1. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
2. Вторая республика во Франции
3. Третья республика во Франции
1. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
Временный и непоследовательный режим Директории не решил проблем, стоявших перед Францией: страна по-прежнему нуждалась в стабильности. Крупный капитал сделал ставку на генерала Наполеона Бонапарта (1769–1821). 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Бонапарт с помощью верных войск разогнал существовавший в то время высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти – Директорию. Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхушки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов. Новый режим поддержало и крестьянство, которому была обещана, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.
10 ноября 1799 года Бонапарт заставил парламент проголосовать за передачу власти Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт. Законодательный корпус первоначально был заменен двумя законодательными комиссиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Директива Наполеона гласила: «Пишите коротко и неясно». 13 декабря 1799 года новая Конституция, больше напоминавшая протокольную запись заседаний комиссии, была принята.
Основными чертами вводимого Конституцией государственного строя были верховенство правительства и представительство народа через плебисцит. Статья 39 гласила: «Конституцией назначается первым консулом гражданин Бонапарт, бывший временный консул». Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия. Во-первых, он осуществлял исполнительную власть; во-вторых, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей; в-третьих, он обладал правом законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть по существу первый консул.
По Конституции органами законодательной власти были: Государственный совет, осуществлявший первоначальное редактирование законопроектов; Трибунат, обсуждавший их; Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений; Охранительный сенат, утверждавший законопроекты. Но и эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.
Административно-территориальное управление осуществлялось с помощью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руководство департаментом осуществлял назначаемый правительством префект, а в дистрикте – супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. При этом устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу. «Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» – такова была установка Наполеона.
Первый плебисцит в истории Франции 1802 года сделал должность первого консула Франции пожизненной с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии. Таким образом, уже на том этапе Наполеон полностью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть. День рождения Бонапарта был объявлен национальным праздником, а с 1803 года изображение Бонапарта стали чеканить на монетах. Очень быстро Франция de facto превратилась в империю. Идее империи было отдано предпочтение перед королевской властью, потому что она напоминала о временах Рима и Карла Великого.
Органический сенатус-консульт 1804 года легализовал империю, а в мае 1804 года Бонапарта короновал папа Римский, и он стал императором Наполеоном I. В руках Наполеона сосредоточивается не только исполнительная, но и законодательная власть. Во главе с ним стал формироваться слой новой аристократии за счет закона об амнистии, вернувшего дворян и практику пожалования дворянских титулов (с 1808 по 1814 гг. было пожаловано 3600 титулов). Но главной опорой императора стала огромная армия, с помощью которой он впоследствии завоевал всю Европу. Армия превратилась к моменту образования империи в профессиональную, включала в себя привилегированные войска (императорскую гвардию) и приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны. Очень важную роль играла и полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уделял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Императору помогали также бюрократия и церковь.
Общество с переходом Франции к империи внешне приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Так, правительством запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой, преследовались республиканцы. Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 году наполеоновские армии вторглись в Россию и, в ходе освободительной войны, были разгромлены. В 1814 году русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Окончательный разгром армии Наполеона в июне 1815 года при Ватерлоо привел к падению милитаристского режима во Франции и предопределил конец Первой империи. Венский конгресс держав–победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.
2. Вторая республика во Франции
Неудачей, в конечном счете, завершилась попытка реставрации абсолютизма, предпринятая Людовиком XVIII и Карлом X в 1814–1830 годах. 7 августа 1830 года королем Франции стал Луи-Филипп Орлеанский, получивший прозвище «король-буржуа», за свои удачные крупные финансовые спекуляции. В его конституционной Хартии 1830 года было записано, что «король правит не в силу божественного права, а по приглашению французского народа». Хартия также устанавливала непомерно высокие избирательные имущественные цензы, что не могло не привести к народному возмущению, спровоцированному также неурожаем 1847 года и последующим экономическим кризисом.
Зимой 1848 года население Парижа поднялось на вооруженное восстание, причем толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан. Они требовали демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Находившийся на престоле король Луи-Филипп Орлеанский вынужденно отрекся от престола.
25 февраля 1848 года Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, провозгласило Францию «Второй республикой». 23 апреля 1848 года было избрано Учредительное собрание (большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералитету и представителям высшего духовенства), которое к ноябрю 1848 года приняло Конституцию.
Согласно Конституции 1848 года были установлены основные принципы государственного строя: во-первых, президентство; во-вторых, республиканская форма правления; в-третьих, разделение властей; в-четвертых, представительное правление. В соответствии с конституцией впервые в истории Франции было введено всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины–французы в возрасте с 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, но достигшие 25–летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, позже увеличенный до трех лет.
