Ко мне уже в который раз обращается девушка со страхом публичных выступлений, она певица, когда-то пела в одной из групп, сколько ни пыталась, ей так и не удалось вырваться на сцену снова. Что мы только не прорабатывали: в ее подсознании выскакивали то токсичные, критикующие деды и старухи, то строгие преподаватели. Ее преследовал страх критики, страх осуждения.
С метафорами первое время у нее было не очень, я первые несколько сеансов просто выворачивалась несколько раз наизнанку, чтоб ей помочь, мы и очно, и дистанционно с ней работали, и бумажки по квартире раскладывали, рисовали сцену и этих стариков, но она не сдавалась. Говорит: «Я буду петь, я хочу собирать стадионы, несмотря ни на что, ничем другим я заниматься не хочу и не буду! Я удивлялась, как можно так страстно хотеть то, чего ты больше всего боишься! Параллельно она занималась с разными педагогами по вокалу, ходила к фониаторам и т. д. Причем она сама очень хороший преподаватель, у нее много учеников и положительных отзывов. У нее первоклассное музыкальное зарубежное джазовое образование.
Однажды впервые в жизни она захотела попасть в телепроект «Ну-ка все вместе" на кастинг, но решила предварительно получить консультацию у одного из экспертов шоу. Они поработали, и эксперт предложила ей пройти другой музыкальный конкурс. Она долго готовилась и пошла на первый музыкальный конкурс в своей жизни, я была с ней. Она была самая красивая, самая модная, артистичная и сияющая на сцене, но конкурс она завалила. Я не эксперт по музыкальным талантам, мне трудно оценить ее пение, но жюри, среди них были медийные певицы и педагоги по вокалу, поставили ей низкие оценки. С нами была еще ее последний педагог по вокалу, которая готовила нас к конкурсу.
Жюри пригласило всех участников на фуршет на второй этаж клуба. Я пробилась сквозь толпу студентов, держа за руку свою подопечную, и пошла напрямую к экспертам жюри с вопросом: «Дайте честную обратную связь, что не так с ее выступлением, я ее психолог, я ее давно веду, нам надо знать правду». Они сказали, что она не попадает в ноты, не попадает в ритм и не слышит музыку. Они уделили нам много внимания, надо сказать, потому что увидели искреннее желание решить вопрос, дали много рекомендаций и советов, попросили мою визитку. Для моей девочки это было шоком, ей никто никогда не говорил, что она не попадает в ноты, а уж тем более в ритм, та преподаватель, которая была с нами, была не согласна с мнением профессионального жюри.
Моя певица была очень зла на нее и на всех своих предыдущих педагогов — их было несколько десятков, и никто никогда ей не говорил, что она не попадает в ноты, говорили вскользь так, как будто это не важно! Она говорит: «Я догадывалась сама, но мне никто об этом серьезно не говорил, и последняя, которая была с нами, тоже не говорила, она учила другому совсем».
Был, конечно, шок, но это дало и надежду, теперь она знает, куда двигаться. Она сходила сначала к одному известному, распиаренному фониатору, он сказал, что у нее есть какая-то там проблема, дал ей странное дыхательное упражнение, она его поделала, но заподозрила, что что-то тут не так, и пошла к другому, более дорогому, профессиональному, в своем окружении очень известному, он прослушал и сказал, что всё с ней ОК.
Как потом выяснилось, у нее была заниженная гортань, и она пела ором, и ей было трудно извлекать звуки, чувствовалось напряжение в голосе, я ей об этом постоянно говорила, мы даже пытались подобрать метафоры на ее звук, я всё время говорила ей о том, как будто застрявшая картошина со скрипом, с усилием вылезает из узкого прохода. И только пару месяцев назад она решила эту проблему, ей повезло, она встретила хорошего педагога, которая ее научила поднимать гортань, и звук стал более свободный, мягкий и слуху приятный.
Таким образом, она потратила очень много сил и денег. Всё, что она зарабатывала педагогом, тратила на свое обучение. Спустя год она научилась попадать в ноты, но страх публичных выступлений никуда не делся, она столько положила на кон, что у нее началось отчаяние. Она нашла работу на круизном лайнере, но ее прошлые неудачи взяли верх, и ее очень сильно накрыло, что она опять не справится, облажается, и перед турне снова пришла ко мне.
Видимо, от отчаяния стали вылезать родовые сценарии и детские травмы. Мы проработали установку «ты должна горбатиться», потому что в нашем роду все такие.
Потом проработали установку «быть хорошим человеком», этой проработке можно посвятить отдельную статью, о том, как ее в детстве все родственники называли «хорошей», «ангелом», и в ее подсознании укрепилась мысль о том, что она на правильной стороне жизни, т. к. другие — сволочи, единственное, что она не понимала, почему, если она такая хорошая, ее жизнь не складывается. Это осознание было для нее шоком, и мне было очень тяжело ее в этом убедить. Я ей сказала, что за «хорошего человека» деньги не платят, и «хороший» — это не комплимент, это скорее диагноз и по смыслу больше похоже на слово «лох». Когда тебе хотят отказать в чем-то, часто говорят «ты хороший человек», чтобы засластить горькую пилюлю.
