Найти в Дзене
Известия

Что скрывает самая современная тюрьма для пожизненников в РФ — ИК-6 «Снежинка»: где находится, кто в ней сидит

Оглавление

ИК «Снежинка» можно назвать одной из самых передовых колоний для пожизненно заключенных. Там качественная и современная система безопасности со сверхчувствительными датчиками движения и сравнительно хорошие условия содержания. Среди заключенных встречаются знаменитые осужденные с наградами за творческие работы.

О том, почему СИЗО перепрофилировали в ИК, сколько в колонии охранных систем, за что дали пожизненный срок самым известным заключенным «Снежинки», как живут и чем увлекаются осужденные — в материале «Известий».

Где расположена колония ИК-6 «Снежинка»

Исправительная колония особого режима находится в Амурском районе Хабаровского края в рабочем поселке Эльбан, в 450 км от Хабаровска и 100 км от Комсомольска-на-Амуре.

Эльбан — это небольшой населенный пункт, где, по последним данным Росстата, на начало 2024 года проживало около 10 тыс. человек.

Фото: «Яндекс Карты»
Фото: «Яндекс Карты»

Почему ИК-6 назвали «Снежинкой»

В народе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю прозвали «Снежинкой». Такое название колонии дали из-за формы, в которую собраны здания, внешне напоминающую снежинку. Центр «Снежинки» — главное здание ИК-6. Лучи — семь корпусов, шесть из них — колония для пожизненно заключенных, седьмой — СИЗО. При этом «лучи» неровные, а с зубцами, за счет которых заключенные не видят происходящее в других камерах. Все окна выходят на одну сторону, что позволяет осужденным не передавать сообщения друг другу.

«Народное название нашей колонии — “Снежинка”, потому что с высоты птичьего полета она похожа на снежинку. У нас сюда несколько лет назад приезжали сотрудники. У одного был параплан, и он сделал облет. И с тех пор это название за нами и прикрепилось», — рассказывал LIFE начальник ИК-6 Андрей Власенко.
-3

История ИК-6 «Снежинка» ведется с 1996 года, когда здесь начали строительство следственного изолятора на 800 человек. Жители поселка спокойно отнеслись к постройке, поскольку она создавала новые рабочие места.

Объект возводился с учетом европейских стандартов, архитектура СИЗО повторяет проект, разработанный в Швеции в 1992 году. Изолятор занимает 6 гектаров земли. Из-за нехватки финансирования строительство замораживали, и сдан проект был только в конце 2012 года. По заявлением УФСИН России по Хабаровскому краю, на строительство объекта затратили более 817 млн руб.

В 2014 году московская комиссия проинспектировала готовность ввода изолятора в эксплуатацию, а открытие СИЗО состоялось в 2015 году.

«Снежинка» как изолятор долго оставалась недозагруженной. Счетная палата сообщала, что за 2015-й и 2016-й годы здесь находились всего 68 человек, то есть, 8,6% от площадей.

В 2017 году, после закрытия тюрьмы «Черный беркут» в Свердловской области, изолятор перепрофилировали в колонию для пожизненно осужденных (ИК-6). Начальник пресс-службы УФСИН России по Хабаровскому краю Дмитрий Баданин тогда заявлял, что всех заключенных в колонии обяжут работать.

Вид на один из лучей здания ИК-6. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Вид на один из лучей здания ИК-6. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
«На территории тюрьмы идет постройка деревообрабатывающего и швейного цехов. Заключенным предоставят рабочие места, где они смогут обрабатывать древесину и заниматься пошивом спецодежды. По предварительному проекту, в тюрьме будут содержаться около 600 заключенных, отбывающих наказание за особо тяжкие преступления», — сообщал Дмитрий Баданин.

«Снежинка» стала единственной на Дальнем Востоке и восьмой в России колонией для пожизненно осужденных.

Почему система безопасности ИК-6 «Снежинка» считается самой совершенной в России

Статус колонии для пожизненно заключенных требует особой системы безопасности. Так, побег из «Снежинки» — нечто нереальное. В каждой камере установлены две клетки, а охрана дежурит на каждом этаже. На всех выходах и входах специальные приборы сканируют сетчатку глаз осужденных. К тому же ИК-6 хорошо освещена (это самый освещенный объект в поселке), поэтому на территории прослеживается каждый угол.

Вместо вышек охраны в ИК-6 стоят камеры наблюдения. По периметру колонии установлены сверхчувствительные датчики движения и видеонаблюдение, которые фиксируют как территорию «Снежинки», так и поселка Эльбан. Всего в ИК-6 более 1300 охранных систем.

