Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Частное собрание православных икон с удивительным обрамлением: выставка в Центре искусств

Какие шедевры скрываются в частных коллекциях? Как коллекционеры приводят свои коллекции к единому облику? Галерея "Центр искусств. Москва" предоставляет уникальную возможность ознакомиться с экспонатами из частных коллекций (актуальны выставки Шультце, Николая Рериха и его сына Святослава, итальянская живопись 14-16 вв., японское искусство эпохи Мэйдзи и др.). В данной статье речь пойдёт о русских иконах. Выставочное пространство Центра располагается совсем рядом с метро Кропоткинская, в цоколе комплекса храма Христа Спасителя по адресу: улица Волхонка 15 (вход с Соймоновского проезда). В экспозиции Центра в отдельном тёмном зале представлены уникальные памятники иконописи 17 – начала 20 столетия, находящиеся сейчас в частных собраниях. Большая часть икон украшена затейливыми окладами с драгоценными камнями, бисером и жемчугом, с эмалевыми разноцветными покрытиями. В основном эти оклады созданы в второй половине 19 – начале 20 века. Многие иконы имеют киоты, украшенные резьбой по де

Какие шедевры скрываются в частных коллекциях? Как коллекционеры приводят свои коллекции к единому облику?

Галерея "Центр искусств. Москва" предоставляет уникальную возможность ознакомиться с экспонатами из частных коллекций (актуальны выставки Шультце, Николая Рериха и его сына Святослава, итальянская живопись 14-16 вв., японское искусство эпохи Мэйдзи и др.). В данной статье речь пойдёт о русских иконах. Выставочное пространство Центра располагается совсем рядом с метро Кропоткинская, в цоколе комплекса храма Христа Спасителя по адресу: улица Волхонка 15 (вход с Соймоновского проезда).

Богоматерь Казанская. Конец 19 века. Оклад - фирма А. И. Кузмичёва, 1888 г.
Богоматерь Казанская. Конец 19 века. Оклад - фирма А. И. Кузмичёва, 1888 г.

В экспозиции Центра в отдельном тёмном зале представлены уникальные памятники иконописи 17 – начала 20 столетия, находящиеся сейчас в частных собраниях.

-2
Спас Вседержитель. Конец 19 - начало 20 в.
Спас Вседержитель. Конец 19 - начало 20 в.

Большая часть икон украшена затейливыми окладами с драгоценными камнями, бисером и жемчугом, с эмалевыми разноцветными покрытиями. В основном эти оклады созданы в второй половине 19 – начале 20 века.

Богоматерь Владимирская. Конец 19 века. Оклад - мастерская И. Ф. Тараброва, 1893 г.
Богоматерь Владимирская. Конец 19 века. Оклад - мастерская И. Ф. Тараброва, 1893 г.
-5

Многие иконы имеют киоты, украшенные резьбой по дереву и чеканкой. Оклады и резные киоты икон - удивительные произведения декоративно-прикладного искусства.

Богоматерь Казанская. Начало 20 века. Оклад - мастерская С. И. Жарова.
Богоматерь Казанская. Начало 20 века. Оклад - мастерская С. И. Жарова.

Согласно информации Центра, среди авторов драгоценных окладов такие признанные мастера как И. Ф. Тарабров, братья Захаровы, С. И. Жаров, А. И. Кузмичёв, И. А. Алексеев, Я. Ф. Мишуков и др.

Св. Николай Чудотворец. Конец 19 века. Оклад - Я. Ф. Мишуков, 1893 г.
Св. Николай Чудотворец. Конец 19 века. Оклад - Я. Ф. Мишуков, 1893 г.

При входе на выставку сразу обращает на себя внимание узнаваемая икона в крупном киоте, богато украшенном резьбой.

-8

Это "Богоматерь с Младенцем на престоле" Виктора Михайловича Васнецова. Икона выполнена уже после того, как художник завершил роспись Владимирского собора в Киеве - примерно в 1900-начале 1910-х гг.

Богоматерь с Младенцем на престоле. 1900-1910-е гг. Автор - В. М. Васнецов.
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1900-1910-е гг. Автор - В. М. Васнецов.

В "теремке" Васнецова тоже есть икона Богородицы. Маленькая деталь - если здесь очевидна красная бархатная обувь с золотым шитьём, то на той иконе-картине - красные тапочки в горошек. Мне всегда было интересно, почему)

-10

Необыкновенный киот этой иконы создавался по эскизам Виктора Михайловича Васнецова для проекта храма Спаса на Крови.

-11

В верхней части киота вырезана надпись: "Больше всея любве никто же имять, да кто душу положить за други своя".

-12

В нижней части киота ещё одна надпись: "Проект храма Воскресения Христова сооружаемого на месте смертельного поранения Императора Александра Второго".