По Конституции всенародно избранный на четыре года президент получал почти неограниченные полномочия. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Он наделялся: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Однако он не мог быть переизбран на второй срок, а также не имел права роспуска Национального собрания. Первым президентом Франции стал Луи Бонапарт, племянник Наполеона I, получивший в 1848 году 75% голосов избирателей.
Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира; утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.
В Конституции было предусмотрено восстановление Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием, в компетенцию которого входило предварительное рассмотрение законопроектов. Также к ведению Совета были отнесены контроль и наблюдение за администрацией, а также разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.
Не претерпели существенных изменений органы центрального и местного управления. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.
Вполне качественная с юридической точки зрения Конституция 1848 года действовала очень недолго. Сначала Луи Бонапарт разогнал Национальное собрание и объявил себя президентом с 10-летним сроком полномочий. 2 декабря 1851 года Луи распустил парламент. 14 января 1852 года он опубликовал свою Конституцию, а 2 декабря 1852 года провел ее через плебисцит и стал императором Наполеоном III. Франция стала Второй империей. Подражая своему дяде, Наполеон III прибег к авантюрной завоевательной политике, объявив Средиземное море «французским озером». В рамках этой стратегии Франция приняла участие в восьми войнах, которые не дали результата, а народ прозвал Наполеона III «Наполеончиком». 19 июля 1870 года Наполеон III объявил войну Пруссии, а уже 1 сентября позорно сдался в плен со 100-тысячной армией под Седаном. Пруссаки оккупировали Париж и часть страны. Вторая империя пала.
Под лозунгом борьбы с агрессором к власти в Париже впервые в истории пришел восставший пролетариат. 18 марта 1871 года была провозглашена Парижская Коммуна. Просуществовав всего 72 дня, она продемонстрировала новые принципы государственности и права:
1) ликвидация частной собственности;
2) тотальное коммунистическое самоуправление народа;
3) атеизм;
4) диктатура пролетариата.
3. Третья республика во Франции
Сразу после разгрома Коммуны было созвано Национальное собрание, выборы в которое прошли еще в феврале 1871 года. Собрание должно было решить, каким теперь будет французское государство. На это ушло четыре года, так как в Собрании произошел раскол на сторонников монархии и республики, причем разномастных монархистов было гораздо больше. И все же с перевесом в один голос 25 февраля 1875 года Национальное собрание приняло Конституционный закон об организации государственной власти.
Этот закон – один из трех, составлявших конституцию, - устанавливал республиканский строй, однако делал это осторожно, лишь косвенно упоминая о нем. Парламент Франции состоял из двух палат: Палата депутатов избиралась всеобщим голосованием на четыре года; Сенат из 300 человек избирался на девять лет департаментами и колониями, т.е. заморскими французскими территориями. На основании Закона об организации Сената от 24 февраля 1875 года Сенат не мог быть распущен и каждые три года обновлялся на треть. Участие палат в законодательном процессе было равное.
Главой исполнительной власти являлся президент, избираемый парламентом сроком на семь лет. Президент был ответствен перед парламентом. По правилу контрассигнатуры его подпись требовала визирования министрами. Президент мог быть подвергнут импичменту, для чего Сенат преобразовывался в Верховный суд. Еще больше власть президента была ослаблена после принятия Закона об отношениях между государственными властями 16 июля 1875 года. По этому закону Франция окончательно превращалась в парламентскую республику с преобладанием законодательной ветви власти. 14 августа 1884 года этот строй был закреплен поправкой к конституционным законам, в которой было сказано: «Республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре».
Эволюция Третьей республики показала, что у парламентского государственного строя были серьезные недостатки. Превосходство парламента, в котором, в свою очередь, обозначилось превосходство Палаты депутатов над Сенатом, делало правительство очень неустойчивым, не-способным проводить стабильную и целенаправленную политику. Многопартийная система усугубляла эту политическую нестабильность, и множество мелких, средних, даже относительно крупных партий вынуждены были создавать коалиции, блоки для победы на выборах. После прихода к власти эти объединения разваливались: с 1875 по 1939 годы во Франции сменилось 91 правительство. Дольше всех продержался кабинет Ж. Клемансо (по прозвищу Тигр), просуществовавший три года, два месяца и два дня (с 16 ноября 1917 года по 18 января 1920 года). Меньше всех продержались правительства Э. Эррио и Ф. Буиссона – по три дня каждое: с 19 по 21 июля 1926 года и с 1 по 4 июня 1935 года. Были политики-рекордсмены, например А. Бриан, который 25 раз становился министром и 11 раз – председателем совета министров; за это он получил прозвище Эквилибриста.
Несмотря на явные проблемы в организации государственных властей, Третья республика просуществовала дольше других в Новейшей истории Франции – 65 лет. Ее финалом стала капитуляция перед Гитлером в 1940 году.