Дежурные, не вставая с места, видят, что происходит во всех семи корпусах колонии. Такое возможно не только благодаря камерам наблюдения и экранам, на которые выводится картинка со всех устройств, но и стеклянным помещениям. Они расположены в центре «Снежинки», на пересечении ее лучей. Кроме того, из стеклянных комнат дежурные могут управлять запорами всех дверей.

Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

По воздуху к ИК-6 тоже сложно подобраться. В «Снежинке» работает специальная система предотвращения проникновения. Так, в колонии могут бороться с дронами.

«Технические средства наблюдения и охраны — это шесть современных компьютеризированных независимых систем. Только охранных извещателей у нас более пяти тысяч, а серверов и автоматизированных рабочих мест — более двух сотен», — рассказывал «Ленте.ру» начальник ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю Михаил Бачурин.

Не пренебрегают в колонии работой собак и кинологов. На позициях последних в основном работают девушки. Они проводят досмотры людей, техники и участвуют в конвоировании заключенных.

По словам сотрудников «Снежинки», в ИК-6 один из лучших штатов кинологов в России. Служебные собаки здесь одни из самых подготовленных: они прошли общий и специальные курсы дрессировки. В основном это восточно-европейские и немецкие овчарки, ротвейлеры, спаниели и даже золотистые ретриверы. Животные обучены искать и находить людей, технику и наркотики, могут сопровождать конвои.

Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

Структура колонии

В «Снежинке» есть три режима: колония для пожизненно заключенных, колония строгого режима и следственный изолятор.

Шесть из семи корпусов ИК-6 занимают пожизненно осужденные, седьмой луч «Снежинки» отведен под СИЗО. Один из шести этажей в изоляторе предназначен для осужденных строго режима. Они готовят еду для пожизненно заключенных, работают в прачечной и в банях.

По каким обвинениям и сколько заключенных сидит в «Снежинке»

По данным на май 2025 года, в ИК-6 находятся 250 пожизненно осужденных, при этом всего в 144 камерах колонии могут разместить 378 «пожизненников»: заключенных в камерах размещают и по двое, и по трое.

Первыми пожизненно осужденными в колонии стали этапированные из закрытого «Черного беркута», затем сюда переводили осужденных из других колоний, включая «Черный дельфин».

Контингент в ИК-6 сложный, рассказывал начальник ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю Михаил Бачурин «Ленте.ру». По его словам, в колонии отбывают срок убийцы, насильники, участники ОПГ, террористы и экстремисты. У некоторых из них серьезные психические расстройства, а другие постоянно судятся с ИК-6.

Фото: LIFE
Фото: LIFE

Самые известные заключенные-«пожизненники» «Снежинки»

В «Снежинке» сидят люди со страшным бэкграундом. Один из таких заключенных — Александр Ложкин. В 1997 году он устроил массовое убийство, расстреляв шестерых человек на дне рождения приятеля из криминального мира.

Всё случилось в банном комплексе лыжной базы «Спутник» в Нижнем Тагиле, где на празднике собрались люди из конкурирующих преступных группировок. Мафия занималась автомобильным бизнесом. Среди приглашенных был и Ложкин.

Как пояснил бывший в то время оперуполномоченным уголовного розыска Дзержинского РОВД Нижнего Тагила Андрей Коробейников:

«Во время празднования дня рождения произошла ссора. После этого именинник попросил покинуть сауну всех гостей. К 12 ночи Ложкин и его сообщники вернулись в баню, чтобы отомстить. Ныне осужденный стрелял из пистолета, а его подельники нападали с ножом. По словам потерпевших, один из убийц еще предложил кинуть гранату. Из-за того случая погибли восемь человек, шестерых из них убил Ложкин».

Преступника довольно быстро задержали, а в 2001 году приговорили к пожизненному заключению. В первые годы он отбывал срок в «Черном беркуте».

Есть в «Снежинке» и те, кто отбывает наказание семьями. Один из таких примеров — отец и сын Станислав и Игорь Тищенко, соседи Ложкина по камере.

В 1996 году в иркутской шашлычной младший Тищенко открыл стрельбу, а старший Тищенко кинул гранату в ненавистного знакомого и вора в законе Николая Акбашева. Кроме того, согласно показаниям свидетеля, Станислав Тищенко велел сыну стрелять в каждого противника, указывая на них пальцем. После этого старший Тищенко скомандовал убить всех свидетелей. Повезло, что к этому времени все убежали.

Станислав Тищенко (слева) делает зарядку в камере. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Станислав Тищенко (слева) делает зарядку в камере. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

В результате Акбашев и три его подельника погибли, еще трое человек оказались ранены, это сообщник Акбашева, а также официантка и повар шашлычной.

