне и электрике, а во второй части обзора – о моторах, трансмиссии и ходовой части.

Техника

Audi TT 8J построено на той же популярной платформе PQ35, что и, например, Volkswagen Golf V, Golf VI и, конечно же, Skoda Octavia II. А в общей сложности на платформе PQ35 и ее «расширенной» версии PQ46 в период с 2003 по 2017 годы концерн выпустил более 20 моделей. Очевидно, что технически ТТ близка к огромному количеству бестселлеров, что определенно упрощает ее эксплуатацию.

Все автомобили на этой платформе оснащались базовым передним приводом с поперечным рядно-линейным расположением агрегатов. Опционально на большинстве из них возможен и полный привод, реализованный подключением задней оси через муфту Haldex. В случае Audi TT кузов может быть либо трехдверным хэтчбеком, либо двухдверным и двухместным родстером с мягкой складной крышей. Да, ТТ – не настоящее купе, поскольку сзади у этого автомобиля не багажник, а целая дверь. Схема посадки – 2+2, то есть, задние места изначально не рассчитаны на взрослых пассажиров. Немцы назвали такой вариант Kombicoupe, что недалеко от истины. В отличие от большинства других машин на этой платформе, кузов TT на 68% по массе состоит из алюминия. Смесь стальных и алюминиевых элементов сложно описать словами, но я попробую. Основа передней части машины – почти целиком алюминиевая, лонжероны и пороги – из прессованных и литых алюминиевых профилей, стойки и стаканы – из листового алюминия с элементами из литого. Передние стойки и чашки подвески по большей части выполнены из литого алюминия. А вот пол в задней части кузова стальной, как и колесные арки, и внутренние панели самого кузова. Также из стали сделаны передние и задняя двери. Капот и передние крылья алюминиевые. Любопытно, что у следующего поколения все изменится: пол, лонжероны и моторный щит станут стальными, а из алюминия сделают все двери, внешние панели и пороги с передними стойками кузова.

Самые слабые моторы в линейке были доступны в переднеприводных вариантах ТТ, но основная масса этих машин – полноприводные. По подвескам и кузовам эти варианты друг от друга не отличаются. Передняя подвеска – МакФерсон, задняя – многорычажная. В числе опций присутствовали амортизаторы с магниторезистивной жидкостью, и все это дополнено очень продвинутой электроникой с развитой бортовой системой контроля и огромным количеством опций.

Из интересных моментов в технике ТТ стоит отметить линейку моторов. В нее входят не только рядные «четверки», как на большинстве соплатформенных машин, и даже не только VR6. В версии TT RS использовалась наддувная рядная «пятерка» серии EA855 мощностью 340 или 360 л.с. в стоке, а дорестайлинговым версиям машины достались и легендарные моторы EA113 2,0 TSI.

Хронология

Октябрь 2005 года. На Токийском автосалоне представлен концепт Audi Shooting Brake, который в общих чертах содержит дизайнерскую идею нового ТТ. От классической кормы Shooting Brake в дальнейшем отказались.

6 апреля 2006 года. На Женевском автосалоне представлено новое поколение Audi TT. На выбор предложили два мотора: 2,0 TFSI (200 л.с.) на машинах с передним приводом или 3,2-литровый FSI мощностью 250 л.с. на полноприводных автомобилях. Обе машины могут оснащаться как 6-ступенчатой МКП, так и 6-ступенчатым роботом S-tronic, известным нам как DSG DQ250. Кузов – трехдверный хэтчбек или двухдверный родстер.

Сентябрь 2006 года. Начало продаж. Двухлитровая версия также предлагается с полным приводом.

Октябрь 2007 года. Анонс Audi TT-S. Мощность нового двухлитрового мотора серии EA113 для этой версии составляет 272 л.с. TT-S предлагается только с полным приводом, но можно выбрать 6-ступенчатую МКП или 6-ступенчатую преселективную АКП.

