Когда я узнала, что в Театре кукол будет спектакль про войну, то в продаже оставались лишь единичные билеты в разных рядах. Поэтому я купила лишь два билета: себе и младшему 5-летнему сыну Андриану, решив, что если не удастся куда-то пересесть рядом, то мы свободно и на одном кресле посидим, ведь мой сын очень маленький – едва до метра дотягивает, или не дотягивает, может и на коленях посидеть (но в итоге нам нашли два места рядом и даже ближе к сцене, чем я купила).
Старшие дети (13 и 12 лет) сформированы, как личности, и уже имеют свои взгляды на войну и мир. А младшего ещё можно образовывать.
Поэтому мне показалось хорошей идеей сводить сына на спектакль, который в доступной для ребёнка форме рассказывает про военное время, про то, как видели войну дети.
Спектакль так и называется "Про войну".
По пьесе Натальи Захаровой, если я правильно запомнила.
Создатели спектакля попытались рассказать детям о войне в доступной форме – через игрушки, которые дети отправили на фронт отцам, веря в то, что они помогут им в бою.
Не хочется критиковать прекрасную задумку, но не могу не отметить то, что вызвало затруднения конкретно у моего 5-летнего ребёнка, который без моих пояснений не понял бы спектакля. А пояснять во время спектакля неудобно и неприлично.
Во-первых, в спектакле задействованы, как куклы, так и люди-актёры, а также люди-кукловоды – человек ходит по сцене и водит куклу. То есть нужно отличать человека – героя спектакля, от человека, на которого не нужно обращать внимание, потому что он не герой спектакля, а только водит куклу. Такая ситуация сбивает ребёнка с толку.
Я бывала ранее на спектаклях, где кукловоды ходят по сцене и вдвоём-втроём управляют одной куклой. Но в таких постановках кукловоды были в накинутых капюшонах, скрывающих лицо, мимику, движение губ при озвучивании куклы. Было легко отключиться.
А в спектакле "Про войну" мы видели, что за кукол говорят актёры, их лица были открыты, несмотря на кепки с козырьком. Тут же рядом ходила актриса, играющая роль бабушки и матери. Ребёнку было сложно сходу разобраться кто есть кто.
И немножко занудства: спектакль начался с того, что ребёнок играл в планшет и не хотел ложиться спать, потом попросил бабушку рассказать про войну, которую та застала. Я родила детей не рано – под тридцать и за тридцать, но их бабушка (моя мама) ни как не могла застать войну. А если бы застала, то её внуки не могли бы играть в планшет, потому что их ещё не существовало бы. Может бабушка из спектакля, не бабушка, а прабабушка? Тогда бы могли сойтись года. Но нет, бабушка именно бабушка, информации, опровергающей это, нет. Остаётся только предположить, что эта бабушка, которая была пятилетней, когда началась война, родила ребёнка в 40-45 лет, что возможно, особенно если ребёнок не первый. И потом этот ребёнок тоже родил лет в 40. Тогда сходится – внук уже знаком с планшетами, а бабушка помнит войну. Правда героиня не похожа на 90-летнюю старуху, слишком активна. Но, мало ли, чего в жизни не бывает. Тем более, что это не документальный фильм, а сказка для детей.
Минутка занудства окончена, прошу строго не судить, дети вряд ли на что-то такое обратили внимание и не принялись высчитывать года.
Мне эта история показалась похожей на жизнь в моём детстве, когда Победа была 45-50 лет назад, и мы, внуки, частенько просили дедушку с бабушкой рассказать про войну. Бабушка скупо рассказывала, а дедушка больше отмалчивался. Уж 20 лет некого расспрашивать...
Мальчик попросил бабушку рассказать о войне, и бабушка, прижимая к сердцу игрушку Петрушку, рассказала. Её рассказ и был основным спектаклем. Бабушка превратилась в свою маму, а её саму в детстве представила кукла.
Действие сопровождалось известными советскими военными песнями. Например на мотив "Трёх танкистов" пелось: "Три косые детские игрушки помогать приехали бойцам". Там и "Катюша" звучала и "Смуглянка", и другие.
Действие довольно сумбурное: игрушки поют патриотические мелодии (видимо, для всех советских бойцов), немцы стреляют, девочка ждёт папу с фронта и хочет есть, мама рассказывает ей, почему нет хлеба, и они всё лучшее отправляют в посылке на фронт.
И отец возвращается. Вернее, его, очевидно, эвакуируют в тыл в госпиталь с ранением. И из госпиталя он передаёт (возвращает) своей дочке её Петрушку. Петрушка тоже "ранен" он, оказывается, был в нагрудном кармане у отца и стал преградой для осколка снаряда, или пули.
Мама ремонтирует Петрушку, а девочке не терпится навестить отца.
Тут мой младший сын стал кричать не умрёт ли папа, и не умер ли Петрушка...
Потом нам говорят о том, что те жертвы и подвиги были принесены и совершены ради того, чтобы сейчас мы жили в мире...
И мы выходим из театра под звуки сирен, оповещающих о ракетной опасности...