По заявлениям Станислава и Игоря Тищенко на суде, они были жертвами обстоятельств и, кроме того, даже защищали народ от воров. Кто, если не они встали бы на защиту простых людей, пока милиция бездействует, говорили Тищенко. Однако отца и сына поначалу приговорили к смертной казни, но затем, когда указом президента был введен мораторий на высшую меру, ее заменили на пожизненное заключение.

Станислав и Игорь больше 24 лет отбывают срок в одной камере.

Игорь Тищенко делает зарядку в камере. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Игорь Тищенко делает зарядку в камере. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

Еще один «постоялец» ИК-6 — известный представитель криминального мира Руслан Гатагажев. Он возглавлял ОПГ, которая в конце 90-х похищала, пытала и убивала жителей Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и других регионов России.

«Гатагажев создал преступную группировку ради получения выкупа за похищенных людей. По данным уголовного дела, за каждого пленника преступники просили около $70 тыс. Чтобы заставить членов семей заложников быстрее собирать деньги, бандиты отправляли родственникам кассеты, на которых записаны пытки над похищенными. В случае, если ОПГ не получала деньги в установленный ею срок, преступники убивали людей, а видео убийства прислали семьям жертв».

Среди заложников Гатагажева и его сообщников были и военнослужащие. У группировки, согласно данным Генпрокуратуры, находилось десять автоматов Калашникова, пять пистолетов с боеприпасами, четыре автомобиля. Всего ОПГ похитила 38 людей и убила 11 из них. Задержать Гатагажева удалось только в конце 2007 года, преступник скрывался под чужим именем. Хотя его сообщники были арестованы за несколько лет до этого. В конце 2008 года суд приговорил мужчину к пожизненному заключению.

Другой знаменитый преступник «Снежинки» — Рауф Гардашов. В 2016 году он убил жену и четырехлетнюю дочь, заподозрив супругу в измене. Из-за ревности он набросился на женщину с ножом и нанес ей 20 ударов. В момент преступления из комнаты дочь Гардашова и тоже попала под руку родителя. В показаниях преступник рассказывал, что он перепутал дочь с любовником жены. По словам свидетелей, мужчина не раз угрожал «отрезать детям уши» и «зарезать всех как баранов». В конце 2017 года Гардашову дали пожизненный срок.

Есть в ИК-6 и террористы. Так, Илья Тихомиров сидит за участие нескольких взрывов, самый известный из которых произошел на Черкизовском рынке в 2006 году. Тогда осужденному не было и 20 лет. «В пятницу решено сделать новости на Черкизовском рынке», — писал Тихомиров накануне теракта в личном дневнике.

Рынок, по его словам, — «поистине благодатное место для белого террора». Тихомиров и другие участники «дела» организовали взрыв мощностью 1-1,2 кг в тротиловом эквиваленте, убив 14 человек и ранив 61.

Последствия взрыва на Черкизовском рынке. Фото: АПФ/Татьяна Макеева
Последствия взрыва на Черкизовском рынке. Фото: АПФ/Татьяна Макеева

После «акции» на Черкизовском мужчина планировал две недели отдохнуть от преступлений, чтобы «пересдать все задолженности».

Среди других преступлений, организованных Тихомировым и его сообщниками, — взрывы в общежитии Московского завода автоматических линий и специальных станков, академии проблем биоинформатики и психологической помощи «Лилиана», офисе газеты «Русский Вестник», молельной мусульманской комнате, торговых павильонах, зале игровых автоматов и кафе. В 2008 году Тихомирову назначили пожизненное заключение и принудительное лечение у психиатра.

Распорядок дня для заключенных в «Снежинке»

Просыпаются заключенные ИК-6 в 6:00. В это время в камерах включается свет. После преступники чистят зубы и заправляют кровати. На это у сокамерников есть 20 минут. Чтобы не терять времени, осужденные выработали систему. Пока один чистит зубы, второй заправляет койки, третий — идет к унитазу. В каждой камере — собственный график. Некоторые осужденные могут несколько лет умываться в одно время, другие меняются с сокамерниками каждый день, неделю, месяц. Дальше утренний «ритуал» — зарядка, которую каждый самостоятельно выполняет в камере под звуки радио.