Весна 2008 года. TT-S поступает в продажу.

Сентябрь 2008 года. Старт продаж дизельной версии автомобиля. В паре с двухлитровым дизелем мощностью 170 л.с. могут быть как 6-ступенчатая механическая коробка, так и 6-ступенчатый робот DSG. Привод – только полный. Эта версия предназначена лишь для европейского рынка. Базовой бензиновой версией становится модификация с мотором 1,8 TSI семейства EA888 (160 л.с.) в паре с 7-ступенчатой преселективной коробкой S-Tronic, более известной как DSG DQ200. Привод – только передний.

Февраль 2009 года. Представлена версия TT-RS с 2,5-литровым турбомотором (340 л.с.) в паре с 6-ступенчатой МКП.

Май 2010 года. На выставке AMI представлена рестайлинговая модель. Она отличается переработанными передней и задней оптикой, незначительными изменениями салона, новыми бамперами и порогами. Также значительно изменены комплектации и линейки моторов. Версия 2,0 TFSI на 200 л.с. заменяется на 2,0 TSI мощностью 211 л.с. новой линейки ЕА888. Версию с мотором VR6 объемом 3,2 л снимают с производства, а TT-RS получила 7-ступенчатую АКП серии DQ500.

Февраль 2012 года. Получила обновление версия TT-RS, мотор которой прибавил в мощности до 360 л.с.

Март 2014 года. Производство этого поколения Audi TT прекращено.

КузовВнешние панели

Почти все внешние панели у машины алюминиевые, а стальные тут только двери и задняя панель. На алюминиевых деталях основное внимание нужно обратить на наличие вздутостей краски и белые осыпания. Таким образом проявляют себя последствия неудачных ремонтов и давних повреждений ЛКП, особенно на стыке со стальными элементами вроде скоб замков и осей петель. Ну и, само собой, нужно проверить наличие следов былых кузовных ремонтов. Шансы на какие-то серьезные возрастные повреждения кузова без ДТП в истории минимальны, но расслабляться не стоит. К тому же все осложняется тем, что родное ЛКП на дорестайлинговых машинах имеет склонность облезать. Лак лежит плохо, и машины перекрашивают, чтобы сохранить внешний вид.

Коррозия стальных дверей уже вполне вероятна, и ее иногда легко заметить даже в нижних частях и под ручками. Заднюю панель увидеть почти невозможно: она прикрыта пластиком бампера и алюминиевыми панелями задних крыльев. Но в проеме багажника кое-что обнаружить реально, для этого нужно отогнуть уплотнитель и под внутренними крышками задних фонарей разглядеть стальную основу задка. Особое внимание придется обратить на толстый клеевой шов в проеме задней двери. Если задняя часть снизу сильно корродирует или кузов некачественно ремонтировали, то стык алюминиевой наружной и стальной внутренней панелей тоже начнет корродировать. И это будет хорошо заметно.

-2

Снизу

Почему-то большинство продавцов уверены, что у кузова стальные только двери. И поэтому предложение взглянуть на машину снизу они часто воспринимают в штыки. Мол, подвеска в отличном состоянии, скину немного на замену пары рычагов, а больше там смотреть нечего. На самом деле, это не так. Корма от задних сидений и до задней панели тут стальная, и потому коррозия вокруг топливного бака встречается достаточно часто. Еще может ржаветь клеевой шов между стальными и алюминиевыми компонентами. Как и многочисленные соединения на болтах, это крайне уязвимое место кузова. Коррозия стальной части, неизбежные в процессе эксплуатации смещения и нарушения герметизации швов, нагрузки от подвесок – все это может положить начало процессу разрушения алюминия на стыке со сталью. И это очень хорошо иллюстрируют собой машины уличного хранения из Москвы: агрессивная химия и время не щадят защитные слои, и белесо-зеленые выделения на кузове – это как раз следы будущей катастрофы. Наверное, теоретически можно расстыковать алюминиевую переднюю часть с задней стальной, восстановить контактные поверхности, снова использовать слои изолирующего герметика и клея, ввернуть сотни специальных шурупов, скрепляющих детали, и заново заизолировать швы. Однако большая часть владельцев даже не в курсе, что их автомобилям угрожает такая опасность. В какой-то степени их спокойствие обосновано, потому что металла в зоне контакта почти наверняка хватит еще на много лет. Но как потом ремонтировать, если алюминий в какой-то точке закончится? Или если от нагрузок шов начнет «дышать»? Пока с такими проблемами столкнулись единицы владельцев ТТ, и их решения оказывались далекими от идеальных.

