В первые четыре месяца 2025 года система автоматической фиксации нарушений в Москве зафиксировала более 10,1 миллиона случаев нарушения правил дорожного движения — это на 1% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Несмотря на общий небольшой прирост, структура нарушений претерпела значительные изменения: одни нарушения стали встречаться реже, другие — напротив, участились. Об этом сообщили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы.
Какие нарушения стали реже?
За последние месяцы камеры фиксируют меньше случаев:
- выезда на выделенные полосы для общественного транспорта (снижение на 13%);
- езды без пристёгнутых ремней безопасности (минус 32%);
- отсутствия ближнего света фар или дневных ходовых огней в светлое время суток (минус 31%).
Такой положительный тренд специалисты связывают с дисциплинирующим эффектом работы камер и ужесточением штрафов с начала 2025 года. Водители стали внимательнее соблюдать базовые требования безопасности.
Какие нарушения растут?
В то же время наблюдается рост числа грубых и опасных нарушений:
- превышение скорости на 60–80 км/ч — одна из самых серьёзных проблем, количество таких случаев увеличилось;
- пользование телефоном за рулём — несмотря на запрет, многие водители продолжают отвлекаться на звонки и сообщения;
- проезд по обочине — нарушение, создающее угрозу безопасности движения;
- непристёгнутые пассажиры — случаи, когда пассажиры игнорируют ремни безопасности, также фиксируются чаще.
Рост этих нарушений вызывает беспокойство у экспертов, так как они напрямую связаны с риском ДТП и тяжестью их последствий.
Где фиксируется наибольшее число нарушений?
Наибольшее количество нарушений зафиксировано на следующих участках:
- Киевское шоссе в сторону центра, особенно в районе 1,5 км от МКАД;
- Третье транспортное кольцо (ТТК), особенно на пересечении с улицей Вавилова;
- Район торгового центра «Гагаринский».
Кроме того, эксперты отмечают рост нарушений среди таксистов, которые выезжают на выделенные полосы, закрытые знаком «кирпич». Хотя ПДД разрешают таксистам использовать выделенные полосы, в Москве некоторые из них ограничены только для автобусов и электробусов, что вызывает путаницу и нарушения.
Почему так происходит?
Эксперты связывают рост грубых нарушений с несколькими факторами:
- Частые изменения скоростного режима на столичных улицах создают стресс и путаницу у водителей.
- Высокая текучка кадров в такси приводит к тому, что многие водители недостаточно хорошо знают правила, особенно касающиеся выделенных полос.
- Психологическое давление от большого количества камер и штрафов заставляет водителей нервничать, что может приводить к ошибкам и авариям.
Руководитель проекта Probok.net Александр Шумский отмечает, что излишнее количество камер может привести к постоянному стрессу у водителей, что негативно сказывается на безопасности.
Как работает система фиксации?
В Москве установлено около 3,8 тысячи камер, способных распознавать до 65 видов нарушений ПДД. Данные с камер передаются в ГИБДД, где оформляются постановления и направляются водителям. Среднее время получения штрафа — от нескольких дней до двух недель в зависимости от загрузки системы.
В 2024 году камеры зафиксировали более 17 миллионов случаев превышения скорости, что составляет более половины всех нарушений. Также широко распространены нарушения, связанные с пересечением сплошной линии, непристёгнутыми ремнями и использованием телефона за рулём.
Что говорят эксперты?
Петр Шкуматов из «Народного фронта» подчёркивает необходимость повышения знаний водителей, особенно в сфере такси, и улучшения информирования о правилах движения по выделенным полосам.
Григорий Шухман связывает снижение некоторых нарушений с ужесточением штрафов и усилением контроля.
В ЦОДД отмечают, что рост числа нарушений в новых точках фиксации — это признак правильного выбора мест установки камер, направленных на борьбу с наиболее опасными нарушениями.
Как водителям избежать штрафов и повысить безопасность?
- Соблюдайте скоростной режим, особенно в зонах с изменёнными лимитами.
- Не пользуйтесь телефоном во время движения — используйте гарнитуры или системы hands-free.
- Не выезжайте на обочину и не нарушайте правила проезда по выделенным полосам.
- Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности и требуйте того же от пассажиров.
- Следите за изменениями в дорожных знаках и скоростных режимах.
Итоги
Несмотря на общий небольшой рост числа нарушений, структура нарушений ПДД в Москве меняется: водители становятся дисциплинированнее в базовых вопросах безопасности, но увеличивается количество серьёзных и опасных нарушений, которые требуют особого внимания со стороны властей и самих участников дорожного движения.
Для снижения аварийности и повышения безопасности важно продолжать совершенствовать систему контроля, информировать водителей и создавать комфортные условия для соблюдения правил. Только так можно сделать московские дороги безопаснее для всех.