Найти в Дзене
Наталья Косякова

Уберите камни с души. Спектакль о потаённой жизни людей поставил в Театре Вахтангова Сергей Тонышев

Егор Разливанов (Борис Борисыч Рабачёв), Ирина Смирнова (Анна Владимировна Ренёва) и Альбина Абрамова (Оля Василькова). Фото Валерия Мясникова.
Егор Разливанов (Борис Борисыч Рабачёв), Ирина Смирнова (Анна Владимировна Ренёва) и Альбина Абрамова (Оля Василькова). Фото Валерия Мясникова.

Одной из последних премьер в Театре Вахтангова стала постановка Сергея Тонышева «Светит, да не греет» по одноимённой пьесе Александра Островского и Николая Соловьёва. Это 13-е обращение вахтанговцев к сочинениям великого русского драматурга.

Тонкий нежный цветок очень просто растоптать, расплющить грубым сапогом. Подобное ему трепетное любящее сердце проще простого уничтожить предательством, грязной скотской похотью …

Удивительно, как легко божье создание превращается в законченную дрянь …

Цель моя – не морализаторство, но уж больно пронзительно сделан спектакль, так, что даже на фоне ставшего для многих привычным падения нравов зал затихает без фривольных смешков и по-настоящему скорбит. Цена-то – человеческая жизнь. Страшно и больно, а, значит, совесть и сочувствие в людях по-прежнему живы, и по-прежнему ярко это в них проявляет театр.

Режиссёр рассказывает, что пьеса попала к нему в особый момент, от близкого человека, и он ею по-настоящему заразился. «Там очень большая внутренняя жизнь, которой, Соловьёв и Островский предвосхитили чеховскую драматургию», - говорит Тонышев.

Да, пореформенная Россия, да, оставшаяся без денег и покровительства, приехавшая из Парижа продать имение помещица, да, скупающие всё у дворян люди второго сословия. Но глубина не в этом, предмет поисков русского писателя – не газетная своевременность, его всегда волнует человеческая душа, с её грязью и возрождением. А потому это так интересно и режиссёрам, и зрителям, ибо каждый хочет понять, кто виноват и как избавиться от страданий.

Островский отлично знает, что корень всяческого зла – не злой рок, а конфликт внутри человека, и более других зол - зависть, тем более ужасная, если козни строятся походя, просто от нечего делать. Вот и здесь цена игры поверхностной, завистливой Ренёвой, вороны, что разворошила тёплое гнездо – гибель невинной девушки. Как просто растоптать цветок …

Ирина Смирнова (Анна Владимировна Ренёва) и Егор Разливанов (Борис Борисыч Рабачёв). Фото Валерия Мясникова.
Ирина Смирнова (Анна Владимировна Ренёва) и Егор Разливанов (Борис Борисыч Рабачёв). Фото Валерия Мясникова.

Можно ли это оправдать каким бы то ни было нервным срывом и, тем паче, капризом неспособной на серьёзную страсть, по её же словам, скучающей барыни?

Сочинением о потаённой жизни людей, о жажде жить, а также ещё об одном, очень знакомом русскому человеку чувстве, называет свою постановку Сергей Тонышев.

Проявив неоднозначность пьесы, «обнаружив её более тонкую ткань, а где-то даже и более жестокую», рассказав известную историю чувственным языком, авторы спектакля помогли поднять со дна зрительской души те подводные камни, что незримо лишают человека радости и восторга от неповторимости жизни.

Так и хочется воскликнуть: «Островский forever!»

КСТАТИ:

«Светит, да не греет» - поздняя пьеса А.Н. Островского, напечатана в 1881 году (до окончания жизненного пути драматурга оставалось всего 5 лет).

Пьеса написана в соавторстве с молодым драматургом Николаем Соловьёвым. Островский всеми силами искал возможность продолжить замечательные традиции русского драматического театра, искреннего, самобытного и основанного на высокой литературе. Поэтому он активно работал с молодыми драматургами, редактировал их пьесы, и, по его словам, на его столе редко когда лежало меньше 5 чужих пьес помимо его собственной. Иными словами, существовала некая неформальная школа Островского. Правда до высот мастера добрались, по словам театроведа Дмитрия Трубочкина, только Соловьёв и Невежин.

Что это были за высоты? По мысли Островского, высшая стадия – это когда учитель и ученик пишут одну пьесу в соавторстве, это - идейное единение. «Светит, да не греет» этому как раз – яркий пример.