Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Заряжено COSWORTH! Раритеты 70-х 80-х годов.

Многие гоночные технологии, как правило, находили применение в обычных дорожных автомобилях. А зачастую специальные инжиниринговые компании, выполняя заказ крупных производителей, внедряли свои разработки напрямую в серийные версии спортивных машин. Компания Cosworth, основанная в 1958 году Майком Костином и Китом Даквортом, была ведущим специалистом в области гоночных моторов, но речь пойдёт не о гонках, а о тех замечательных двигателях, которые достались обычным серийным машинам. Например таким: Ford Escort RS1600 Mk I (1970-1974) Когда дело дошло до поиска нового силового агрегата для замены в Ford Escort лотусовского Twin Cam, боссы сразу обратились в правильное место: Cosworth Engineering. Благодаря финансированию со стороны Ford компания Cosworth разработала легендарный двигатель DFV V8, который с момента своего появления в 1967 году, завоевал мир Формулы-1. А до этого Cosworth также разработала двигатель FVA, который стал основным двигателем 1,6-литровой эры Формулы-2. В

Многие гоночные технологии, как правило, находили применение в обычных дорожных автомобилях. А зачастую специальные инжиниринговые компании, выполняя заказ крупных производителей, внедряли свои разработки напрямую в серийные версии спортивных машин. Компания Cosworth, основанная в 1958 году Майком Костином и Китом Даквортом, была ведущим специалистом в области гоночных моторов, но речь пойдёт не о гонках, а о тех замечательных двигателях, которые достались обычным серийным машинам. Например таким:

Ford Escort RS1600 Mk I (1970-1974)

RS1600 выглядел почти как любой другой  Escort Mk1. Но цвет только горностаевый белый.
RS1600 выглядел почти как любой другой Escort Mk1. Но цвет только горностаевый белый.

Когда дело дошло до поиска нового силового агрегата для замены в Ford Escort лотусовского Twin Cam, боссы сразу обратились в правильное место: Cosworth Engineering. Благодаря финансированию со стороны Ford компания Cosworth разработала легендарный двигатель DFV V8, который с момента своего появления в 1967 году, завоевал мир Формулы-1. А до этого Cosworth также разработала двигатель FVA, который стал основным двигателем 1,6-литровой эры Формулы-2. В Ford решили, что серийная версия четырёхцилиндрового двигателя FVA идеально подойдёт для модели Escort и в результате появился двигатель Cosworth BDA (серия A с ременным приводом), который эффективно сочетал в себе серийный чугунный блок Ford Kent и гоночную 16-клапанную алюминиевую головку.

Максимальная производительность достигалась конечно с карбюраторами Weber
Максимальная производительность достигалась конечно с карбюраторами Weber

Эскорт с двигателем Cosworth BD получил название RS1600 (Rallye Sport), его мощность составляла 115-122 л.с., максимальная скорость достигала 187 км/ч и при весе 750 кг разгон до сотни занимал 8,4 сек. Для дорожных машин были доступны комфортные опции: дополнительную шумоизоляцию, плюшевый ковёр с длинным ворсом, мягкие передние сиденья с «контурным» профилем, центральную консоль с подстаканниками и радио, обогрев заднего стекла и проч. А для гоночных была уготована блестящая спортивная судьба, все достижения в кольцевых гонках и ралли выходят за рамки данной статьи. Всего было выпущено 1137 Ford Escort RS1600 Mk1.

Chevrolet Vega (1975-1976)

Vega Cosworth отличалась золотыми дисками и полосками с надписью «Cosworth Twin Cam».
Vega Cosworth отличалась золотыми дисками и полосками с надписью «Cosworth Twin Cam».

К середине 70-х, когда эпоха масл-каров уже закатилась, а отношение к субкомпактным автомобилям иностранного производства уже не вызывало тошноты, в GM задумались о создании спортивной версии малолитражки собственного производства. В 1970 году на рынок США вышел Chevrolet Vega с 4-цилиндровым 2,3-литровым мотором мощностью 90 сил, который разгонял Вегу до сотни за 12.3 секунды. Этого было достаточно, чтобы обгонять всякие там Короллы, Датсуны и Жуки и было на уровне более прожорливого 3,2-литрового AMC Gremlin. И тут руководству GM пришла в голову шальная идея: почему бы не адаптировать гоночные двигатели Chevrolet, которые устанавливались на болиды Ф-2, для дорожной машины. Англичане взялись за эту работу и первая версия двигателя с 16-клапанной головкой Cosworth с электронным зажиганием и впрыском прошла испытания 50 тыс. миль с мощностью 185 л.с. (в то время базовый Corvette C3 имел 165л.с.)

Здесь вместо инжектора установлены всё те же Вебера.
Здесь вместо инжектора установлены всё те же Вебера.

Но ограничения по шуму и выбросам, принятые тогда в США, поставили крест на таких амбициях и в серийном виде мотор был задушен до 110 л.с. Да, это не суперкар, но образец спортивности - BMW 320i, который появился через год, имел приблизительно такие же характеристики. Всего было выпущено 3508 Cosworth Vega в 1975 и 1976 году.

Ford RS 200 (1984-1986)

 RS 200 полицейская "догонялка", уйти от такой штуковины без шансов.
RS 200 полицейская "догонялка", уйти от такой штуковины без шансов.

Двигатель Cosworth серии BD был очень успешным гоночным агрегатом и получил дальнейшее развитие вплоть до его турбовой версии в итерации BDT. Для раллийной «группы B» Ford готовил среднемоторный Ford RS200, а для его омологации необходимо было выпустить 200 автомобилей. Произведённый компанией Reliant, Ford RS200 был оснащён полностью алюминиевым рядным 4-цилиндровым 16-клапанным мотором Cosworth BDT объёмом 1803 см3, с двумя верхними распредвалами на ременном приводе, впрыском топлива и турбонаддувом.