При покупке же остается внимательно осмотреть внутренние задние арки, элементы крепления задней подвески и нишу багажника, особо пристально изучая все стыки.

Внутри кузова необходимо обратить внимание на состояние полов. Из-за безрамочных дверей герметичность кузова легко нарушается. Для попадания воды достаточно лишь схалтурить замку или стеклоподъемнику или просто оставить машину без питания в сервисе, где черствые люди выкатят ее для ожидания своей очереди под открытое небо. А для этого автомобиля мокрый напольный ковер – это причина потенциальных проблем самого капризного стыка кузова. Ну и возможных неисправностей электрики, куда без них.

Под капотом нужно тщательно осмотреть стойки подвески. Неоригинальные болты крепления стоек, рамки для изменения кастора, установка стальных растяжек и тому подобные эксплуатационные изменения и доработки приводят к выкрашиванию точек крепления передней подвески. Если есть возможность, желательно добраться до стыка литой части лонжерона и штампованной – там не должно быть окислов в значимом количестве. И еще стоит проверить состояние кузова под расширительным бачком и под трубками системы охлаждения: антифриз способствует разрушению ЛКП и алюминия.

-3

Оборудование кузова

В оборудовании кузова никаких особенных слабых мест у Audi нет, а качество исполнения традиционно неплохое. Однако некоторые типовые проблемы, свойственные автомобилям на платформе PQ35, все-таки присутствуют. Например, слабая ручка открывания капота, умирающий привод замка лючка бензобака и капризы дверных ручек. Большая радиаторная решетка и низкий передний бампер собирают камни и поребрики, трескаются и требуют регулярного ремонта, контроля состояния креплений и локеров. Фары пескроструятся, а линзы в них выгорают. Сейчас это уже не так страшно, тем более что светодиодные модули стоят дешево. Хуже, что иногда умирает модуль ДХО, а это в большинстве случаев лечится со вскрытием фары.

Основные характерные проблемы ТТ – это поломки стеклоподъемников и замков. Поскольку у безрамочной двери стекло при открытии чуть опускается, то износ механизма идет интенсивнее обычного, что заставляет постоянно быть начеку. Было бы очень хорошо иметь про запас трос или весь механизм в сборе. При отказе микровыключателя в замке открытие дверей становится «аварийным» – через залом уплотнителя. Ну и, конечно же, зимой стекла частенько примерзают к уплотнителям.

-4

Есть множество жалоб на трапецию стеклоочистителей, у которой выходит из строя редуктор. Протечки воды через уплотнения задней двери при мойке – это норма, причем даже нового уплотнителя надолго не хватает. Подогрев заднего стекла отказывается работать в первую очередь из-за поломки проводки в гофре, а автоматический спойлер начинает заедать с началом морозов.

-5

В целом каких-то серьезных недостатков у ТТ нет, а безрамочные двери и автоматический выдвижной спойлер – это как раз некоторые из тех элементов, ради которых в большинстве случаев и покупают этот автомобиль. И жаловаться на них бессмысленно.

-6

Салон

Ждать простора минивэна от салона Audi TT, разумеется, наивно. В остальном он хорош, но простоват. Поэтому, например, дефлекторы иногда стараются поставить более интересные, от рестайлинговой А3 – там они с необычной решеточкой и более яркие. В остальном – типичный фольксвагеновский салон с его идеальной эргономикой и налетом скуки. По качеству и поломкам – ничего необычного.

