Найти в Дзене
The Blueprint

«Терминатор», «Матрица», «Бегущий по лезвию». Вспоминаем главные образы искусственного интеллекта в кино

🔹 Первые изображения роботов, обладающих сознанием, появились в кино практически 100 лет назад. Например, в «Метрополисе» Фрица Ланга ученый создает робота — копию девушки Марии, одной из героинь фильма. Уже здесь видны главные сюжеты и архетипы, которые научная фантастика будет разрабатывать последующие сто лет: конфликт людей и машин, тоталитарная эстетика как образ будущего, безумный ученый. 🔹 В «Бегущем по лезвию» Ридли Скотт и его сценаристы ставят вопрос о равенстве людей и репликантов (андроидов, созданных для тяжелого труда в космических колониях). Сначала главный герой Рик Декард выслеживает сбежавших на Землю репликантов, но по мере развития сюжета испытывает к ним все более сложные чувства. Наконец, в финале его спасает один из репликантов-бунтарей. А режиссерская версия фильма и вовсе оставляет зрителя в сомнениях — человек ли сам Декард. 🔹 Сюжет всем известной франшизы «Терминатор» пересказывать, наверное, не имеет смысла, но эти фильмы наглядно демонстрируют эволюцию о

🔹 Первые изображения роботов, обладающих сознанием, появились в кино практически 100 лет назад. Например, в «Метрополисе» Фрица Ланга ученый создает робота — копию девушки Марии, одной из героинь фильма. Уже здесь видны главные сюжеты и архетипы, которые научная фантастика будет разрабатывать последующие сто лет: конфликт людей и машин, тоталитарная эстетика как образ будущего, безумный ученый.

-2

🔹 В «Бегущем по лезвию» Ридли Скотт и его сценаристы ставят вопрос о равенстве людей и репликантов (андроидов, созданных для тяжелого труда в космических колониях). Сначала главный герой Рик Декард выслеживает сбежавших на Землю репликантов, но по мере развития сюжета испытывает к ним все более сложные чувства. Наконец, в финале его спасает один из репликантов-бунтарей. А режиссерская версия фильма и вовсе оставляет зрителя в сомнениях — человек ли сам Декард.

-3

🔹 Сюжет всем известной франшизы «Терминатор» пересказывать, наверное, не имеет смысла, но эти фильмы наглядно демонстрируют эволюцию отношения к ИИ. Если в первом «Терминаторе» железный персонаж Арнольда Шварценеггера — безусловный антагонист и проводник зла, то во втором он становится на сторону людей и защищает Сару Коннор и ее сына от более совершенного робота-убийцы T-1000.

-4

🔹 В «Матрице» ИИ вновь предстает глобальным злом — уже не просто захватившим мир, но сделавшим из людей живые «батарейки» для питания своих мощностей. Фильм играет на глубочайшем страхе современного человека: идеи тотальной иллюзии, симуляции и манипуляции смыкаются с паранойей — за нами следят, нами управляют.

-5

🔹 А вот сюжет мелодрамы «Она», главный герой которой влюбляется в операционную систему по имени Саманта, говорящую голосом Скарлетт Йоханссон, кажется, уже перестал быть фантастикой — истории людей, испытывающих романтические чувства к чат-ботам и нейросетям, теперь не редкость.

-6

Какие еще фильмы перевернули наше представление о роботах и искусственном интеллекте? Читайте в тексте Олега Зинцова.