-13

Представлены на выставке и более старые иконы - 17-18 веков, в том числе исполненные мастерами Оружейной палаты. Одна из них - "Святая Троица (Гостеприимство Авраама)".

Святая Троица (Гостеприимство Авраама). 1700-е гг.
Святая Троица (Гостеприимство Авраама). 1700-е гг.

Несмотря на очевидно московскую новую школу (конца 17 века, с веяниями западноевропейского искусства), в этой иконе некоторые детали образа восходят к традициям икон 14 века на этот же сюжет из Успенского собора Московского Кремля. Подобная Троица была среди древних икон Успенского собора, которые в 1700 году поновляли ведущие царские иконописцы. Считается, что представленная икона из частной коллекции была создана вскоре после завершения реставрации икон Успенского собора в самые первые годы 18 века художником - мастером Оружейной палаты, близким к Тихону Филатьеву, поновлявшему икону Троицы Успенского собора.

-15

Икона "Богородица" датируется 1672 годом и также написана мастерами Оружейной палаты. Согласно аннотации, икона происходит из деисусного ряда походной Воскресенской церкви Алексея Михайловича. Предполагается, что работа над иконой могла вестись коллективом авторов под общим руководством Фёдора Зубова.

Богородица. 1672 г.
Богородица. 1672 г.

Ещё одна икона рубежа 17-18 веков, по стилю относящаяся к московской школе - "Чудо Великомученика Георгия о Змие".

Чудо Великомученика Георгия о Змие. Около 1700 г.
Чудо Великомученика Георгия о Змие. Около 1700 г.

Предполагается, что она также выполнена мастером Оружейной палаты. Некоторые иконографические черты говорят о близости к западному искусству - к западноевропейским гравюрам. Например, в нижней части иконы изображены жертвы дракона, что для традиционной русской иконы нехарактерно.

-18
-19

Икона "Богоматерь Смоленская" с окладом конца 17-начала 18 века. Серебряный оклад выполнен с помощью чеканки и огневого золочения. Часть оклада - шитьё мельчайшим бисером. Также здесь использованы стеклянные вставки и цветная фольга.

Богоматерь Смоленская. Конец 17-начало 18 вв.
Богоматерь Смоленская. Конец 17-начало 18 вв.
-21

Ниже икона "Богоматерь Живоносный Источник" выполненная Палехскими мастерами в конце 18 века. Образ дополнен изображениями святых Бориса и Глеба (сверху) и неизвестной мученицы и благоверной царицы (внизу).

Богоматерь Живоносный Источник. Конец 18 в. Палех.
Богоматерь Живоносный Источник. Конец 18 в. Палех.

А эту икону писал много позже, но тоже в Палехе, признанный мастер - иконописец Дмитрий Николаевич Корин, отец прославленного русского и советского художника Павла Корина. Икона "Преподобный Сергий Радонежский" была создана в 1889 году. По стилю икона близка к иконописной мастерской при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Преподобный Сергий Радонежский. 1889 г. Иконописец - Д. Н. Корин
Преподобный Сергий Радонежский. 1889 г. Иконописец - Д. Н. Корин

Ещё одна интересная икона конца 19 века - "Святые мученики Василий и Вера". Икона очевидно выполнена по частному заказу и является образцом семейного благочестия. На иконе изображён святой мученик Василий Мангазейский Чудотворец - первый святой, прославленный в Сибири. Ну а святая Вера - дочь святой Софии и сестра святых Надежды и Любови из древнего Рима.

Святые мученики Василий и Вера. Конец 19 века. Оклад - фабрика И. А. Алексеева, 1899-1908 гг.
Святые мученики Василий и Вера. Конец 19 века. Оклад - фабрика И. А. Алексеева, 1899-1908 гг.
-25

Икона "Господь Вседержитель" вполне каноническая, написана около 1880 года.

Господь Вседержитель,  около 1880 г. Оклад - фабрика В. Семёнова.
Господь Вседержитель, около 1880 г. Оклад - фабрика В. Семёнова.
-27

Это, конечно, далеко не все иконы, на выставке было много впечатляющего, в том числе иконы-мощевики. Интересно присутствие иконы с изображением католического святого - краковского епископа 11 века Станислава Щепановского.

-28

Кроме икон на выставке были представлены ларцы и мебель, явно принадлежавшая владельцу части иконописной коллекции.

-29
-30

Очень похожи орнаменты и сказочные мотивы на киотах икон и на предметах мебели. Специально сфотографировала покрупнее детали украшения как на иконах выше, так и на диване и шкафу ниже. Вот такая единая коллекция когда-то у кого-то была...

-31
-32
-33
-34

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.