Пошагово и без ошибок! (Универсально для Д240, МТЗ 80/82)
Приветствую всех, кто в теме дизелей Д-245, МТЗ. Ремонт двигателя Д-245 моего ЗИЛ-131 подходит к ответственному финалу – регулировке клапанов после установки ГБЦ. Почему это не просто формальность, а ключевой этап? Потому что неправильные тепловые зазоры – это:
- 💨 Потеря мощности двигателя.
- ⛽ Перерасход топлива.
- 🔥 Риск прогорания клапанов.
- 🔊 Стрекочущие стуки в клапанном механизме.
- И главное – после установки ГБЦ регулировка ОБЯЗАТЕЛЬНА! (Ссылка на видео и статью: порядок и усилие затяжки ГБЦ двигателя Д-245 ⬇️:
А В этой статье – суть процесса регулировки клапанов, который я детально показал в видео (Ссылка в начале статьи ⬆️). Запасаемся терпением и инструментом!
🔧 Инструмент в руки! Что нам понадобится:
- Набор щупов (обязательно с размерами 0.25 мм и 0.45 мм!
- Ключ на 19 мм (лучше рожковый или накидной) + удлинитель; ключ (лучше накидной) на 14 мм.
- Отвертка (плоская, для контроля).
- Ключ на 32 мм (накидной/накладной) – для проворачивания коленвала.
- Перчатки! (Безопасность – прежде всего, об этом ниже).
⚠️ Важное предупреждение перед стартом:
- ТНВД: Поставьте Топливный Насос Высокого Давления в режим глушилки (чтобы двигатель не запустился случайно).
- КПП: Обязательно на нейтральной передаче!
- Двигатель: Должен быть ХОЛОДНЫМ (температура масла и охлаждающей жидкости не выше 60°C). В нашем случае – полностью холодный после сборки.
- Зазоры (запомните!):
- Впускные клапана: 0.25 мм
- Выпускные клапана: 0.45 мм
- Допуск: не более ±0.05 мм.
Как отличить впускной от выпускного? Все просто: клапана, расположенные ближе к впускному коллектору – ВПУСКНЫЕ. Соответственно, противоположные (ближе к выпускному коллектору) – ВЫПУСКНЫЕ.
🛠 Пошаговая инструкция регулировки клапанов Д-245:
Я строго следовал заводскому мануалу – методу "по перекрытию клапанов".
- 🔒 Проверка креплений: Убедитесь, что стойки оси коромысел надежно затянуты (ключ на 19). Ослабшие стойки – гарантия неправильной регулировки.
- 🔄 Устанавливаем первое "перекрытие":
- Аккуратно проворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива (ключом 32 мм!) по часовой стрелке.
- Цель: Поймать момент перекрытия клапанов в 1-м цилиндре. Это когда впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, а выпускной – заканчивает закрываться (в видео этот момент хорошо визуализирован ⬆️).
- 🔧 Регулируем первую группу: В этом положении (перекрытие в 1-м цилиндре) регулируем зазоры на следующих клапанах (счет ведется со стороны вентилятора):
- 4-й клапан
- 6-й клапан
- 7-й клапан
- 8-й клапан
- 🔄 Поворачиваем коленвал: Проворачиваем коленчатый вал ровно на один полный оборот (360°). Теперь перекрытие клапанов должно быть в 4-м цилиндре.
- 🔧 Регулируем вторую группу: В этом положении регулируем зазоры на оставшихся клапанах:
- 1-й клапан
- 2-й клапан
- 3-й клапан
- 5-й клапан
Техника регулировки одного клапана:
- Ослабьте контргайку регулировочного винта на коромысле нужного клапана (ключом на 14 мм).
- Вставьте щуп нужной толщины (0.25 мм для впускного, 0.45 мм для выпускного) между бойком коромысла и торцом стержня клапана.
- Вращайте регулировочный винт отверткой, добиваясь, чтобы щуп проходил с ощутимым, но легким сопротивлением (не зажимайте щуп слишком туго, но и не оставляйте люфт).
- Удерживая винт отверткой от проворачивания, надежно затяните контргайку ключом на 17 мм.
- Обязательно перепроверьте зазор щупом после затяжки контргайки! Часто она немного сбивает настройку.
✅ Контрольная проверка – НЕ ПРОПУСКАЕМ!
После регулировки ВСЕХ восьми клапанов:
- Еще раз проверните коленчатый вал на полный оборот (360°).
- ПЕРЕПРОВЕРЬТЕ ЗАЗОРЫ НА ВСЕХ КЛАПАНАХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ! Терпение на этом этапе – залог долгой и надежной работы двигателя без стуков и прогаров.
🛡 Безопасность – не просто слова!
- Работайте в ПЕРЧАТКАХ! Особенно при работе с ключом на 14 мм (особенно, если ключ рожковый). Приложив усилие, ключ может легко сорваться с гайки регулировочного винта. Последствия – глубокие порезы пальцев/кисти. Не рискуйте!
🎉 Итог: Клапана Д-245 на моем ЗИЛе отрегулированы строго по мануалу! Двигатель готов к первым пускам после капремонта с новой ГБЦ. Смотри запуск в этом видео ⬇️:
🔥 Важнейший момент! Этот метод – УНИВЕРСАЛЕН! Точь-в-точь так же регулируются клапана на:
- Двигателях Д-240 (устанавливались на ранние МТЗ, ГАЗ-53-12 и др.)
- МТЗ-80 / Беларус-80
- МТЗ-82 / Беларус-82
Где посмотреть ВЕСЬ процесс в деталях? Это завершающее видео в моей большой серии "Ремонт двигателя Д245 на ЗИЛ 131 Дизель"! В нем я собрал весь опыт из предыдущих роликов:
- Разбор причин выхода из строя Д-245. (тосол в масле).
- Все работы по ремонту двигателя Д-245;
- Установка ГБЦ с моментом затяжки и порядком (отдельное видео!).
👨🔧 Вопрос к знатокам: А как вы регулируете клапана на Д-240/Д-245? Строго по мануалу или есть свои проверенные лайфхаки? Делитесь опытом в комментариях – это полезно всем!
Ссылка на подборку ВСЕХ моих видео и статьи по теме ремонта двигателя Д-245 ⬇️:
Все мои видео по ремонту ТНВД МОТОРПАЛ и форсунок двигателя Д-245 на ЗИЛ-131 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Все мои видео по ремонту ЗИЛ-131 смотри В ЭТОЙ подборке ⬇️:
Все мои видео по ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗИЛ-131 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Подписывайтесь на мои каналы: Master ЗИЛ & УАЗ по уму на:
Rutube:
https://rutube.ru/channel/21429871/
Телеграмм:
https://t.me/zil_131manipuljator
You Tube:
https://m.youtube.com/channel/UCJC1GmgJHOGxz-EEpoWrm_A
#Д245 #Д240 #МТЗ80 #МТЗ82 #ЗИЛ131 #ремонтдвигателя #регулировкаклапанов #дизель #своимируками #автосоветы #грузовики #сельхозтехника #моторесурс #капиталка #газельбизнес #дт