«Следующее дело в распорядке дня заключенных — завтрак. Меню составлено учеными, за качеством продуктов тоже внимательно следят. Блюда, согласно правилам питания осужденных, разнообразные, горячие и не повторяются более двух-трех раз в неделю. После завтрака дежурный по камере моет пол и вытирает пыль. Затем — утренняя проверка».
Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

Дальше заключенные идут на работу, каждый в свой «цех» — мебельный, сувенирный или швейный. Обед длится с 12:00 до 13:00. Затем осужденные возвращаются на производства. После работы преступники идут на полуторачасовую прогулку в огороженные с боков и сверху дворики площадью до 100 метров. Разговаривать в это время заключенным строго запрещено, в противном случае прогулка прекращается.

Ужинают в «Снежинке» в 17:00. Дальше — личное время, в которое одни смотрят телевизор, другие читают книги, третьи занимаются хобби. В 20:40 — вечерняя проверка, а с 21:45 заключенные готовятся ко сну. В 22:00 в камерах выключается свет.

Условия содержания заключенных в «Снежинке»

Преступники живут в камере площадью 20 квадратных метров. В каждой «комнате» заключенных есть окна, кровати, тумбочки, радиоприемник и телевизор. Музыку и новости из радиоприемника можно слушать постоянно, телевизор же разрешают смотреть только в свободное время.

Сигареты, спички, духи осужденным хранить при себе нельзя. Но не возбраняется иметь их: преступники оставляют эти вещи на полках у входа в камеру. Пользоваться предметами можно по запросу к инспекторам.

Одна из камер ИК-6. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Одна из камер ИК-6. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
«В одной камере живут три-четыре человека. Сокамерников определяют психологи, смотря на особенности и склонности осужденных. В закрепленной за ними камере и с определенными людьми заключенные отбывают весь срок, то есть всю жизнь. Кроме того, этим же составом «сожителей» осужденные посещают докторов, ходят на работу и прогулки. Маршруты разработаны так, чтобы заключенные не встречались ни с кем, кроме сокамерников».

По правилам внутреннего распорядка осужденные обязаны стоять, держа руки за спиной. Известную позу «ласточка», когда руки за спиной нужно поднять вверх, вывернуть ладони и растопырить пальцы, принимают только во время проверок.

Прогулочный дворик ИК-6. Фото: LIFE
Прогулочный дворик ИК-6. Фото: LIFE
«Примерно две трети осужденных ежедневно работают. Освобождают от работы порядка 80 человек, это пенсионеры и инвалиды. Большинство трудятся на швейном производстве. В рабочих камерах находятся столы, швейные машинки и радио».

Желающие в свободное время могут читать книги, для этого в колонии открыты две библиотеки, одна из которых хранит мусульманскую литературу. Книги отбираются сотрудниками ФСИН.

Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

С родственниками осужденные общаются с помощью специальных сервисов «Зона-телеком» и «Зона-письмо». Благодаря ним отбывающие срок в ИК-6 могут звонить и отправлять электронные письма под контролем администрации колонии.

Если осужденному нужна медпомощь, то его ведут в медицинское отделение. Каждый кабинет врача оборудован современной техникой. В ИК-6 заключенных лечат фтизиатр, стоматолог, дерматолог и хирург. При необходимости больных отправляют в специальную клинику.

Медчасть ИК-6. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Медчасть ИК-6. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

С 21:45 до 22:00 сокамерники расправляют кровати. Но до команды «отбой», которую дают ровно в 10 вечера, ложиться в постель нельзя. Ночью вставать также запрещается, исключение — туалет.

Творчество заключенных

Многие заключенные находят свое хобби благодаря работе в колонии. Тот, кто трудится в мебельном цеху, создает качественные столы, стулья, лавки. В швейном цеху создают рабочую одежду, причем, за все этапы производства, начиная от раскроя, заканчивая проверкой качества, отвечают осужденные. Для многих работа — это отдушина.

Например, 50-летний Яков Цой, убивший шесть человек включая двоих милиционеров, освоил профессию, только оказавшись за решеткой.

В сувенирном участке заключенные изготавливают шкатулки, нарды, кухонные наборы из дерева. Делают сувениры осужденные не по принципу конвейера, а с фантазией.

«Один из таких творческих «сотрудников» — террорист Илья Тихомиров. В «Снежинке» он стал художником и с работой «Возвращение блудного сына» выиграл на выставке творчества заключенных».
Илья Тихомиров за рисованием. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин
Илья Тихомиров за рисованием. Фото: «Лента.ру»/Игорь Надеждин

Некоторые осужденные увлекаются науками. Например, один из осужденных даже поступил на психологический факультет вуза и пишет диссертацию о психологии пожизненно осужденных. В ней он утверждает, что заключенные могут измениться, стать лучше и мирно жить среди обычных людей.

Как вы оцениваете условия содержания преступников в ИК-6 «Снежинка»? Как относитесь к мораторию на смертную казнь в России?