Раннее протирание боковины сиденья, сломанные полки багажника и очень затертый руль при небольших средних пробегах легко объяснить стилем вождения, жесткой подвеской и особенностями посадки. Сломанная защелка перчаточного ящика – это, скорее, родовая проблема платформы, а не следствие неаккуратного обращения. Стертый переключатель света говорит о том, что кто-то отключил у машины «скандинавский свет» или владелец был фанатом постоянного использования противотуманных фар. В остальном пластик прекрасно скрывает возраст, и салон машин с пробегом в 300 тысяч и аккуратным владельцем будет в лучшем состоянии, чем на машине с пробегом в 100 тысяч, но у человека, который ленился переносить ногу через порог и никогда в машине не убирался. Серебристые вставки на центральной консоли и некоторые царапающиеся панели иногда проще заменить – китайские стоят копейки. В итоге самым изношенным элементом салона часто выглядит мультимедийная система.

Заедающие заслонки климатики и их треск – типичное явление на машинах со старыми блоками климата. После рестайлинга подобные неприятности встречаются реже. Ресурс вентилятора отопителя не очень велик: скрипы и подвывания из-за подшипников и износа коллектора могут появиться при пробеге до 200 тысяч километров, но это можно легко и быстро отремонтировать. С точки зрения техники все это мало отличается от Golf V, и большая часть запчастей подходит и от него, и от Golf VI.

При покупке стоит проверить оригинальность сидений, руля и ремней безопасности. Модные ремни «от TT-S» и гоночные сиденья могут оказаться совсем не гоночного качества. Как и тюнинговые рули непонятного происхождения.

Некоторое внимание стоит уделить шумоизоляции и водоотводу. Дело в том, что по причине особенностей безрамочных дверей и очень тонкого напольного ковра машина получилась отнюдь не тихой. Оклейка салона и багажника «шумкой» часто на дает того эффекта, на который рассчитывает владелец. Последний может ничего не знать о повышенной структурной шумности алюминиевого кузова и рассчитывать, что отделается 20 килограммами звукоизоляции. При этом он не догадыватся, что заклеивание отверстий слива воды и ее накопление в объемах вызывают намокание напольного ковра и капиллярный эффект, поднимающий воду с алюминиевого пола до шва со стальной частью кузова.

Электрика

Когда-то электрика машин на платформе PQ35 казалась апофеозом сложности, а количество неприятностей в пересчете на машину в год неприятно поражало. Сейчас можно только порадоваться тому, что не очень лицензионные «Васи» и «Лаунчи» есть у каждого второго владельца, а система самодиагностики знает чуть ли не о каждой перегоревшей лампочке. Основные сложности на ТТ – износ генераторов, жгутов дверей, блоков розжига, подкапотной проводки, матов обогрева сидений и обогрева заднего стекла. Еще сюда же можно отнести уже упомянутые выше замки, стеклоподъемники и фары. Все решается не всегда дешево, но довольно быстро. Не особенно удачные жгуты парктроников, датчиков колодок и прочих систем доступны и новыми, и «бэушными». Неудачный усилитель Bose в случае поломки менять необязательно, его можно отремонтировать – обычно там сгорает одна микросхема TDA7575PD. На фоне проблем более новых машин все электрические неприятности Audi ТТ второго поколения кажутся детским копеечным лепетом.

-7

Промежуточный итог

Audi ТТ многим нравится вполне заслуженно. Не только потому, что это маленькая, легкая, спортивная машина, и ее можно бесконечно тюнинговать. Она хороша еще и тем, что у нее почти алюминиевый кузов с минимумом потенциальных проблем и типично фольксвагеновский удобный салон. А еще ТТ – это конструктор. Но о последнем мы расскажем во второй части, где речь пойдет о моторах, трансмиссии и ходовой части второго поколения этой Audi.