Один из крупнейших посёлков Свердловской области, административный центр Белоярского городского округа — Белоярский. Баженово — старинная железнодорожная станция и одноименный район поселка Белоярского.
История строительства станции Баженово связана с историей открытия Баженовского месторождения хризотил-асбеста (было названо так по близлежащей железнодорожной станции Баженово).
Баженово
По численности населения Белоярский занял второе место среди посёлков городского типа в регионе, уступает Рефтинскому (в нем живет более 15000 человек) и опережает несколько городов Урала (например, в 2023 году в Верхнем Тагиле проживало 9925 человек), а в Белоярском — 13030 человек (информация 2023 года).
Железнодорожная станция Баженово
Пригородное сообщение станции Баженово
Станция Баженово находится на 1870 километре главного хода Транссиба между Екатеринбургом и Богдановичем.
На станции Баженово останавливаются все пригородные электропоезда, которые следуют от станции Екатеринбург-Пассажирский в направлении Богдановича. Далее часть из них следует до Каменска-Уральского, Ощепково (Пышмы) и Кунары (Сухого Лога).
Если ваши дети увлечены поездами, — добро пожаловать сюда. Можно выйти на мост над железнодорожными путями, полюбоваться мчащимися поездами, поприветствовать машинистов и услышать в ответ приветственные гудки.
Подписывайся на нас в соцсетях!
ВКонтакте Наш Урал, ВКонтакте МПКУДА, Одноклассники, Дзен, Telegram Наш Урал, Telegram Pin on map
Ветка на Асбест
К западу от станции, в направлении Екатеринбурга, от Транссибирской магистрали отходит ответвление к Асбесту. Поезда, следуя из Екатеринбурга, заезжают на станцию Баженово, где происходит смена направления движения; обратные составы повторяют манёвр.
Изначально линия до Баженовского карьера, вокруг которого возник город, была узкоколейной и открылась в 1927 году. В 1933 году она была переоборудована на широкую колею. Около станции Асбест к линии примыкает разветвлённая сеть ведомственной железной дороги ОАО «Ураласбест».
Узнать больше!
Читать на портале «Наш Урал и весь мир»: «Асбестовская узкоколейная железная дорога: история и наши дни»
История станции
История железнодорожной станции Баженово долгая и насыщенная! 7 декабря 1885 года на станцию пришел первый поезд — коммерческий состав, который проследовал от станции Шарташ до Камышлова.
Подробнее про станцию Баженово
«В Екатеринбурге в октябре 1885 года состоялось торжественное открытие Тюменской ветки , построенной за 1883 -1885 годы, благодаря чему и появилась в нашем районе станция. Свое название станция получила от соседней деревни. Строительством данной ветки заведовал ссыльный поляк О. Ф. Вильчинский, поселенный царской властью в Мезенку. Строительство железнодорожного полотна было тяжелым, непосильным трудом. Железнодорожную ветку строили крестьяне, жившие в Мезенском, Бруснятах, Белоярском. Им приходилось рыть котлованы, делать насыпи, осушать болота, прокладывать просеки в лесах, корчевать пни.
Урал в 17 веке славился выработкой металла. Демидовские заводы снабжали железную дорогу рельсами, которые они закупали за границей, затем их переплавляли, так как те рельсы, что покупались за границей, были очень слабыми для железной дороги. Подтверждением этого была находка куска ржавого рельса, датированного 1875 годом и имеющего клеймо Демидовского завода, жителем станции Баженово на своем приусадебном участке на улице Пушкина. Болты и костыли для крепления шпал также выпускались на Демидовских заводах. Производство шпал делалось на местах. Вырубались леса, из полученной древесины делались плахи, которые укладывались на насыпь. Так день за днем шло строительство железной дороги.
В исторических источниках печатались сведения (ходившие при дворе) следующего содержания: «Нам не нужны железные машины, чтобы перевозить грузы по железной дороге, это могут сделать каторжане и крестьяне, впряженные в одну упряжку…».
24 декабря 1884 года горный землемер член УОЛЕ А.П. Ладыженский в районе Кудельного болота нашел выходы асбеста и сообщил об этом в Горное ведомство. Именно Ладыженский является первооткрывателем богатейшего Баженовского месторождения хризотил-асбеста, названного так по близлежащей железнодорожной станции Баженово. Уже в постсоветское время одна из улиц города получила название в честь Ладыженского.
С 1905 года в России начинаются забастовки рабочих заводов и фабрик. Железнодорожники ветки Пермь – Камышлов под руководством большевиков 17 октября 1905 года приняли участие в забастовке. Двое суток все движение поездов было приостановлено. Ещё до революции станция была участником значительных исторических событий. Сохранилась записка Е. Д. Стасовой – секретаря РСДРП, что станция Баженово являлась пересыльным пунктом для большевиков Сибири. Через неё осуществлялась перевозка почты из-за границы в Сибирь. 1915 год – начала активные действия подпольная организация.
3 июня 1917 года Н. Г. Толмачев – будущий первый политкомиссар – организовал на станции революционный митинг, за что подвергся нападению местных кулаков. 27 января – 14 марта 1920 года были проведены первые коммунистические субботники. В гражданскую войну, в 1919 году, на станции Баженово двое суток размещался штаб В. К. Блюхера».
Источник информации: Муниципальное бюджетное учреждение культуры Белоярского муниципального округа Свердловской области
Как добраться
- Поселок Баженово. GPS-координаты: 56.731689, 61.367564
- Железнодорожная станция Баженово. GPS-координаты: 56.730554, 61.371171
Расстояние от Екатеринбурга до поселка и станции Баженово — 55 км. На машине можно добраться за час — полтора, на электричке — за час.