Многие гоночные технологии, как правило, находили применение в обычных дорожных автомобилях. А зачастую специальные инжиниринговые компании, выполняя заказ крупных производителей, внедряли свои разработки напрямую в серийные версии спортивных машин. Компания Cosworth, основанная в 1958 году Майком Костином и Китом Даквортом, была ведущим специалистом в области гоночных моторов, но речь пойдёт не о гонках, а о тех замечательных двигателях, которые достались обычным серийным машинам. Например таким:
Ford Escort RS1600 Mk I (1970-1974)
Когда дело дошло до поиска нового силового агрегата для замены в Ford Escort лотусовского Twin Cam, боссы сразу обратились в правильное место: Cosworth Engineering. Благодаря финансированию со стороны Ford компания Cosworth разработала легендарный двигатель DFV V8, который с момента своего появления в 1967 году, завоевал мир Формулы-1. А до этого Cosworth также разработала двигатель FVA, который стал основным двигателем 1,6-литровой эры Формулы-2. В Ford решили, что серийная версия четырёхцилиндрового двигателя FVA идеально подойдёт для модели Escort и в результате появился двигатель Cosworth BDA (серия A с ременным приводом), который эффективно сочетал в себе серийный чугунный блок Ford Kent и гоночную 16-клапанную алюминиевую головку.
Эскорт с двигателем Cosworth BD получил название RS1600 (Rallye Sport), его мощность составляла 115-122 л.с., максимальная скорость достигала 187 км/ч и при весе 750 кг разгон до сотни занимал 8,4 сек. Для дорожных машин были доступны комфортные опции: дополнительную шумоизоляцию, плюшевый ковёр с длинным ворсом, мягкие передние сиденья с «контурным» профилем, центральную консоль с подстаканниками и радио, обогрев заднего стекла и проч. А для гоночных была уготована блестящая спортивная судьба, все достижения в кольцевых гонках и ралли выходят за рамки данной статьи. Всего было выпущено 1137 Ford Escort RS1600 Mk1.
Chevrolet Vega (1975-1976)
К середине 70-х, когда эпоха масл-каров уже закатилась, а отношение к субкомпактным автомобилям иностранного производства уже не вызывало тошноты, в GM задумались о создании спортивной версии малолитражки собственного производства. В 1970 году на рынок США вышел Chevrolet Vega с 4-цилиндровым 2,3-литровым мотором мощностью 90 сил, который разгонял Вегу до сотни за 12.3 секунды. Этого было достаточно, чтобы обгонять всякие там Короллы, Датсуны и Жуки и было на уровне более прожорливого 3,2-литрового AMC Gremlin. И тут руководству GM пришла в голову шальная идея: почему бы не адаптировать гоночные двигатели Chevrolet, которые устанавливались на болиды Ф-2, для дорожной машины. Англичане взялись за эту работу и первая версия двигателя с 16-клапанной головкой Cosworth с электронным зажиганием и впрыском прошла испытания 50 тыс. миль с мощностью 185 л.с. (в то время базовый Corvette C3 имел 165л.с.)
Но ограничения по шуму и выбросам, принятые тогда в США, поставили крест на таких амбициях и в серийном виде мотор был задушен до 110 л.с. Да, это не суперкар, но образец спортивности - BMW 320i, который появился через год, имел приблизительно такие же характеристики. Всего было выпущено 3508 Cosworth Vega в 1975 и 1976 году.
Ford RS 200 (1984-1986)
Двигатель Cosworth серии BD был очень успешным гоночным агрегатом и получил дальнейшее развитие вплоть до его турбовой версии в итерации BDT. Для раллийной «группы B» Ford готовил среднемоторный Ford RS200, а для его омологации необходимо было выпустить 200 автомобилей. Произведённый компанией Reliant, Ford RS200 был оснащён полностью алюминиевым рядным 4-цилиндровым 16-клапанным мотором Cosworth BDT объёмом 1803 см3, с двумя верхними распредвалами на ременном приводе, впрыском топлива и турбонаддувом.