Она осознала, что поет с душой, как хороший человек, ангел, делится положительной энергией, и в ее подсознании включается ожидание, что люди будут ей благодарны, а по факту было разное, были как позитивные, так и негативные отзывы, которые приносили ей боль. Я предложила ей петь с «искусственной душой», привела в пример Стаса Михайлова и Баскова, которые поют о большой любви к женщинам, а по факту им на нас пофиг, и предложила больше думать о себе и о деньгах, чем о зрителях, так у нее не включатся сверхожидания, и она будет больше психологически защищена.
Она сразу вспомнила всех певиц, с которыми она пела на одной сцене, которые пели хуже ее, но вели себя более самоуверенно, и их ценник был в разы больше. Раньше она их презирала в душе, но теперь она поняла, в чем их секрет успеха, они не выкладывались на 100%, вели себя закрыто, сдержанно и держали дистанцию с остальными, создавая флер таинственности, в то время как моя клиентка любила и поплясать со зрителями, и поговорить, и телефонами обменяться, и вместе покурить с кем-то, кстати, что вызывало раздражение у руководства, а она не понимала, в чем проблема.
Но это еще не все. Самая главная ее метафора выскочила такая: в детстве, когда пела всегда и везде — дома, в школе и в кружках всяких, ей аплодировали, восхваляли, она никогда не получала никакой критики, и она поверила в себя, она решила, что ее ждет большая сцена, надо приложить лишь немного усилий. В ноты она и тогда не попадала, но никто на это не обращал внимания!! Просто ее все любили, она красивая, артистичная девочка, вызывающая лишь умиление!
В метафоре они давали ей фальшивые пряники, но она поверила, что они настоящие, и двинулась в реальную реальность, где ее преподаватели по вокалу за денюшку тоже давали ей фальшивые пряники, потому что им надо на что-то жить.
В итоге на ней заработали все, кто только может. И когда она выдвигалась на сцену, ей прилетало: жалобы в книге отзывов и фальшивые пряники от старушек. Мы вернулись назад в прошлое, не приняли пряники и пошли более усердно учиться попадать в ноты. Это осознание одновременно расстроило певицу, потому что она разочаровалась в себе, и в то же время дало облегчение. Теперь она точно знает причину своих неудач, она поняла, что негативные оценки были справедливыми, и ей не на кого обижаться, и она поняла, куда ей надо двигаться.
Плюсом ко всему, клиентка до встречи со мной искала спонсора, который ее продвинет, поэтому сильно не занималась вокалом. Она видела как другим певицам, с менее выдающимися вокальными данными это удавалось, по факту никого не нашла и потеряла 10 лет. Когда я ее убедила, что ждать можно до пенсии - она занялась собой!
Выводы:
- Не учите своего ребенка быть «хорошим человеком», по большому счету это терпила, жертва, живущая интересами других в ущерб себе. Учите быть принципиальными, справедливыми, жить своими интересами. И сами откажитесь от этой роли, не быть хорошим — это не значит быть плохим, гнилым и т. д., это значит быть собой.
- Не возвеличивайте своих детей, не говорите им о их талантах, если их нет, не формируйте у них ложные представления о себе, они с ними пойдут в реальность и разобьются об нее. И опускать их не надо, просто наблюдайте, развивайте, учите, ищите и развивайте сильные стороны.
- Найдите честных, объективных, востребованных преподавателей, независимых экспертов. Заплатите один раз за их консультацию, пусть они дадут честную обратную связь, так вы сэкономите ребенку годы жизни, сил и энергии, и сами сэкономите деньги.
- Не верьте недопедагогам, их задача — развести вас на деньги, это их хлеб, они все что угодно вам скажут, лишь бы вы к ним ходили и детей своих водили. В Москве очень мало честных педагогов, это моя клиентка сделала такой вывод.
- Распиаренность, медийность, высокий ценник педагога ничего вам не гарантирует, он так же, как и все остальные, любит деньги, даже, наверное, больше других.
- Желающих покорить большую сцену в сотни тысяч раз больше, чем есть мест на эстраде, она резиновая, но не до такой степени. На том конкурсе, где мы участвовали, были прекрасные профессиональные вокалисты, прошедшие сотни таких конкурсов с наивысшими оценками, у них их просто стопки, но их нет на эстраде и, уверена, не будет. Я подозреваю, все деньги, которые они зарабатывают пением или не пением, тратят на эти конкурсы, а они платные и дорогие, между прочим, и так круг замыкается. Певица хочет зарабатывать на пении, а по факту кормит эгрегор музыкантов и преподавателей.
- Я знаю, вокруг телепроектов образовался целый кластер тех, кто зарабатывает на конкурсах, на подготовке, на переподготовке, на постподготовке, те, кто прошли этот конкурс, тоже дают уроки, консультации, они очень дорого стоят и ничего не гарантируют!
Поэтому не тратьте свое время зря, уверена, в каждом из нас есть скрытые таланты, их надо просто найти и раскрыть, метафоры в помощь.
Метафора копает очень глубоко, но если это родовой сценарий, вы сами вряд ли до него дойдете, вам нужна моя помощь, так что обращайтесь.
С родовыми сценариями работает моя 4-я и 5-я книги. Примеры проработок в видео-аудио формате — в закрытом клубе.
Девушки, задумайтесь, то чем вы занимаетесь это ваша воля или воля ваших родителей? Как вы выбирали профессию??
Буду признательна педагогам по вокалу и прочих музыкальных экспертов прокомментировать статью.