Найти в Дзене
Руины и Руинисты

Загадки древних саркофагов

Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi, 1720-1778) был итальянским архитектором, гравёром, рисовальщиком и писателем, известным своим вкладом в искусство гравюры, особенно в области археологии и древнеримской архитектуры.
О нем я подробно рассказываю в здесь на канале, а также в книге "Загадочные руины Пиранези" (ее можно найти в товарах группы "Руины и Руинисты" или напишите здесь в комментарии).
Среди известных работ Пиранези — серия гравюр, известная как «Antichità romane» (Римские античности), созданная в 1756-1761 годах. Находятся эти гравюры в коллекции Папских музеев, Ватикан. Мы понимаем, что Ватикан отбирает на хранение только наиболее важные и сакральные артефакты. Оттого и эта серия гравюр становится заманчивее для исследования.
Запечатленные саркофаги уже в 18 веке назывались древними!!! На гравюрах изображены античные саркофаги, найденные Пиранези в разных местах Рима во время его археологических исследований. В серии представлены различные типы сарко

Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi, 1720-1778) был итальянским архитектором, гравёром, рисовальщиком и писателем, известным своим вкладом в искусство гравюры, особенно в области археологии и древнеримской архитектуры.
О нем я подробно
рассказываю в здесь на канале, а также в книге "Загадочные руины Пиранези" (ее можно найти в товарах группы "Руины и Руинисты" или напишите здесь в комментарии).

Среди известных работ Пиранези — серия гравюр, известная как «Antichità romane» (Римские античности), созданная в 1756-1761 годах.

Гравюра Дж. Б. Пиранези. Античные саркофаги и их украшения.
Гравюра Дж. Б. Пиранези. Античные саркофаги и их украшения.

Находятся эти гравюры в коллекции Папских музеев, Ватикан. Мы понимаем, что Ватикан отбирает на хранение только наиболее важные и сакральные артефакты. Оттого и эта серия гравюр становится заманчивее для исследования.
Запечатленные саркофаги уже в 18 веке назывались древними!!!

Гравюра Дж.Б. Пиранези. Урны и мраморные вазы для пепла на вилле Корси за Липортой.
Гравюра Дж.Б. Пиранези. Урны и мраморные вазы для пепла на вилле Корси за Липортой.

На гравюрах изображены античные саркофаги, найденные Пиранези в разных местах Рима во время его археологических исследований. В серии представлены различные типы саркофагов: саркофаги с изображением мифологических сцен, саркофаги с героическими сюжетами, саркофаги с изображением религиозных сцен, а также саркофаги, украшенные орнаментами без какого-либо сюжета.

Что делает эту серию уникальной, это то, что Пиранези был одним из первых, кто использовал гравюру для изображения античных саркофагов, документируя их визуально и помогая сохранить их для поколений будущего. Также уникальны точность и детализованность изображений, которыми славился Пиранези.

Эти гравюры Пиранези «античные саркофаги» является важным вкладом в изобразительное искусство и археологию, и конечно, историю прошлого!

Гравюра Пиранези, большая мраморная урна с эмблемами
Гравюра Пиранези, большая мраморная урна с эмблемами

Перед вами интересная своими деталям гравюра. Расскажу подробнее о ней: среди руин вдоль Аппиевой дороги найдена большая мраморная урна, украшенная эмблемами. Пиранези пишет, что на найденных урнах сохранились изображения горящих факелов, животные и птицы разных видов, символы мирских дел, а мраморные ступени сохранили изящную отделку в виде полос.
Серьга изображена с литерой D, найдите ее. Пиранези указывает, что она сделана из золота и была найдена внутри саркофага!

Еще интересно, что в погребальных камерах были изображения Харит ( три Грации,
прочесть статью можно тут) с Ангелами Любви и Гименеем.

Гравюра Дж.Б. Пиранези, Саркофаг из дворца Орсини
Гравюра Дж.Б. Пиранези, Саркофаг из дворца Орсини

Опишу вам еще один сюжет гравюры о семейном саркофаге.
Перед вами саркофаг из дворца Орсини. По центру сюжеты о Геракле, убивающем гидру, льва, вепря и далее. Наверху две почтенные фигуры мужа и жены, они лежат на богатом ложе. В правой руке женщины находится венок, а из описания Пиранези следует, что внутри может быть прах двух детей.
Вокруг саркофага на гравюре причудливо изображены четыре светильника/ лампы, это следует тоже из описания гравюры.
Хотя надписи на саркофаге и отсутствуют, но мы знаем, что археолог Пиранези разбирался в вопросах саркофагов, урн и захоронений.
По каким то фактам он посчитал, что это семейное захоронение.
История умалчивает какие-либо подробности, но понятно, что саркофаг был сделан неизвестным мастером очень тщательно, стоил скорее всего достаточно дорого, может быть это были известные люди, жившие в допотопные времена...
Еще этот саркофаг удивительно напоминает захоронения этруссков (ниже фотография из Британского музея для примера).

На гравюре Дж. Б. Пиранези, расположенной ниже, мы видим погребальную камеру в разрезе. Из описания следует, что там находится прах "Свободных людей, работников" из семьи Августа. Внутри нее 2 этажа, где находятся урны и таблички с именами. В центре внизу находится саркофаг с тремя Грациями (Харитами).
Если сравнить с фигурой в проеме двери, то глубина (или же высота) этой двухэтажной камеры метров шесть. На гравюре ясно видно, что она засыпана слоем земли, вверху даже кусты начали расти. Значит, был найдет или откопан вход и камера была детально изучена и задокументирована Пиранези.

гравюра Дж. Б. Пиранези, погребальная камера в разрезе
гравюра Дж. Б. Пиранези, погребальная камера в разрезе

Гравюра Дж. Б. Пиранези, план и фрагмент погребальной камеры
Гравюра Дж. Б. Пиранези, план и фрагмент погребальной камеры

На данной гравюре Дж. Б. Пиранези (выше) мы можем рассмотреть план и фрагмент погребальной камеры. В описании сказано, что перед нами округлый терракоторый саркофаг, внутри были найдены ароматические бальзамы, запах которых можно было ощущать присутствующим.
По бокам находились железные кольца, которые закрывали саркофаг (как на замок). Слева на гравюре находится головная крышка, украшенная орлом.

Гравюра, саркофаг Марии Гонории, жены имп., дочери Стиликона
Гравюра, саркофаг Марии Гонории, жены имп., дочери Стиликона

На этой гравюре запечатлен саркофаг Марии Гонории, жены имп., дочери Стиликона. Найден саркофаг в Ватиканской базилике., короля галлов Павла III. Он украшен погребальным венком, а вот ручки мне напомнили транспортиры.

-9

Здесь, на гравюре Пиранези предстает более изящная урна, за счет ее форм создается какое-то музыкальное настроение. Это порфировая урна в египетском стиле с прахом С.М. Климента XII, базилика Св. Иоанна Латеранского. Из записей под гравюрой следует, что она найдена среди руин бань М. Агриппы.

Благодаря документалисту Пиранези мы можем увидеть эти саркофаги, сюжеты на них и попытаться восстановить события давно ушедшего времени...

Я буду и дальше публиковать захватывающие находки из мира
искусства и истории. Интересно? Поставьте лайк, напишите комментарий и/
или подпишитесь на канал "
Руины и руинисты".