В дорожном варианте мощность составляла 250 л.с., а в гоночной версии он развивал 400-450 л.с. и пулял до сотни за 3.5 с., а в дорожной версии за 6,8 с. Известно, что было продано 152 автомобиля, один передали дорожной полиции, остальные в гоночные команды или были разобраны на запчасти. Спортивная карьера, в связи с запретом группы В не сложилась и в 1988 году нераспроданные автомобили были переданы в подразделение Ford Tickford, которая взяла на себя дооснащение автомобилей комфортными опциями: электропривод зеркал, кондиционер, новые удобные сиденья Recaro из алькантары, ковровое покрытие с длинным ворсом, дверные панели с карманами для хранения, центральный замок со встроенной сигналкой, подогрев лобового и заднего стекла, рулевое колесо Momo из чёрной кожи в стиле Стига Блумквиста. Мотор форсировали до 300л.с., что позволило сократить разгон до сотни до 5 с небольшим сек. Стоило это всё как чугунный мост (тогда около 90тыс$), поэтому последний RS200 от Тикфорд был продан аж в 1990 году. (теперь же аукционный ценник на некоторые экземпляры заходит за отметку 600тыс$!)
Ford Sierra RS Cosworth/ RS500 (1986-1993)
В 1983 году от подразделения Ford Motorsport поступил заказ на разработку и производство спортивного 2-х литрового двигателя. Им предполагалось вооружить новый автомобиль среднего класса Sierra, для участия в спортивных соревнованиях группы А (доработанные дорожные автомобили серией не мене 5000 шт). Так на основе 4-цилиндрового блока Ford Pinto был создан выдающийся двигатель серии YB Cosworth. В гражданском варианте он показывал 204 л.с., а в гоночном 370 сил. Через год вышла зволюционная версия RS500 где эти показатели увеличились до 225 и 470 - 550л.с. соответственно.
По условиям контракта объём производства таких силовых агрегатов должен составить не менее 15000 штук, поэтому их устанавливали не только на хетчбеки, но и на седаны Sierra Sapphire RS Cosworth, в том числе и с полным приводом. Всего с 1986 по 1993 гг. было произведено 5045 единиц Ford Sierra RS Cosworth, 500 единиц Sierra RS500 Cosworth, 13140 заднеприводных седанов Sierra Sapphire Cosworth и 12250 Sierra Cosworth 4х4. В кольцевых гонках конца 80-х начала 90-х в классе Туринг это был практически непобедимый автомобиль.
Mercedes-Benz 190E 2.3-16/ 2,5-16 Cosworth (1986-1990)
Инженеры и конструкторы Cosworth в основном работали с двигателями Lotus и Ford. Однако, сделав себе имя во всех гоночных категориях, британская компания получила звонок от Mercedes-Benz с предложением сотрудничества в разработке двигателя для туристического автомобиля группы A. Для борьбы на гоночной дорожке с доминирующими BMW E30 M3 мерседесу был необходим мощный и надёжный гоночный мотор в сжатые сроки. Cosworth модернизировала существующий 2,3-литровый четырёхцилиндровый двигатель 190E, установив новую алюминиевую головку блока цилиндров с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Установленный на 190-ый для дорог общего пользования, он имел широкий диапазон мощности вплоть до максимальной в 184 л.с и плоскую полку крутящего момента до 236 н.м. Позже рабочий объём был увеличен до 2,5 литров и мощность увеличилась до 204 л.с.
Все машины с таким двигателем отличались аэродинамическим обвесом, имели КПП со спортивной схемой переключения передач (собачья нога), а также LSD-дифференциал или электронный ASD, более жесткую подвеску, увеличенный бензобак и другие гоночные прибамбасы, а приборная панель включала дополнительные датчики и указатели. В 1989 году в рамках омологации в гонках ETCC и DTM вышел 190 E 2.5-16 Evolution, который в дорожной конфигурации выдавал 224 л.с. ( в гоночной 375 л.с). Основное отличие в более развитой аэродинамике, а по технике в регулируемом дорожном просвете прямо из кабины. Ещё более радикальный обвес, рассчитанный каким-то умным профессором, можно увидеть на Evolution II, выпущенной через год. В РФ кто-то выпускает такие обвесы из стеклопластика и их можно увидеть на треках в России в гонках классических автомобилей серии «Classic Touring Cup». Всего выпустили 19 487 шт. стодевяностых с моторами Cosworth, а вот Evolution I и Evolution II всего по 502 шт. каждой эволюции. Ясно, что на аукционах теперь за них очень хорошо хотят!
В 1990 году компания Cosworth была продана, но, как подразделение других фирм, продолжила заниматься проектированием и производством высокотехнологичных продуктов в области двигателестроения.
Всем мира и добра! А все фото в свободном доступе, взяты из интернета.