Говорят, что для гонки Pikes Peak (подъём на гору) мощность довели до более чем 600 л.с.
Говорят, что для гонки Pikes Peak (подъём на гору) мощность довели до более чем 600 л.с.

В дорожном варианте мощность составляла 250 л.с., а в гоночной версии он развивал 400-450 л.с. и пулял до сотни за 3.5 с., а в дорожной версии за 6,8 с. Известно, что было продано 152 автомобиля, один передали дорожной полиции, остальные в гоночные команды или были разобраны на запчасти. Спортивная карьера, в связи с запретом группы В не сложилась и в 1988 году нераспроданные автомобили были переданы в подразделение Ford Tickford, которая взяла на себя дооснащение автомобилей комфортными опциями: электропривод зеркал, кондиционер, новые удобные сиденья Recaro из алькантары, ковровое покрытие с длинным ворсом, дверные панели с карманами для хранения, центральный замок со встроенной сигналкой, подогрев лобового и заднего стекла, рулевое колесо Momo из чёрной кожи в стиле Стига Блумквиста. Мотор форсировали до 300л.с., что позволило сократить разгон до сотни до 5 с небольшим сек. Стоило это всё как чугунный мост (тогда около 90тыс$), поэтому последний RS200 от Тикфорд был продан аж в 1990 году. (теперь же аукционный ценник на некоторые экземпляры заходит за отметку 600тыс$!)

Ford Sierra RS Cosworth/ RS500 (1986-1993)

Трёхдверка. Ещё выпускали седаны Сапфир с 4 дверями. Не для гонок,
Трёхдверка. Ещё выпускали седаны Сапфир с 4 дверями. Не для гонок,

В 1983 году от подразделения Ford Motorsport поступил заказ на разработку и производство спортивного 2-х литрового двигателя. Им предполагалось вооружить новый автомобиль среднего класса Sierra, для участия в спортивных соревнованиях группы А (доработанные дорожные автомобили серией не мене 5000 шт). Так на основе 4-цилиндрового блока Ford Pinto был создан выдающийся двигатель серии YB Cosworth. В гражданском варианте он показывал 204 л.с., а в гоночном 370 сил. Через год вышла зволюционная версия RS500 где эти показатели увеличились до 225 и 470 - 550л.с. соответственно.

-8

По условиям контракта объём производства таких силовых агрегатов должен составить не менее 15000 штук, поэтому их устанавливали не только на хетчбеки, но и на седаны Sierra Sapphire RS Cosworth, в том числе и с полным приводом. Всего с 1986 по 1993 гг. было произведено 5045 единиц Ford Sierra RS Cosworth, 500 единиц Sierra RS500 Cosworth, 13140 заднеприводных седанов Sierra Sapphire Cosworth и 12250 Sierra Cosworth 4х4. В кольцевых гонках конца 80-х начала 90-х в классе Туринг это был практически непобедимый автомобиль.

Mercedes-Benz 190E 2.3-16/ 2,5-16 Cosworth (1986-1990)

Огромное антикрыло функционально и регулируется в двух плоскостях
Огромное антикрыло функционально и регулируется в двух плоскостях

Инженеры и конструкторы Cosworth в основном работали с двигателями Lotus и Ford. Однако, сделав себе имя во всех гоночных категориях, британская компания получила звонок от Mercedes-Benz с предложением сотрудничества в разработке двигателя для туристического автомобиля группы A. Для борьбы на гоночной дорожке с доминирующими BMW E30 M3 мерседесу был необходим мощный и надёжный гоночный мотор в сжатые сроки. Cosworth модернизировала существующий 2,3-литровый четырёхцилиндровый двигатель 190E, установив новую алюминиевую головку блока цилиндров с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Установленный на 190-ый для дорог общего пользования, он имел широкий диапазон мощности вплоть до максимальной в 184 л.с и плоскую полку крутящего момента до 236 н.м. Позже рабочий объём был увеличен до 2,5 литров и мощность увеличилась до 204 л.с.

Такой моторчик можно было заказать с пакетом от AMG Power Pack; мощность возрастала до 235 л.с.
Такой моторчик можно было заказать с пакетом от AMG Power Pack; мощность возрастала до 235 л.с.

Все машины с таким двигателем отличались аэродинамическим обвесом, имели КПП со спортивной схемой переключения передач (собачья нога), а также LSD-дифференциал или электронный ASD, более жесткую подвеску, увеличенный бензобак и другие гоночные прибамбасы, а приборная панель включала дополнительные датчики и указатели. В 1989 году в рамках омологации в гонках ETCC и DTM вышел 190 E 2.5-16 Evolution, который в дорожной конфигурации выдавал 224 л.с. ( в гоночной 375 л.с). Основное отличие в более развитой аэродинамике, а по технике в регулируемом дорожном просвете прямо из кабины. Ещё более радикальный обвес, рассчитанный каким-то умным профессором, можно увидеть на Evolution II, выпущенной через год. В РФ кто-то выпускает такие обвесы из стеклопластика и их можно увидеть на треках в России в гонках классических автомобилей серии «Classic Touring Cup». Всего выпустили 19 487 шт. стодевяностых с моторами Cosworth, а вот Evolution I и Evolution II всего по 502 шт. каждой эволюции. Ясно, что на аукционах теперь за них очень хорошо хотят!

В 1990 году компания Cosworth была продана, но, как подразделение других фирм, продолжила заниматься проектированием и производством высокотехнологичных продуктов в области двигателестроения.

Всем мира и добра! А все фото в свободном доступе, взяты из интернета.